Идейная структура романа 6 глава




1). С помощью каких средств автор реализует прием антитезы? С какой целью использует этот прием?

2). Выделите в тексте эпитеты.

 

ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА

Подобно тому, как в военной прозе 1950-1970 гг. возрастает интерес к нравственной проблематике, постижению природы подвига советского народа в Великой Отечественной войне, происходит обращению к истокам национальной жизни, национальному характеру, так же в русской литературе появляется направление, в котором писатели изображали жизнь народа в условиях мира, другими словами, эпос новой русской жизни и многонациональной страны.

Это литературное направление начало развиваться именно в 1950-е гг., а сам процесс определялся значительными изменениями в жизни общества. С одной стороны, затягивались раны Великой Отечественной войны, брала свое возрождающаяся жизнь. С другой, - процесс заживления ран требовал пробуждения жизненной и созидательной силы народа, что объясняет особое внимание к извечным устоям, традициям его жизни, обычаям и нравам. И, наконец, в стране сложилась общественно-историческая ситуация нового этапа. На смену революционным потрясениям, ожесточенной классовой борьбе, политическим репрессиям и террору, страшной войне – временам, когда в литературе жизнь изображалась большей частью в согласии с актуальными идеологическими потребностями власти и государственной политики, - в 1950-е гг. наметилась тенденция отображения полной жизни общества, во всем многообразии ее красок, т.е. не только в свете побед нового строя. Прежде всего, эта тенденция проявилась в обращении к описанию сельской жизни, вероятно, потому, что она представляет наиболее чувствительную среду и именно в ней находятся национальные истоки, корни, из которых произрастают народные силы и народный дух. Отмеченное литературное явление получило название «деревенской прозы», которое объединяет творчество многих писателей 1950-70 гг.

1. В 5 — 9 вы изучали произведения, относящиеся к «деревенской прозе». Перечислим их:

А.И. Солженицын «Матренин двор»

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

В.М. Шукшин «Миль пардон, мадам», «Микроскоп», «Чудик»

Вспомните изученное. Проведите научно-практическую конференцию или литературный вечер. Ваши знания являются основой для успешного освоения содержания данного раздела курса литературы 11 класса.

Первым деревенским писателем можно считать Валентина Владимировича Овечкина (1904-68), верившего в возможность благотворных перемен в жизни народа на селе, что стало позже причиной его резкой критики административно-командной политики властей, приведшей к бесправному положению крестьян. В 1953 г. Овечкин опубликовал цикл под названием «Очерки колхозной жизни», в журнале «Новый мир» цикл, состоящий из 5 очерков носил название «Районные будни». Этот цикл стал первым произведением в советской литературе, в котором показывалось настоящее положение в деревне, такие острейшие социально-экономические проблемы, как мизерная оплата труда крестьян, отсутствие у них паспортов, а значит, свободы передвижения, общий низкий уровень жизни. Цикл очерков Овечкина продолжает определенную традицию в русской литературе: чуть менее чем за 100 лет до того журнал «Современник» напечатал в 1861 г. цикл «Очерки народного быта» Николая Васильевича Успенского, ставший первым произведением подлинно народного характера. Чернышевский, работавший редактором «Современника», написал под впечатлением книги Успенского восторженную статью «Не начало ли перемены? (1861), с названием вполне подходящим и для литературной ситуации 1953 г.

К основателям деревенской прозы относится писатель Федор Александрович Абрамов (1920-83), в течение около 20 лет он создавал трилогию «Пряслины» о судьбе крестьянского рода и о крестьянской жизни: «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973). Действие трилогии охватывает 30 лет, от описания деревни во время войны (начало 1940-х гг. и три десятилетия восстановления хозяйства и достижения устойчивости быта и жизни к 1970-м гг.). Произведение Абрамова свидетельствовало о развитии в русской литературе традиции формирования литературного эпоса нового времени, например, романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон» (1925-40).

Классиками деревенской прозы являются Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) и Василий Иванович Белов (1932-2012), их повести сыграли ключевую роль в утверждении этого направления как актуального и значительного в русской литературе. Повесть Солженицына «Матренин двор» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1963 г. Вы уже читали и анализировали ее в предыдущих классах и помните, что внимание писателя в ней в равной мере уделено и социальным, и этнографическим, и нравственным вопросам. Это наблюдение подтверждает тезис об эволюции в подходе к описанию деревенской жизни – расширении ее тематики и углублении проблематики, - эволюции, происшедшей за 10 лет со времени «Очерков о колхозной жизни» Овечкина. Многие мотивы цикла Овечкина отражены в повести Солженицына «Матренин двор», однако в последнем произведении есть качественное, уже другого порядка, новаторство. Первое название повести было «Не стоит село без праведника», что указывает на нравственный пафос произведения уже на этапе замысла. Некоторые исследователи полагают, что термин «деревенская проза» вошел в обиход именно после выхода повести Солженицына в печати.

При произнесении словосочетания привычное дело в культурном сознании русского читателя, прежде всего, возникает название повести Белова «Привычное дело» (1966). Основой сюжета повести стали злоключения героя, крестьянина Ивана Африканыча Дрынова. Образ Ивана Африканыча вышел у Белова особенно привлекательным для русского читателя, хотя далеко не все будут симпатизировать ему из-за его поведения и отношения к обычным моральным нормам. Видимо, это противоречие и очерчивает основной круг проблематики повести. Безусловно, строгий читатель осудит Дрынова и будет прав: пьяница, безответствен, невоздержан, распутен, скор на расправу, способен оставить жену и детей без помощи – это главные недостатки, уже не слабости, но пороки героя. Образ героя отличается двойственностью, о чем говорит и удачный выбор автором имени для него: Иван Африканыч Дрынов, - где имя и отчество воспринимаются с теплотой, как бы просятся для нарицательного употребления, в то время как фамилия, грубая, служит словно его дополнительной характеристикой. С одной стороны, образ героя воплощает традиционные черты русского национального характера. Сравните манеру разговора Дрынова с конем Парменом и монологи кучера Селифана из «Мертвых душ» (1835-1842), обращенные к правой пристяжной гнедому Чубарому; или трагическую судьбу главного героя повести Д.В.Григоровича «Антон-Горемыка» (1847) и трагический финал повести «Привычное дело» Белова. Однако врожденные хорошие качества героя перебиваются неразвитостью, дурными привычками, искаженными ценностями, порожденными средой. Думается, что сюжет повести складывается из трех источников: натура и характер Ивана Африканыча, противоречивое и во многом предосудительное поведение Дрынова и условия жизни советской деревни, способствующие пробуждению теневых сторон человека, толкающих его на поступки, которые можно толковать как преступление. Например, у Дрынова с женой Катериной 9 детей, при этом последнего она рожает совсем недавно, в начале повести. Дрынов их любит, но часто эта любовь проявляется на фоне пьяного умиления, когда тот не может их сосчитать; жена надрывается от непосильной заботы, заболевает и умирает как раз в тот момент, когда Дрынов уезжает устраиваться для лучшей жизни. Или Дрынов по ночам косит колхозное сено, это считается воровством, но делает он это, так как нужно кормить скот, а иным способом достать корм невозможно. Трогательная сцена в конце повести, приход Ивана Африканыча на могилу жены Катерины символизирует не столько прозрение и раскаяние героя, сколько – горе, чувство, пронизавшее самое существо произведения.

В 1960-е – начале 1970 гг. достигает расцвета творчество Василия Макаровича Шукшина (1929-74) в произведении «Сельские жители» (1962), где типология героев ясно демонстрировала особенность его писательской манеры в подходе к созданию образа. Это была своего рода галерея типов, с одной стороны, и индивидуальных характеров (ибо каждый герой имел свое лицо, свою неповторимость) – с другой, что напоминает литературный процесс 1840-х гг., в котором самой яркой книгой стали «Записки охотника» Тургенева (1847-52). Главной целью литературы о деревне и провинции в 40-е гг. XIX в., как и у Шукшина, было обнаружение личностно-индивидуального начала в человеке. Во многом поэтому, несмотря на то, что проза Шукшина повествует о деревне, она с самого начала тяготеет к обобщениям на более широком жизненном уровне – провинциальная Россия, а также стремится обрести историческую глубину (роман «Любавины» о 1920-х гг., социальная драма о борьбе с классовым бандитизмом и роман о Степане Разине (1970)). В 1974 вышел из печати сборник «Беседы при ясной луне», включивший рассказы, сразу вошедшие в сокровищницу русской литературы: «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Верую», «Микроскоп», «Осенью» и другие. Именно в них получил полноценное воплощение шукшинский тип героя – простого, как правило деревенского жителя и в тоже время особенного, обладающего исключительно ему присущей чертой характера и идеей личности, определяющими его жизненное поведение. Апофеоз творческого пути Шукшина пришелся на последний год жизни писателя с выходом фильма «Калина красная» по его повести и сценарию, он же был режиссером и исполнителем главной роли.

Проза 1970-х гг. отмечена двумя выдающимися произведениями – книга Виктора Петровича Астафьева (1924-2001) «Царь-рыба» (1976) и повесть Валентина Григорьевича Распутина (р. в 1937 г.) «Прощание с Матерой» (1976), в которых поднимаются важнейшие темы и проблемы времени: отношения человека и природы. «Царь-рыба» представляет собой сборник рассказов, очерков, историй, объединенных общим повествователем-автором, выступающим и художником, и публицистом, и героем повествования. Тема человека и природы у Астафьева раскрывается в пространстве главного вопроса: кто они, союзники, воплощающие неразделимые ипостаси жизни, или враги, чье противостояние непримиримо и торжество одного несет в себе гибель другого. Мистерия этого противостояния символически запечатлена в смертельной схватке чудо-рыбака, браконьера Игнатьича и легендарного гигантского осетра, называемого в повествовании Царь-рыбой.

Если в книге «Царь-рыба» поднятые вопросы имеют вечный характер безотносительно к историческому времени, в повести «Прощание с Матерой» тема человека и природы приобретает эпохальное звучание: процесс урбанизации необратим, промышленная цивилизация побеждает естественную жизнь, природа уступает законам жестокой эволюции. Деревня Матера, расположенная на острове на реке Ангара, должна быть затоплена в связи со строительством гидроэлектростанции – Братской ГЭС. Для оставшихся, доживающих свой век жителей Матеры это означает конец всей жизни, ничем нельзя заменить утрату прошлого, исчезновение острова – символ смерти извечной истории человека и знак другой цивилизации, в которой все изменится навсегда. Словно в согласии с книгой Астафьева и общим настроением времени на острове сохраняются обреченные на забытье легендарные образы: дух, которого старожилы именуют Хозяин Матеры в виде маленького зверька, и царский листвень, связывающий, по преданию, остров с дном Ангары. Символика повести помогает глубже понять ее сокровенный смысл: название деревни созвучно со словом мтинаать, Матера – земля появляющаяся из воды, древнее легендарное верование. Интересно, что в других языках можно обнаружить сходство с русским названием, например, испанское выражение meaterra или португальское minhaterra переводятся на русский язык – моя земля. Чувство, вызываемое повестью Распутина, с трогательной нежностью выражено в стихотворении Есенина «Сорокоуст» (1920), где жеребенок, высоко вскидывая стройные ножки, пытается состязаться с поездом:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Развитие деревенской прозы проходит три этапа. Первым следует считать 1950-е гг., когда русская советская литература обратилась к реальной жизни колхозной деревни, что ярко выразилось в цикле Овечкина «Очерки о колхозной жизни» (1953) и романе Абрамова «Братья и сестры» (1958). Второй этап приходится на 1960-е гг., в произведениях этого времени основное внимание уделяется человеку, живущему в деревне, и нравственной проблематике. Характерными произведениями этого периода являются классические повести «Матренин двор» (1963) Солженицына и «Привычное дело» Белова (1966). Завершает второй этап проза Шукшина, в тематика которой приобретает более широкий диапазон, характерологию и историческую глубину. Показательными являются в этом плане сборник рассказов «Беседы при ясной луне» (1974) и повесть-фильм «Калина красная» (1974). И наконец, проблематика деревенской прозы 1970-х гг. представляет третий этап развития этого направления. Она выходит далеко за пределы описания деревенской жизни и характеров крестьян-колхозников и обращается к глобальным, эпохальным, вечным вопросам, как в повестях Астафьева и Распутина.

 

1. Вспомните рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Докажите, опираясь на текст рассказа, справедливость утверждения критика: «В центре проблематики рассказа — мотивы неузнанного и непонятого праведника, а также нравственного разложения и умирания русской деревни. Физически немощная и нищая Матрена оказалась тем столпом, который удерживает окружающий ее мир от окончательного саморазрушения из-за алчности и взаимного недоброжелательства». П. Спиваковский

2. Какие фольклорные образы и мотивы и с какой целью использует Астафьев в повествовании в рассказах «Царь-рыба»?

3. Прочитайте фрагмент из рассказа В.П. Астафьева «Капля» и выполните задания.

Что испытывал я тогда на Опарихе, у одинокого костра, хвостатой кометой

мечущегося в темени лесов, возле дикошарой днем, а ночью по-женски

присмирелой, притаенно говорливой речки?

Все. И ничего.

Дома, в городской квартире, закиснув у батареи парового отопления,

мечтаешь: будет весна, лето, я убреду в лес и там увижу такое, переживу

разэтакое... Все мы, русские люди, до старости остаемся в чем-то

ребятишками, вечно ждем подарков, сказочек, чего-то необыкновенного,

согревающего, даже прожигающего душу, покрытую окалиной грубости, но в

середке незащищенную, которая и в изношенном, истерзанном, старом теле часто

ухитряется сохраняться в птенцовом пухе.

И не ожидание ли необычного, этой вечной сказочки, не жажда ли чуда

толкнули однажды моего брата в таймырскую тундру, на речку Дудыпту, где

совсем не сказочной болезнью и тоской наделила его шаманка? И что привело

нас сюда, на Опариху? Не желание же кормить комаров, коих, чем глуше ночь,

тем гуще клубится и ноет возле нас. В отсвете костра, падающего на воду,

видно не просто облако гнуса, а на замазку похожее тесто. Без мутовки, само

собою сбивается оно над огнем, набухает, словно на опаре, осыпая в огонь

желтые отруби.

Коля и сын спрятали руки под себя, дрыгаются, бьются во сне. Собаки

пододвинулись вплотную к огню. Я же, хорошо умывшись в речке, сбив с лица

пот, густо намазался репудином (если бы существовал рай, я бы заранее подал

туда заявление с просьбой забронировать там лучшее место для того, кто

придумал мазь от гнуса). Иной ловкач-комар все же находил место, где

насосаться крови, то и дело слышится: "шпы-ы-ынь..." -- это тяжело

отделяется от меня опившийся долгоносый зверь. Но дышать-то, жить, смотреть,

слушать можно, и что она, эта боль от укусов, в сравнении с тем покоем и

утешением сердца, которое старомодно именуется блаженством.

На речке появился туман. Его подхватывало токами воздуха, тащило над

водой, рвало о подмытые дерева, свертывало в валки, катило над короткими

плесами, опятнанными кругляшками пены. Нет, нельзя, пожалуй, назвать

туманами легкие, кисеей колышущиеся полосы. Это облегченное дыхание земли

после парного дня, освобождение от давящей духоты, успокоение прохладой

всего живого. Даже малявки в речке перестали плавиться и плескаться. Речка

текла, ровно бы мохом укрытая, мокро всюду сделалось, заблестели листья,

хвою, комки цветов, гибкие тальники одавило сыростью, черемуха на том берегу

перестала сорить в воду белым, поределые, растрепанные кисти полоскало

потоком, и что-то было в этой поздно, тощо и бедно цветущей черемушке от

современной женщины, от ее потуг хоть и в возрасте, хоть с летами

нарядиться, отлюбить, отпраздновать дарованную природой весну.

За кедром, динозавром маячившим в воде, в ночи сделавшимся еще более

похожим на допотопного зверя, где стоял "харюзина", не изловленный сыном,

блеснуло раз-другой, разрезало острием серпика речку от берега до берега,

точно лист цинкового железа, и туманы, расстриженные надвое, тоже

разделились -- одна полоса, подхваченная речкой, потекла вниз, другая

сбилась в облачко, которое притулилось к берегу, осело на кусты подле нашего

костра.

1). Как называется средство иносказательной выразительности: «душа, покрытая окалиной грубости»?

2). Укажите название изобразительного средства: поределые, растрепанные кисти; у одинокого костра; притаенно говорливой речки?

3).Какназывается слово,созданное писателем, отсутствующее в языке: опятнанными.

4). Укажитеназвание средства иносказательной выразительности, основанное на переносе свойств живой природы на неживую: «облегченное дыхание земли»; «черемуха перестала сорить в воду белым»?

5). Как называется изобразительное средство, основанное на уподоблении соотносимых явлений: «кедр, динозавром маячивший в воде»; «разрезало острием серпика речку от берега до берега, точно лист цинкового железа»?

6). Каким вы представляете себе героя-рассказчика? Дайте развернутый ответ.

7). Как соотносится состояние героя-рассказчика и природы? Дайте развернутый ответ.

8). В каких еще произведениях русской литературы выражена мысль о неразрывной связи природы и человека и в чем эти произведения можно сопоставить с «Царь-рыбой» Астафьева?

 

4. Как в произведении «Царь-рыба» раскрывается конфликт прогресса, цивилизации и исконного, природного начала всего сущего на земле? Дайте развернутый ответ, опираясь на текст произведения. В основе каких еще известных вам произведений русской литературы лежит этот конфликт? Проведите их сопоставление с «Царь-рыбой».

 

5. Дарья, героиня повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», задает вопрос: «Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения?». Ответьте на этот вопрос, опираясь на текст повести.

6. Прочитайте фрагмент из повести В.П. Распутина «Прощание с Матерой» и выполните задания.

Солнце зашло, и в остывающем сгустившемся свете, четко выделяющем каждый предмет, поселок больше всего походил на пасеку. Ровными, правильными рядами стояли одинаковые, за одинаковыми же невысокими, но глухими заборами дома, спадающие прямыми порядками на две стороны - влево и к Ангаре. Собственно, поселок слева и оставался, улица, по которой поднимался Павел, была крайней, всю правую сторону ее занимали в глубине производственные постройки - гараж, мастерские, заправка, котельная, а еще дальше - баня. Она Рабочей и называлась. Всегда шумная, рокочущая от машин, провонявшая бензином, углем и железом, улица на этот раз была на удивление тихой и пустынной; один Павел и шагал по ней, держась жилой стороны, где было меньше изжулькано и изрыто. Жизнь шла там, за заборами,- там разговаривали, бренчали, там гремели цепями и лаяли, когда Павел проходил мимо, собаки (всех собак Воронцов приказал посадить на цепи, и посадили - после того как участковый Ваня Суслов, молоденький веселый парень из пограничников, едва не половину их перестрелял), там, за забором, устраивалась своя жизнь и свой порядок, быть может, высаживались даже черемуха и березки. Здесь же, на улице, как и на всех без исключения улицах, было просторно и голо - ни единого палисадничка, ни деревца. Или руки еще не дошли, или считалось, не надо, ни к чему, кругом лес. Где-то на нижних улицах трещали без умолку мотоциклы - гоняют, поди, обучаясь, пацаны. Мотоциклов этих развелось - в каждом дворе, за ними едут в Братск, даже в Иркутск, их покупают с какой-то ненормальной поспешностью, наперегонки, будто выпуск их прекращен и это остались последние, или будто выхваляясь друг перед другом: и мы, мол, не лыком шиты, и мы кое-что имеем и кое-что можем. Не понимая этой торопливости, Павел, однако, и сам подумывал, что придется к весне обзаводиться мотоциклом и ему. В Матере он был без надобности, там все под руками, а здесь вон завтра на смену идти больше часа, если пешком, а летом и до воды, когда рыбку половить, до пустошек с грибами, до ягод - хоть куда дoведись - на своих двоих не находишься... Это не Матера.

Что верно, то верно - это не Матера. Вот и не стало Матеры - царствие ей небесное, как бы сказала, перекрестясь, мать. Вот и не стало Матеры-деревни, а скоро не станет и острова. Еще можно будет, наверно, нынче же сплавать, покружить, гадая, тут или не тут стояла она... И удивительно, что Павел представлял себе это просто и ясно, как не один раз пережитое,- и лодку на огромной, высоко поднятой воде, и себя в лодке, пытающегося по далеким берегам определить место Матеры, пристально вглядывающегося в темную замершую массу воды - не подастся ли оттуда, из сонной глубины, какой знак, не блеснет ли где огонек. Нет, ни знака, ни огонька…

Павел повернул влево и, скосив на одну улицу - так было ближе к дому,- пошел опять в гору. Откуда-то со двора сладко потянуло дымком, и Павел, только что приехавший оттуда, где дымы больше месяца не сходили с земли, не давая дышать, невольно приостановился и потянул в себя приятный, как бы со всем старым связанный запах, который, казалось, должен был с переездом сгинуть и не сгинул…

И, возвращаясь опять мыслью к Матере, к сегодняшней поездке туда, Павел со стыдом вспоминал, как стоял он возле догорающей своей избы и все тянул из себя, искал какое-то сильное, надрывное чувство,- не пень ведь горит, родная изба - и ничего не мог вытянуть и отыскать, кроме горького и неловкого удивления, что он здесь жил. Вот до чего вытравилась душа! Точно оправдывая в чем себя, Павел подумал, что ему вообще нередко приходится вспоминать, что он живет, и подталкивать себя к жизни: после войны за долгие годы он так и не пришел в себя, и мало кто из воевавших, казалось ему, пришел. Все, что требуется, они делают - и детей рожают, и работу справляют, и солнце видят, и радуются, злятся в полную моченьку, но все как бы после своей смерти или, напротив, во второй раз, все с натугой, привычностью и терпеливой покорностью.

 

1). Кто такое Павел? Какое место в системе образов повести занимает этот герой?

2).Почему Павел со стыдом вспоминает сгоревшую избу?

3). Назовите изобразительное средство: в остывающем сгустившемся свете; улица была на удивление тихой и пустынной.

4). Как называется средство иносказательной выразительности: «вытравилась душа»?

5).Как называется разновидность устной речи, представленная в данном фрагменте словами: «изжулькано», «пустошек», «повдоль», «дoведись»? С какой целью эти слова использует автор?

6). Какие чувства испытывает герой? Как пейзаж в данном фрагменте помогает передать состояние героя?

 

ГОРОДСКАЯ ПРОЗА

В русской литературе 1960-80 гг. существовало течение, которое получило название «городской прозы». Определение «городская» эта проза получила по аналогии с термином «деревенская проза»; ее развитие происходило в те же годы, хотя получать признание она начала в 1960-е гг., т.е. спустя десять лет после открытия советской литературой деревни. Так, несмотря на то, что ранняя повесть классика городской прозы Трифонова «Студенты» написана еще в 1950 г., более широкое общественное признание получают в 1960е гг. произведения Даниила Александровича Гранина (1919) и Владимира Семеновича Маканина (р. 1937 г) – роман «Иду на грозу» (1962) и повесть «Прямая линия» (1965). Эти произведения объединяет общий пафос, вера в преображающую силу науки, советского человека, носителя новых морально-этических ценностей, сознательного строителя жизни черты, характерные для писателей и поэтов 1960-х гг. (шестидесятников) – времени оттепели, периода демократизации в обществе. Шестидесятникам свойственны романтические настроения, обусловленные новой духовной эпохой в советском обществе. В их среде появляется авторская, бардовская песня, знаменитая полемика «физиков» и «лириков», ведущая к утверждению единства естественнонаучного и гуманитарного начал в человеке. Примером может служить роман Михаила Леонидовича Анчарова (1923-1990) «Теория невероятности» (1967), где в прекрасных чертах девичьего лица на рисунке обнаруживается решение неразрешимой физической задачи.

В 1970-е – 1980-е гг. тематика городской прозы становится разнообразнее и сложнее по мере того, как изменяется жизнь советского общества. Прежде всего, это тема жизни человека в эпоху урбанизма, означающая возвращение к вечным вопросам эволюционного, социального, психологического, нравственного плана. Другими словами, вопросы экзистенции получают первостепенное значение в соответствии с тенденциями исторического времени и мировой литературы, преимущественно европейской. Внимание литературы обращается на внутренний мир человека, она стремится устранить сложившийся дисбаланс между идеологическим, социальным подходом, упрощающим статус современной личности, и ее разносторонним изображением. Среди наиболее популярных тем можно назвать тему существования человека в новых условиях (в напряженном городском ритме, ситуации морально-психологических вызовов, эрозии нравственных ценностей), тему одиночества человека, тему рутины, повседневности, подавляющей творческое, индивидуальное начало в человеке, тему поиска смысла жизни.

Период развития городской прозы сопоставим со всей эпохой русской литературы второй половины XX в., в ее сферу попадают многие заметные произведения, в частности таких авторов, как В.В.Орлов, С.Н.Есин, А.Г.Битов, В.С.Токарева и др.

1. Вспомните произведения русской литературы XIX века, в идейно-художественном пространстве которых важное место занимает город. Охарактеризуйте проблематику этих произведений. Расскажите, как город влияет на формирование характеров, на поступки и мироощущение героев.

Проведите научно-практическую конференцию или литературный вечер. Ваши знания являются основой для успешного освоения содержания данного раздела курса литературы 11 класса.

 

Юрий Валентинович Трифонов

(1925-1981)

Юрий Валентинович Трифонов – русский писатель, яркий представитель городской прозы 1960-70 гг. По аналогии с тем как Жуковский считается «Колумбом» русского романтизма, критики иногда называют Трифонова «К олумбом» городской прозы, что означает настоящее признание роли его произведений в русской литературе. Главной темой творчества Трифонова была жизнь горожанина, зародившаяся в годы оттепели. Наиболее полное выражение эта тема получила в повести «Обмен» (1969).

Род, к которому принадлежал Трифонов, состоял из революционеров и писателей. Дед (Абрам Лурье), бабушка (Татьяна Александровна Лурье), брат дедушки (Арон Лурье) – революционеры, отец (Валентин Андреевич Трифонов) – революционер, видный советский работник, репрессирован, расстрелян; двоюродный брат (Георгий Евгеньевич Трифонов) – писатель, человек трагической судьбы.

Будущий писатель и его сестра, как и многие члены семей профессиональных революционеров, в конце 1930х гг. сполна испытали на себе переменчивость судьбы приближенных к власти. Проведя первые годы жизни в благополучии, они внезапно лишились обоих родителей, которые были репрессированы. Заботу о детях взяла на себя бабушка, Татьяна Александровна Лурье.

Вопреки жизненным сложностям природный талант брал свое, и будущий писатель прокладывал свой путь к профессиональной литературной деятельности. Еще в школе он начал писать стихи и рассказы, а кроме того редактировал классные газеты. После войны, которую Трифонов провел в эвакуации в Ташкенте, работая на авиационном заводе, он поступил в Литературный институт им. Горького в Москве.

Литературный дебют Трифонова был удачным: он напечатал несколько рассказов в газете «Московский комсомолец» и нескольких альманахах, а затем опубликовал повесть «Студенты» (1950) в центральном литературном журнале «Новый мир». Повесть была удостоена Сталинской премии третьей степени. Последующие годы были не столь плодотворными, Трифонов искал свой стиль, и только к концу 1960-х гг. он смог выступить как самобытный писатель, первооткрыватель русской советской прозы современного содержания. После повести «Обмен», в которой автор затронул самый чувствительный нерв жизни обычного горожанина, Трифонов обратился к тем же темам в повести «Другая жизнь» (1973). В начале 1970-х гг. писатель вырабатывает основной круг проблем своей прозы, складывающийся из социально-бытовых, морально-этических и нравственных вопросов. В центре сюжета повести находится болезненная жизненная ситуация: смерть человека, объединяющая семью, заставляет увидеть отношения ее членов по-новому и служит проверкой душевных качеств каждого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: