Употребление понятия ценности в различных науках.




Ценностные ориентиры

«Без ценностей человек уносится потоком,

как дерево в бушующих водах моря»

О. Винсент Думинуко

Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно, уже с подросткового возраста формировать ценностные ориентиры. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Основополагающими документом, в котором изложены ценностные ориентиры, является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы - А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.

 

Что означают понятия «ценности» и «ценностные ориентиры»?

Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентиры – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний.

Ценностные ориентиры — это центральное личностное новообразование, выражающее сознательное отношение к себе, к миру и обществу.

[Большой толковый словарь]

В концепции сказано что, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): вам они хорошо известны.

1. патриотизм

2. социальная солидарность

3. гражданственность

4. семья

5. труд и творчество

6. наука

7. традиционные российские религии

8. природа

9. человечество

10. искусство и литература.

 

Составлена иерархическая система основных жизненных ценностей, характерных для учащихся старших классов.

- интересная работа; 4,91

- наличие хороших и верных друзей; 4,87

- здоровье (физическое и психическое); 4,82

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 4,86

- счастливая семейная жизнь; 4,84

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 4,79

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 4,75

- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 4,75

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 4,63

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 4,59

- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 4,54

- творчество (возможность творческой деятельности); 4,38

- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 4,07

- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 3,95

- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 3,72

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 3,64

- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); 2,56

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 2,3

На основе полученных данных ценностно-ориентационный портрет старшеклассника будет выглядеть примерно так:

Главное в жизни - это найти интересную работу и хороших и верных друзей, при наличии хорошего здоровья. В настоящее время одно из первых мест занимает материально обеспеченная жизнь. Очень важно для человека иметь хорошую семью, основанную на взаимной любви. Конечно же, важно быть самостоятельным и независимым в суждениях и поступках и иметь рядом близкого и любимого человека. Для современных старшеклассников важно общественное признание. Нужно быть уверенным в себе, поменьше сомневаться, проявлять самостоятельность. Очень важно также быть интеллектуально развитым, расширять своё образование, кругозор, вести активную, деятельную жизнь.

Конечно, можно провести параллель с предыдущими исследованиями, которые проводились по этой теме в двадцатых годах прошедшего столетия. В них старшеклассники, опрошенные в то время, поставили «счастье других» на первое место, а современные поставили эту ценность, к примеру, на одно из последних мест. Школьники по-прежнему считают актуальными вопросы об интересной работе, наличии хороших и верных друзей, здоровья, счастливой семейной жизни и в любви. Любопытно, что материальная заинтересованность не характерна для учащихся, опрошенных в прошлые года, в то время, как современные учащиеся считают эту ценность достойной, что бы входить в пятерку первых. Такие различия объясняются сменами идеологии, переходом к рыночной экономике. Но, несмотря на это, некоторые ценности, в особенности жизненные, важны для всех поколений, не зависимо от каких либо ситуаций.

Мотивация, связанная с поиском смысла жизни выражена слабо у всех участников анкетирования. При анализе полученных данных можно сделать вывод: наиболее характерна для старшеклассников мотивация, направленная на собственную личность. Второе место занимает мотивация общения, третье место принадлежит мотивации, связанной с реализацией учебных и других задач. Учащиеся также еще не имеют высокой степени дифференциации, что объясняется не определенностью ориентиров, юношеской системой нигилизма и тем, что старшеклассникам просто еще не приходилось сталкиваться с большими проблемами, и задумываться о смысле жизни, своем предназначении. Но все же на основе данного исследования можно утверждать, что у значительной части старшеклассников сформированы ценностные ориентации, существует определённая жизненная позиция, своё личное отношение к ценностям окружающего мира.

Юноши в старших классах наиболее ориентированы на «интересную работу», «хороших и верных друзей», «материально обеспеченную жизнь», «здоровье» и «свободу».

Для девушек в старших классах доминирующими ценностями являются «интересная работа», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «материально обеспеченная жизнь», «здоровье».

Относительно вопроса мотивации при анализе полученных данных можно сделать вывод: наиболее характерна для старшеклассников мотивация, направленная на собственную личность. Второе место занимает мотивация общения, третье место принадлежит мотивации, связанной с реализацией учебных и других задач. Мотивация, связанная с поиском смысла жизни выражена слабо у всех участников анкетирования.

 

 

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного бытия. Люди в них заинтересованы и испытывают потребность в них.

В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках.

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть, чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: