Седален по первом стихословии по Уставу из Октоиха.
Седален по втором стихословии по Уставу из Октоиха.
Общие особенности чтения канона в субботу следующие:
1. В субботу на утрени читается канон храма или обители.
2. Порядок чтения канонов иной, нежели в седмичные дни: сначала читаются каноны Минеи, а лишь затем, последним, читается 1-й канон Октоиха.
3. При чтении канонов учитывается, в каком храме совершается Богослужение.
В храме Господнем или Богородицы:
Канон — «на 14 тропарей с ирмосом»:
Канон Храма — на 6 тропарей с ирмосом (по Уставу ирмосы по-дважды);
Канон святого Минеи — на 4 тропаря без ирмоса;
Канон Октоиха 1-й (Всех Святых) — на 4 тропаря без ирмоса.
Примечание: Если в Минее два святых, то оставляется канон храма, как наиболее часто употребляемый (то есть периодичность использования канонов такова: канон храма читается 1 раз в неделю — каждую субботу, канон святого Минеи — 1 раз в год и канон Октоиха — 1 раз в 8 недель или 1 раз в 2 месяца).
Катавасия — по Уставу.
В храме святого:
Канон — «на 14 тропарей с ирмосом»:
Канон святого Минеи — на 6 тропарей с ирмосом (по Уставу ирмосы по-дважды);
Канон Храма — на 4 тропаря без ирмоса;
Канон Октоиха 1-й (Всех Святых) — на 4 тропаря без ирмоса.
По 3 песни — Седален святого Минеи;
Слава и ныне: Богородичен, писанный при седальне.
По 6 песни — Кондак и икос святого Минеи.
По 8 песни — «Честнейшую…»
По 9 песни — «Достойно есть…»[6]
Малая ектения.
Светилен святого Минеи;
Слава: Ексапостиларий дневной;
И ныне: Богородичен, писанный при Ексапостиларии.
На стиховне — 3 стихиры мученичны Октоиха (из числа стихир на хвалитех Октоиха[7]) с вседневными стихами;
Слава: святого Минеи (если есть);
И ныне: Богородичен из 2 приложения Минеи по гласу Славника и с учетом дня седмицы.
Если нет в Минее славника, то Слава и ныне: богородичен из Октоиха «наряду».
По «Благо есть…» и Трисвятом —
Тропарь святого Минеи;
Слава и ныне: Богородичен из 4 приложения Минеи по гласу тропаря с надписанием «в субботу в конец утрени».
На литургии блаженны по Уставу.
Тропари по Малом входе —
Тропарь храма (если Христов или Богородицы[8]);
Тропарь дня: «Апостоли, мученицы и пророцы…»;
Тропарь святого Минеи (если есть)[9];
Кондак святого Минеи;
Слава: кондак: «Со святыми упокой…»;
И ныне: мученичен: «Яко начатки естества…» [10].
Прокимен, апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен сначала святого, затем дня [11].
[1] То есть по Уставу стихиры Октоиха не поются, а поются стихиры святого на 6, даже если святой «без знака» и имеет всего 3 стихиры (в этом случае они поются по-дважды).
[2] В субботний день — последний день седмицы — совершается так называемое отдание гласа: оно выражается в пении на И ныне: на «Господи, воззвах» Богородична догматика воскресного текущего гласа Октоиха, пении воскресного богородична текущего гласа (из 3 приложения Минеи) после тропаря святого по «Ныне отпущаеши:», пении (или чтении) воскресного богородична текущего гласа (из 3 приложения Минеи) в составе седальна «по первом стихословии» Октоиха и пении богородична из 4 приложения Минеи после тропаря святого в конце утрени.
[3] Пение мученичных стихир на стиховне субботы «из числа стихир на Господи воззвах» связано с тем, что на самой стиховне в Октоихе дан только один мученичен, а остальные стихиры «покойны» (заупокойные) — они поются в том случае, когда совершается служба, «егда поем Аллилуия», например, в субботы нарочитого поминовения усопших (в период пения Октоиха такая суббота одна — Дмитриевская). Когда же поется в субботу «Бог Господь», то стихиры на стиховне берутся мученичны из числа стихир на «Господи воззвах».
[4] В субботние дни во все седмицы года на утрени читаются 16-я и 17-я кафизмы. Исключением является Великая Суббота Страстной седмицы когда поются Непорочны или кафизма 17-я. Также в субботы, когда совершается поминовение усопших кафизма 16-я читается как обычно, а стихи 17-ой кафизмы поются.
[5] Произнесение Малой ектении после каждой кафизмы вне зависимости от знака святого Минеи является неотъемлемой принадлежностью субботней службы.
[6] Кроме случаев исключений, описанных в схеме вседневной утрени.
[7] В 12-й главе I отдела Типикона сказано, что «на хвалитех стихиры не поем Октоиха, но поем их на стиховне». Таким образом на стиховне на утрени в субботу поются 3 стихиры мученичны из числа стихир на хвалитех из Октоиха, 4-ая же стихира на хвалитех Октоиха — «покойна от дамаскиновых» оставляется. «Стиховна же субботняя оставляется: точию на тех утренях поется в субботы поста, в субботу 2-ю, 3-ю и 4-ю, или аще случится Аллилуия: и поется стиховна, со упокойными их припевы».
[8] В храме святого в субботу не поется тропарь храма, «занеже вси святии именовани суть в дневном тропаре». Поется же тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы…», затем тропарь и кондак святого, Слава: «Со святыми упокой…»; И ныне: «Яко начатки естества…» (См. гл. 52, I отдела Типикона в разделе «В пяток к субботе, на Литургии по входе»).
[9] Если святой не имеет тропаря, то вместо него поется тропарь «Помяни, Господи…» (дневной, заупокойный).
[10] В субботу, как сказано в 12-й главе I отдела Типикона (см. 4-е зри), на И ныне: всегда поется мученичен «Яко начатки естества…» (кроме периодов предпразднства и попразднства), кондаки же храма на И ныне: не поются, только если случиться великий святой (в этом случае на И ныне: кондак храма, а если храм святого — то богородичен «Предстательство христиан…»).
[11] В субботу, если есть Октоих, всегда предваряет святой, а затем чтения дня.