Образование выступает как социальный феномен и педагогический процесс.




· Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.

· Социализация предполагает социальную адаптацию, развитие, самоопределение и самореализацию личности.

· Эти задачи могут решаться стихийно и целенаправленно всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Целенаправленный процесс и есть образование.

«Образование» происходит от слова «образ» - это единый процесс:

· физического и духовного формирования личности,

· процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы,

· на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, энергичный предприниматель, спартанский воин).

Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система,

- функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными),

- идейно нравственными ценностями, нормами поведения,

содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Обучение

Обучение:

Преподавание – система действий обучающего, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учащихся с целью формирования системы знаний умений и навыков, их воспитания и развития.

Учение – целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, пеобразующая деятельность обучаемого по овладению системой знаний, способов их переработки, хранения и применения, в ходе которой происходит развитие и воспитание личности.

Формирование

Формирование — процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономи­ческих, идеологических, психологических. Воспитание - один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, ус­тойчивости. Понятие «формирование» — еще не установившаяся педаго­гическая категория, несмотря на очень широкое применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправ­ляемых, случайных воздействий на личность. Извест­ный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал назы­вать формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной дея­тельности» (Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. -М., 1949.-С. 14).

Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Развитие

Неопределенны границы применения в педагогике еще одно­го общенаучного понятия — развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что разви­тие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращаю­щимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности — сложнейший процесс объективной дей­ствительности. Для углубленного изучения этого процесса совре­менная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психичес­кую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Развитие человека — это сложный процесс движения от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому.

Источник — противоречия, борьба противоположностей.

Условия — взятые в единстве внутренние (самодвижение) и внешние (среда).

Факторы — наследственность, среда обитания, социально-эко­номические условия, микросреда, воспитание, собственная дея­тельность.

Взаимосвязь — немыслимо без обучения, образования, воспи­тания, деятельности и общения.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: