Социальное исследование.




Секция «Социология»

«Влияние религии на человека»

Аврамова Дарья Владимировна, Салахутдинова Гельзиря Вагизовна, МБОУ «Буинская СОШ» Ибресинского района, 10 класс

Научный руководитель:

Ахметзянова Сирина Миназымовна, учитель биологии и географии

Введение.

 

Благослови, господь, семью - творения венец.

Святая троица земли – Ребенок. Мать. Отец.

И человечество само ни что-нибудь – семья.

Е. Евтушенко.

Когда мы выбирали тему для исследования, вспомнили, какие традиционные религиозные праздники отмечаются в нашем посёлке и как к этому относятся жители.

И вот мы вспоминали, как молодежь почитает традиционные религиозные праздники, как себя ведут в храмах божьих. Некоторые даже не знают, как нужно одеваться, когда идёшь в церковь или мечеть. Некоторые девушки вместо юбки надевают джинсы, на голове нет платков, волосы распущены. Поведение тоже бывает не подобающим: громко разговаривают, смеются, тем самым мешая остальным прихожанам.

Может, родители им не объяснили, как нужно вести себя в церкви, мечети? Ведь именно семья незаметно для человека формирует модель его поведения.

А православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.

После революции 1917г. происходит свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках власти.

В итоге многие наши традиции (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам и посещение мечети по пятницам и по праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.

Поэтому цель исследования - изучить, какие традиции сохранились в современных семьях.

Задачи исследования:

- сравнить мусульманскую и православную модели семьи;

- выяснить, какое место занимают православные, мусульманские традиции в нашей жизни;

- предложить возможные пути укрепления религиозных устоев в обществе.

 

Для достижения цели мы использовали методы социологического опроса среди учеников нашей школы и жителей поселка. В этом заключаются основные этапы нашего исследования.

Семья: традиции и современность.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому и мусульманскому вероучениям, семья есть организм, созидаемый по канонам. Глава семьи – муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению. Об этом пишут в Библии и Коране:

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. (1Пет. 3:7) »

В Коране сказано: "Живите со своими женами в мире и согласии, Так как если вы их невзлюбите, Вы отвернетесь от источника радости и наслаждения, Предоставленного вам Аллахом" (Коран, 4:19)

Дети – это дар Всевышнего, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной религиозной жизни.

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную: добродетельный и богопослушный человек – попадает в Рай, а грешник – в Ад.

Чтобы привить своим детям навыки религиозной жизни, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах, соблюдали посты, молились и т.д.

А теперь попробуем изучить ситуацию в современных семьях. Соответствует ли она перечисленным выше правилам? В этом нам предстоит разобраться.

 

 

Социальное исследование.

 

Мы выяснили, что в нашем поселке проживают в основном православные и мусульмане. Следуя этому, решили провести опрос среди учащихся нашей школы, в котором приняли участие 100 человек.

Первым делом разузнали, какой процент составляют православные христиане и мусульмане от общего числа опрошенных. Согласно данным социологического опроса, 53% опрошенных являются православными христианами, а 47% - мусульманами.

 

На вопрос: «Каким религиозным праздникам уделяется особое внимание в вашей семье?», 54% православных особо отметили Великий Пост, 35% уделяют особое внимание Пасхе, 8% христиан назвали другие праздники, а 3% воздержались от ответа.

Этот же вопрос мы задали и мусульманам. 45% мусульман ответили, что особое внимание они уделяют празднику Ураза-байрам, 37% – празднику Курбан–байрам, 16% назвали другие праздники, 2% воздержались от ответа.

Третье, что нас интересовало – это то, как часто люди посещают церковь или мечеть. Итак, 17% опрошенных регулярно посещают церковь, а мечеть - 20%.

 

Быть может, дело в том, что дети не заинтересованы религией? Или в современной семье не уделяется достаточно внимания религиозным обычаям? Поэтому возникла необходимость в следующем этапе исследования.

Следуя анализу опроса, мы решили провести опрос среди взрослого населения и задали им ряд вопросов:

1. «Какие религиозные праздники вы отмечаете?»

2. «Как часто вы разговариваете со своими детьми о религии?»

3. «Как часто вы посещаете святые места?»

 

Мы выяснили, что люди ежегодно отмечают такие праздники, как Сабантуй или Акатуй, Крещение, месяц Мэулид, день Гашура и другие; к сожалению, лишь большая часть людей всё-таки разговаривает со своими детьми о религии, и почти половина хотя бы раз в год посещает святые места. Например, православные ездят в храмы Алатыря, города Чебоксары, бывают в древних храмах Свияжска; мусульмане ежегодно посещают поселок Болгар в Татарстане, мечети в Казани и многие другие святые места.

Люди так же имеют и материальные ценности. Например, в семье Трескина Яши есть реликвии – иконы Пресвятой Богородицы, Казанской Божией матери. Эти иконы передаются по наследству и в семье очень ценят их.

Результаты исследования показали, что, несмотря на события, происходившие в ХХ веке, поколения, живущие в начале XXI века, всё-таки сохранили веру в Бога, передали религиозные традиции наших предков новому поколению. В этом несомненная заслуга Церкви и Мечети.

Но традиции и знания о религии, которые удалось сохранить, поверхностны. Они ещё не так твердо вошли в нашу жизнь. А этому необходимо содействовать путём воспитания и просвещения людей. Мы, молодое поколение, должны сделать всё, чтобы религия не потеряла свой глубокий смысл и своё значение в жизни каждого человека и в мире.

Как показывает практика, положительное влияние на семьи оказывают паломнические поездки по святым местам нашей Родины. Эти экскурсии дают новые знания в области истории и богословия, архитектуры, искусства и просто православной культуры. А самое главное – они объединяют религиозных людей, дарят им возможность общаться и делиться жизненным опытом.

Заключение.

Итак, основные задачи исследования выполнены. На наш взгляд, необходимо укреплять и распространять религиозные устои в семейной жизни. Ведь все традиции и обычаи, перечисленные выше – это веками проверенные формы общения человека с Богом. Религиозное воспитание закладывает в человеке духовную основу жизни и нравственную модель поведения.

Несомненно, достичь высоких целей духовного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания – семья, государство, религия.

Приложение 1

Су́ра — это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов бисмиллы «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного»

Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов в сурах варьируется от 3 до 286. За редким исключением количество аятов в сурах расположено в порядке уменьшения количества аятов.

Аят — мельчайшая структурная единица Корана, иногда понимаемая как «стих» (что неверно с точки зрения самого пророка, неоднократно подчёркивавшего удалённость своих проповедей от поэзии).

По различным подсчетам в Коране от 6204 до 6236 аятов.

 

Апостол Пётр написал два послания или письма, которые вошли в Библию.

  • 1-е послание Петра
  • 2-е послание Петра

Первое послание Петра, полное название «Первое соборное послание святого апостола Петра» — книга Нового Завета.

Послание Иакова, Иуды, два послания Петра и три — Иоанна называют соборными посланиями, так как они, в отличие от посланий апостола Павла адресованы не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

Второе послание Петра, полное название Второе соборное послание святого апостола Петра — книга Нового Завета.

Послание Иакова, Иуды, два послания Петра и три — Иоанна называют соборными посланиями, так как они, в отличие от посланий апостола Павла адресованы не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

 

Заповедь — религиозно-нравственное предписание. Заповеди, которые даны в религиозных книгах от лица Бога, составляют основу религии. Обычно это краткое назидание в виде изложения основных тезисов, но в иудаизме, например, свод обязательных правил настолько разросся, что слово «талмуд» даже стало нарицательным, обозначая свод разносторонних указаний, которым проблематично следовать.

Ветхий Завет: 613 заповедей; Семь заповедей потомков Ноя; Десять заповедей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: