Задание 6. В представленных ниже парах слова связаны определенными логическими отношениями. Какое это отношение?




Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Учебный год

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания, дефисы.

Пропущенные буквы, дефисы пишите внутри квадратных скобок. При слитном написании или отсутствии буквсоедините предыдущую букву с последующей; при раздельном написании поставьте вертикальную разделительную черту.

Он был когда-то печальным и нежным ребенком, любящим мать, родные плетни, и поле, и небо над всеми. По вечерам в слободе звонили колокола родными жалостными голосами, и ревел гудок, и приходил отец с работы, брал его на руки и с наслаждением целовал в большие синие глаза. И вечер, кроткий и сверхъестественно ласковый, близко приникал к домам, и уморенные за день люди безысходно ласкали в эти короткие часы, оставшиеся до сна, своих детей и надеялись на счастье, которое придет завтра. Завтра гудел гудок и опять плакали церковные колокола, и мальчику казалось, что и гудок, и колокола поют о далеких и умерших, о том, что невозможно и чего не может быть на земле, но чего хочется. Ночью душа вырастала в мальчике и томились в нем глубокие сонные силы, которые когда-нибудь взорвутся и вновь сотворят мир. В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него входили темные, неудержимые, страстные силы и превращались в человека. И он вырастал, и все неудержимее клокотали в нем спертые, сжатые, сгорбленные силы. Но он рос во сне, днем было только солнечное пламя, ветер и тоскливая колеблющаяся пыль на дороге.

Оценка грамотности: минус 1 балл — орфографическая ошибка, минус 0,5 балла — пунктуационная ошибка.

Баллы вычитаются из допущенного максимального количества баллов; при количестве ошибок, превышающем максимальный балл, за задание ставится 0 баллов (отрицательные баллы не переносятся в оценивание остальных заданий работы).

Максимальный балл – 30.

Задание 2. В 20-е – 30-е годы ХХ века было предложено перевести языки народов СССР на латиницу. А в 1929 году была образована комиссия во главе с Н.Ф.Яковлевым по латинизации русского алфавита. В 1936 году работы в этом направлении были прекращены. Ниже даны слова в обычной орфографии и в записи латинскими буквами в соответствии новым алфавитом. Запишите по правилам, предложенным Комиссией, слова во втором столбце.

Ель - jelj Рыбка - rybka
Елки - jolki Бокс - boks
Отдыхает - otdyxajet Цепь - çepj
Жарю - ƶarü Тюльпан - tüljpan
Объезжаю - objezƶaju Заявляет - zajavläjet
Чешешь - ceşeş Поджог - podƶog
Пенек - penök Плач - plac
Цветы - çvety Цель - çelj

Из записи исходных слов понимаем, что мягкость согласного перед гласными е,я,ё,ю обозначается буквами e, ä, ö, ü. Мягкость согласного не перед гласными обозначается буквой j. Запись [й] в дифтонгах [jэ], [ja], [jy], [jo] осуществляется специальной буквой j, далее следует запись не звука, а буквы. После шипящих гласные обозначаются теми же буквами, что и после твердых согласных. Ж=ƶ; ч = с; ц = ç.

Критерии оценивания: по 2 балла за каждое верно написанное слово.

Максимальный балл – 16.

Задание 3. Каковы грамматические различия слов «микроб», «сироп», «циклоп»? Как (в каких формах) он проявляется?

Ответ: существительные различаются по признаку одушевленности/неодушевленности. Этот признак проявляется в вин. пад., где слова «микроб» и «сироп» имеют нулевое окончание (формы им. пад и вин. пад. совпадают). Существительное «циклоп» в вин. пад. имеет окончание –а. Слово «циклоп» должно быть известно девятиклассникам из курса литературы (5 класс).

Критерии оценивания: полный и правильный ответ на вопрос- 3 балла. Различие грамматических характеристик указано верно, но объяснение содержит логическую ошибку – 2 балла. Указано различие, но не приведены разъяснения – 1 балл. В остальных случаях – 0 баллов.

Максимальный балл – 3.

Задание 4. В латинском языке существовала синтаксическая конструкция (оборот) accusativus cum infinitīvo («винительный с инфинитивом»), который представлял собой сложное дополнение, выраженное существительным или местоимением и глаголом в неопределенной форме: duxjubetmilĭtesconvenīre – буквально: «полководец приказывает воинов собраться». Переведите это предложение на русский язык так, чтобы соблюдались правила русской грамматики. Предложите 2 варианта.

Варианты ответа: 1. полководец приказывает воинам собраться; 2. Полководец приказывает, чтобы воины собрались. Перевести оборот возможно, изменив падеж существительного «воины» (вин. пад. → дат.пад), или представив его в виде придаточного предложения.

Критерии оценивания: за каждый правильный вариант – по 2 балла.

Максимальный балл – 4

Задание 5. Подберите слова, которые соответствуют словообразовательной модели слова «гадалка». Объясните, какое значение имеет словообразующий (-ие) суффикс(-ы) в этом слове? Приведите примеры.Соответствуют ли этой словообразовательной модели слова «свалка», «вешалка», «закалка», «фиалка»?

Вариант ответа: гада/лк/а ← гадать. Суффикс –лк- образует существительные женского рода и обозначает 1.предмет по действию, которое с его помощью производится, или 2. человека, осуществляющего это действие: зажигалка, точилка, сиделка, пыхтелка. Указанной словообразовательной модели соответствует только слово «веша/лк/а» ←вешать. Слова «свалка» и «закалка» образованы с помощью суффикса –к- от соответствующих глаголов. Морфемный и словообразовательный анализ слова «фиалка» сложнее. С одной стороны, этот корень происходит от лат. viol/a - фиолетовый (ботаническое наименование – viola odorata)[1], с другой стороны, во всех славянских языках «фиалк/а» - непроизводная основа. Поэтому верным будет ответ: слово «фиалка» не соответствует указанной словообразовательной модели. Иллюстрации могут быть разные: «фиал/к/а» или «фиалк/а».

Критерии оценивания:

  1. Словообразовательная модель слова «гадалка» определена верно – 2 балла.
  2. Оба значения суффикса –лк- указано верно – 2 балла, указано 1 значение суффикса – 1 балл.
  3. Приведено не менее 2 примеров, обосновывающих значение суффикса – 2 балла, приведен 1 пример – 1 балл.
  4. Слова второй части задания распределены по словообразовательным моделям верно, представлены соответствующие иллюстрации (словообразовательные цепочки) – по 2 балла за каждое слово. Если словообразовательная модель слова определена верно, но не приведена иллюстрация – по 1баллу.
  5. Слова второй части задания по словообразовательным моделям распределены неверно – 0 баллов за одно слово.

Максимальный балл – 14.

Задание 6. В представленных ниже парах слова связаны определенными логическими отношениями. Какое это отношение?

-бояться кого-либо – пугать кого-либо;

- выше кого-либо – ниже кого-либо;

- сопротивляться кому-либо – встречать сопротивление со стороны кого-либо.

Подберите к следующим словосочетаниям аналогичные пары:

- выиграть у кого-либо – проиграть кому-либо

- дружить с кем-либо – дружить с кем-либо

- вспоминать кого-либо – оставаться в памяти кого-либо

- принадлежать кому-либо – владеть кем-либо

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимальный балл – 4.

 


[1] Ученики, интересующиеся биологией, вполне могут почувствовать здесь этот корень. Многие ощущают родство слов «фиолетовый» и «фиалка»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: