Цифровые продукты и IT-технологии для альтернативной коммуникации.




Каждый день все мы общаемся друг с другом, используя множество различных способов передачи важной для нас информации. Мы жестикулируем, когда говорим, улыбаемся, плачем или, наоборот, сохраняем спокойную мимику. В процессе коммуникации человек может не только по голосу, но и по выражению лица понять эмоции собеседника и ответить ему прикосновением или взглядом. Мы также смотрим на привычные для нас символы, спускаясь в метро или используя бирки на одежде, что помогает нам получить интересующие нас сведения. Все это средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), которые дополняют нашу устную речь и сопровождают ее, способствуя реализации коммуникативных функций (отказ, согласие, просьба и др.), а также обмену информацией. Мы так свободно используем их, что часто сами не замечаем, с какой легкостью комбинируем разные коммуникативные системы для общения и взаимодействия.

Но есть люди, для которых альтернативная и дополнительная коммуникация является единственным доступным инструментом для общения. Причины такой ситуации могут быть разными — как врожденными, например расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич, генетические и интеллектуальные нарушения, так и приобретенными, например постинсультные состояния или боковой амиотрофический склероз.

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Коммуникация нужна, чтобы:

•  кому-то что-то сообщить,

•  на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),

•  получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.

Альтернативная коммуникация может:

•  быть необходима постоянно;

•  применяться как временная помощь;

•  рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Приложение-компаньон «Коммуникатор ДАР»

Приложение разработанно компанией Velcom вместе с благотворительной организацией «Дети. Аутизм. Родители». Приложение предназначено для помощи в общении людям, имеющим ограничения вербальной (словесной) коммуникации.

Основная функция приложения – составление предложений (фраз) из карточек и озвучивание составленных предложений.

Составленная фраза представляет собой последовательность карточек, объединенных логической последовательностью, свойственной грамматической основе предложения. Каждая карточка представляет собой графический объект с изображением и (или) надписью. Карточки символизируют предметы и их характеристики, действия, явления и пр. Карточки могут быть озвучены 2-мя способами: с помощью синтезатора речи, автоматически прочитывающего надпись к карточке, или при помощи записи голоса человека, произносящего название карточки.

При установке приложения в память мобильного устройства записывается базовый набор карточек с изображениями, выполненными в едином стиле. При необходимости набор может быть отредактирован и изменен как удалением ненужных, так и добавлением недостающих карточек.

Приложение имеет 2 режима работы: режим пользователя и режим администратора. В режиме пользователя осуществляется составление и озвучивание фраз. В режиме администратора происходит настройка приложения.

Приложение содержит:

1. Коммуникатор, при помощи которого ребенок может, как просто обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребенку озвучить собственные желания и дает возможность для повторения и речевой имитации.

2. Галерею карточек, содержащую более 150 качественных изображений, которые ребенок учится различать, наименовать и соотносить с различными категориями (например, животные, овощи, фрукты, буквы, числа, формы, цвета и другие). Умение различать и наименовать предметы и стимулы также способствует развитию речевых навыков у детей с аутизмом.

Разработанное с учетом многолетнего опыта специалистов центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» и проекта «Коррекционная работа с детьми с аутизмом на основе прикладного анализа поведения (теория и практика) », пособие подходит для эффективного обучения детей с аутизмом, синдромом Дауна, алалией и другими расстройствами, сопровождающимися трудностями в развитии речи. Приложение также может быть использовано и в качестве развивающего пособия в процессе занятий с обычными детьми младшего возраста.

 

Аутизм: общение.

"Аутизм: Общение" является первым коммуникативным приложением на русском языке, которое помогает аутичному ребенку научиться общаться с окружающими и развить навыки спонтанной речи. Данное приложение открывает линейку продуктов, призванных помочь педагогам и родителям в процессе обучения и социальной адаптации детей с аутизмом и другими нарушениями в развитии.

Приложение содержит:

· Коммуникатор, при помощи которого ребенок может, как просто обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребенку озвучить собственные желания и дает возможность для повторения и речевой имитации.

· Галерею карточек, содержащую более 150 качественных изображений, которые ребенок учится различать, наименовать и соотносить с различными категориями (например, животные, овощи, фрукты, буквы, числа, формы, цвета и другие). Умение различать и наименовать предметы и стимулы также способствует развитию речевых навыков у детей с аутизмом.

