Дневник
Учебной практики
По ПМ 05. Методика преподавания информатики с практикумом
студентки 43 группы
Фроловой Анастасии Андреевны
специальность 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»
Мишкино 2020
Цель учебной практики – приобретение студентами опыта практической работы учителя информатики в среднем звене.
Задачи учебной практики:
- формирование общих компетенций студентов по организации собственной деятельности и работы в команде; осуществлению поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач; использованию информационно-коммуникационных технологий для организации профессиональной деятельности; по подготовке к осуществлению профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;
- обучение студентов умениям по анализу ФГОС НОО, примерных программ начального общего образования; разработке учебно-методических материалов (фрагментов рабочих программ, учебно-методических комплексов); участию в создании в кабинете предметно-развивающей среды; систематизации педагогического опыта и образовательных технологий в области среднего общего образования на основе изучения профессиональной литературы.
Требования к результатам учебной практики
В результате прохождения учебной практики по ВПД Методика преподавания информатики с практикумом студент должен освоить профессиональные и общие компетенции:
ВПД | Профессиональные компетенции/Общие компетенции |
Методика преподавания информатики с практикумом | ПК5.1. Определять цели и задачи, планировать уроки информатики ПК 5.2. Проводить уроки информатики. ПК 5.4. Анализировать уроки информатики. ПК 5.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам среднего общего образования. ПК 5.6. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся. ПК 5.7. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 5.8. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области основного общего образования. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
Объем учебной практики и виды работы
Код и наименование ПК | Виды работ | Количество часов | Показатели освоения ПК | Формат практики |
ПК5.1. Определять цели и задачи, планировать уроки информатики | Разработка конспекта урока под руководством преподавателя | Соответствие поставленных целей и задач урока требованиям учебной программы по предмету, особенностям возраста детей, класса. Определение структуры урока в соответствии с типом. | рассредоточено, учебная аудитория с выходом в Интернет, образовательная школа, ступень среднего звена | |
ПК 5.2. Проводить уроки информатики | Использование методов, приемов на уроке информатики | Отбор методов, приёмов, средств обучения в соответствии с целями, задачами, особенностям возраста, класса. Корректирование и совершенствование результатов собственной педагогической деятельности. | ||
ПК 5.4. Анализировать уроки информатики | Просмотр и анализ показательных уроков преподавателя информатики, уроков учителя и пробных уроков студентов Анализ конспекта урока информатики | Владение приёмами самоанализа урока, рефлексии педагогической деятельности. | ||
ПК 5.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам среднего общего образования | Создание методического портфолио будущего учителя информатики | Ведение учебной документации в соответствии с видами и требованиями к её ведению и оформлению. | ||
ПК 5.6. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся | Анализ учебно-планирующей документации учителя информатики: примерных и рабочих учебных программ, учебно-тематических планов на основе стандартов среднего общего образования Разработка фрагмента рабочей программы на основе образовательных стандартов среднего общего образования, примерных программ среднего общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся под руководством преподавателя (класс, раздел/тему определяет преподаватель) Разработка УМК. | Глубина анализа, обоснованность и оптимальность выбора учебно-методического комплекта в соответствии с ФГОС ООО, с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. Соответствие учебно-методических материалов (рабочие программы, методические издания) ФГОС ООО, примерным программам, виду ОУ, особенностям класса/ группы и отдельным обучающимся, требованиям к содержанию, оформлению. | ||
ПК 5.7. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду | Использование методов, приемов на уроке информатики | * | Соблюдение требований к созданию в кабинете предметно-развивающей среды (гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установка на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса). Соответствие образовательного пространства особенностям класса/группы, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. | |
ПК 5.8. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области основного общего образования | Создание методического портфолио будущего учителя информатики | * | Эффективность выбора педагогической и методической литературы в области начального общего образования. Соответствие современных образовательных технологий и ИКТ требованиям ФГОС ООО, виду ОУ, особенностям класса/ группы и отдельным обучающимся. Продуктивность систематизации материала. |
Тематический план и содержание учебной практики
Наименование профессионального модуля, разделов, тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, экскурсии, состав выполнения работ | Объем часов | ||
Вводное занятие | Содержание учебного материала | |||
Цель, задачи, содержание учебной практики, отчетная документация | ||||
Раздел 1 | Организация методической деятельности учителя информатики | |||
Тема 1.1 ФГОС общего среднего образования, современные УМК | Содержание учебного материала | |||
1. | Анализ учебно-планирующей документации учителя информатики: примерных и рабочих учебных программ, учебно-тематических планов на основе стандартов среднего общего образования | |||
2. | Разработка фрагмента рабочей программы на основе образовательных стандартов среднего общего образования, примерных программ среднего общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся под руководством преподавателя (предмет, класс, раздел/тему определяет преподаватель) | |||
3. | Оформление фрагментов УМК | |||
Тема 1.2 Учебный кабинет информатики | Содержание учебного материала | |||
1. | Анализ моделей оформления кабинета учителя информатики | |||
2. | Групповое/индивидуальное проектирование модели предметно-развивающей среды учебного кабинета. | |||
3. | Практикум по оформлению паспорта учебного кабинета | |||
Раздел 2 | Использование педагогических технологий в области среднего общего образования | |||
Тема 2.1 Теоретические основы преподавания информатики | Содержание учебного материала | |||
1. | Изучение технологий преподавания информатики, подготовка медиапрезентации, выступления (по выбору студента). | 8/2 | ||
2. | Групповое/индивидуальное проектирование урока с использованием одной из образовательных технологий (тема урока на выбор студента) с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся. | |||
3. | Презентация проекта урока (мини-преподавание, имитационно-ролевая игра). Анализ эффективности выбранной образовательной технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся. | |||
Лабораторная работа. Наблюдение урока информатики с использованием одной из образовательных технологий и анализ деятельности учителя информатики по формированию учебных навыков школьников. | ||||
Тема 2.2 Прикладные основы преподавания информатики | 1. | Проведение урока с использованием элементов одной из образовательных технологий с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, самоанализ урока | ||
Итоговое занятие | Подведение итогов учебной практики. Составление отчёта по учебной практике. Защита портфолио. | |||
всего | 72/2 | |||
Индивидуальный план учебной практики
студента 43 группы