Пособие подходит для эффективного обучения детей с аутизмом, синдромом Дауна, алалией и другими расстройствами, сопровождающимися трудностями в развитии речи. Приложение также может быть использовано и в качестве развивающего пособия в процессе занятий с обычными детьми младшего возраста.

 

Коммуникатор «Говори Молча: Аутизм Диалог» — это интеллектуальный помощник для детей, у которых есть проблемы коммуникаций со взрослыми и другими детьми — для детей аутистов, с синдромом Дауна, алалия, афазия, апраксия и аспергара.

Этот электронный коммуникатор предназначен помогать детям с особенными потребностями сообщать о своих желаниях собеседнику — родителям.

Цель этого коммуникатора — дать родителям уверенность в том, что с помощью современных технологий проблема общения между детьми с особенными потребностями и взрослыми решена.

В программе используются визуальные карточки PECS — это система передачи информации с помощью изображений. Карточки PECS отображают базовые потребности детей. Библиотеку карточек родители могут пополнять новыми изображениями самостоятельно. Отображение корточек сопровождается голосовым комментарием — профессиональный диктор озвучивается их значение. Таким образом, с помощью визуальные карточек дети аутисты могут вслух выражать свои желания — то, что они хотят.

Кроме того, чтобы коммуницировать, приложение учит детей формировать свои желания от простого к сложному. Этот процесс разделен на четыре этапа.

На первом этапе ребёнок учится взаимодействовать с приложением:

Одна карточка — одно желание;

Нажатие ребенка на карточку— означает для родителей: «я хочу это!».

На этом этапе важно, чтобы родители активно участвовали в процессе — они должны реагировать на каждое желание ребенка. Выраженное таким образом желание должно у ребенка установить строгую зависимость: изображение — нажатие на карточку — реакция родителей — означает получение желаемого.

На втором этапе ребёнок учится тому, что сообщать взрослым о своих желаниях можно на расстоянии, — для этого родители буквально увеличивают физическое расстояние между собой и детьми.

На третьем этапе ребёнок учится делать выбор одного предмета — желания, — из множества предложений.
Родители — используют принцип коррекции ошибок.

На четвёртом, заключительном этапе ребёнок учится тому, что сообщать родителям о своих желаниях можно с помощью нескольких карточек— одной фразы.
Роль родителей заключается в этом, чтобы соответственно реагировать на многозначное сообщение ребёнка.

Дети мыслят окружающий мир с помощью образов. Это особенность детской психики как в целом, так и в частном случае — детей аутистов. Дети думают образами, а не абстрактными звуками слов.

"Сезам" - это уникальная, простая и удобная программа альтернативной коммуникации для людей с нарушениями речи или письма. Программой могут пользоваться дети и взрослые с такими расстройствами, как аутизм, ДЦП, синдром Дауна, алалия и другие. А также люди с временными нарушениями (например, после инсульта) и пожилые люди.

 

В ней доступно около 500 черно-белых пиктограмм международного образца, которые обозначают предметы, действия, признаки предметов, а также слова, необходимые в любом разговоре («Да», «Нет», «Хочу», «Не хочу», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. п.) Все пиктограммы коммуникатора по умолчанию разделены по отдельным функциональным папкам: «Люди», «Время», «Место», «Действия» и др., что позволяет пользователю без труда отыскать необходимую в данный момент времени пиктограмму (для перехода в новую папку не нужно возвращаться в начало, все папки постоянно видны на экране).

Есть упрощённый аналог клавиатуры с русскими буквами, цифрами и основными знаками, что позволяет комбинировать в сообщениях пиктограммы и текст для создания связных грамматических конструкций.

Использование черно-белых пиктограмм снижает нагрузку на зрение, существенно уменьшает время выбора нужной картинки и позволяет унифицировать изображение, что особенно важно при расстройствах аутистического спектра.

 

Look At Me ("Посмотри на меня"): приложение для детей-аутистов от Samsung.

Как утверждают создатели, оно поможет детям-аутистам с установлением зрительного контакта. Приложение было разработано докторами и профессорами госпиталя «Бунданг» при Сеульском национальном университете и факультета психологии Университета Ёнсе. В Look At Me используются фотографии, техника распознавания лиц и игры. Оно учит детей распознавать эмоции и общаться с другими людьми.

Приложение было протестировано 20 детьми в течение 8 недель. Как утверждают создатели, умение удерживать зрительный контакт улучшилось у 60% малышей.

 

Коммуникатор GoTalk 9+ — простое устройство альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) для людей с нарушением речи, с ДЦП и аутизмом. Данная модель коммуникатора идеально подойдет для тех, кому необходимы крупные кнопки и небольшое количество сообщений.

В нем девять кнопок-полей для изображений и воспроизведения сообщений по любой тематике, на каждую кнопку можно записать пять сообщений. Над основными кнопками есть три дополнительные, для часто употребляемых слов и фраз. Всего коммуникатор записывает и воспроизводит до 48 сообщений, общая длительность записи — больше 8 минут.

Устройство имеет 5 уровней записи, каждый из которых содержит 4 области сообщений. Благодаря этому сообщения удобно сортировать, например располагать их согласно режиму дня.

первый уровень — для ежедневных потребностей;

второй уровень — для общения с друзьями;

третий уровень — для занятия по математике;

четвертый уровень — для общения дома;

пятый уровень — для занятия по любой другой теме.

Коммуникатор интуитивно понятен в использовании. Перед началом работы необходимо определиться с нужными сообщениями и изготовить для них вкладыши с картинками. Создание вкладышей не отнимет много времени и сил, так как комплектация включает в себя специальное программное обеспечение, с помощью которого каждый сможет это сделать. Каждая клавиша коммуникатора предусматривает запись собственного сообщения, оно будет храниться до тех пор, пока пользователь не осуществит новую запись. Go Talk оснащен регулятором громкости, что делает возможным его использование в любых условиях. Изделие имеет удобную ручку для переноски и отсек, в котором можно хранить запасные вкладыши.

 

JABtalk это бесплатное приложение речевой коммуникации. Логопеды обычно относятся к JABtalk, как легко и эффективно усиливающих и альтернативных способов общения (AAC) устройства. Объединив персонализированные голоса и изображения с чрезвычайно простой пользовательский интерфейс, JABtalk является приятным в использовании и простым в освоении.
Некоторые из возможностей JABtalk включают в себя:

-Навигации разработаны, чтобы быть интуитивно понятными для малышей.
-Сборка предложений из слов.

-Организация слов в пользовательские категории для простой навигации
-Heptic обратной связи (вибрация) при прикосновении к слову или категории для непосредственной физической обратной связи

-Возможность перегруппировки и изменения размера фотографий

-Возможность скачать неограниченное количество фотографий из Интернета непосредственно в JABtalk!
-Возможность захвата изображения непосредственно с камеры вашего устройства

-Возможность импортировать фотографии с карты памяти вашего устройства

-Возможность записи ваших собственных аудио слов с помощью устройства микрофон.

-Возможность импорта аудио-файлов с карты памяти

-Поддержка текст-в-речь, если вы не хотите, записывать или импортировать ваши собственные аудио-файлы

-Полноэкранный режим, чтобы предотвратить детей от легкого выхода из приложения
-Восстановление данных для сохранения изменений или перемещение всего набора данных на другое устройство

 

«LetMeTalk»

Бесплатное ААК (альтернативная и аугментативная коммуникация) приложение для смартфона помогает поддерживать коммуникацию во всех сферах жизни и дает голос каждому человеку. «LetMeTalk» дает возможность выстраивать изображения в определенном смысловом порядке и интерпретировать их в качестве полноценного предложения. Построение предложений в смысловом порядке или «коммуникационная система обмена изображениями» является одним из методов обучения используемых ААК (альтернативная и аугментативная коммуникация). База данных «LetMeTalk» содержит более 9000 изображений, простых для понимания. Кроме того, можно добавить дополнительные изображения из галереи своего смартфона или фото с камеры своего мобильного телефона. Для использования приложения не нужны ни интернет связь, ни мобильный оператор. Благодаря этому «LetMeTalk» может быть использавано в абсолютно любой ситуации: в больнице, доме престарелых, школе и т.п.

Приложение предназначено для людей с:

• симптомами синдрома аутизма, расстройством аутического характера и синдромом Аспергера;

• афазией;

•апраксией речи;

• нарушениями артикуляции из звукопроизношения;

• боковым аммотрофическим склерозом;

• заболеванием двигательных нейронов;

• цербральным параличом;

• синдромом Дауна.


Программа «Пойми меня» призвана решать, прежде всего, социальные задачи, а именно помочь реализовать право человека на общение со своим социальным окружением, не зависимо от его речевых способностей. Программа будет полезна тем, чьи речевые способности ещё не достаточно сформированы или временно утрачены. При восстановительной работе необходимо опираться на более сохранные области мозга – слуховые и зрительные. Например, мы не должны ждать, пока у ребёнка с алалией разовьётся речевая функция. Чтоб избежать вторичных дефектов, надо продолжать развитие, опираясь на образы. Речевой заменитель необходим не для того, чтоб смириться с отсутствием речи, опустить руки и прекратить традиционную работу логопеда по формированию естественной речи. Удовлетворение потребности в общении и логопедическая помощь — это не взаимозаменяемые, а процессы параллельного воздействия на развитие или восстановление речевой функции. Одно другому не мешает.


Головоломка-приключение «Социальные ключи» для детей с аутизмом и нарушением развития обучает социальным навыкам. Игроки ищут потерянные игрушки. Для этого они должны обращаться к окружающим их людям, вступать в диалог и решать проблемы по сценарию. Приложение отслеживает выбор игроков и обеспечивает обратную связь в режиме реального времени для родителей и терапевтов относительно способности игрока и потенциального прогресса и поведенческих изменений. Приложение имеет гибкие настройки, поэтому родители могут активно создавать настраиваемые уровни, идеально соответствующие потребностям своего ребенка.

 

Ассистивная система коммуникации (АСК) «Стерх» — незаменимый помощник для обеспечения коммуникации в кризисных состояниях, сопровождающихся обездвиженностью человека. Она также выступает высокотехнологичным средством для альтернативной коммуникации и обучения в условиях дисфункции или отсутствия экспрессивной речи у людей с тяжелыми двигательными и неврологическими нарушениями.

АСК «Стерх» создана с использованием новейших алгоритмов и технологических решений, позволяющих заменить стандартные компьютерные манипуляторы — мышь и клавиатуру. С помощью АСК пользователь получает возможность управлять компьютером посредством взгляда, что позволяет ему:

• мгновенно информировать медицинский персонал, родственников и других окружающих его людей о своем состоянии, дискомфорте и пожеланиях (медицинская и социальная практика);

· общаться с окружающим миром, развивать познавательные способности, получать образование (педагогическая практика);

· пользоваться мессенджерами; интернетом; большинством компьютерных программ и приложений; работать с текстовыми редакторами;

· общаться посредством синтезированной устной речи.

При реализации АСК «Стерх» использован стационарный форм-фактор видеоокулографа, полностью соответствующий целям и задачам данного устройства с учетом особенностей физического состояния его потенциальных пользователей.

В основу метода положена технология видеоокулографии, базирующаяся на регистрации направления взгляда человека с помощью специализированных миниатюрных высокоскоростных камер. В процессе работы специализированная высокоскоростная камера инфракрасного диапазона осуществляет съемку одного или обоих глаз пользователя и регистрирует их движения при рассматривании им изображения на экране монитора.

Помимо специальной камеры, устройство оборудовано инфракрасной подсветкой глазного яблока с длинной волны от 850 до 950 нм, благодаря которой создается блик между зрачком и радужной оболочкой глаза. Положение блика анализируется, проходя компьютерную обработку, что позволяет определить ориентацию оптической оси глазного яблока. При этом источник подсветки сдвинут относительно оптической оси камеры, что делает зрачок «черным» для распознающей оптико-электронной системы, и вторичное отражение от сетчатки отсутствует. С учетом этих особенностей

данный метод регистрации получил название «метод темного зрачка». К его достоинствам, с точки зрения практического применения, можно отнести неинвазивность и отсутствие негативного воздействия на организм человека, что подтверждается заключением Международной комиссии по неионизирующему излучению (ICNIRP).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: