Основы национальной политики РФ




Планы раздела «Социальные отношения»

«Социальная стратификация и ее типы»

 

1)Понятие о социальной стратификации

2)Функции социальной стратификации:

а) упорядочение общественной жизни;

б) организация людей в группы;

в) социализация личности и ее поддержка.

3) Типы социальной стратификации:

а) кастовый;

б) сословный;

в) социально-классовый;

г) по стратам.

4) Критерии социальной стратификации:

а) доход (низший класс, средний класс, высший класс);

б) образование (с начальным, средним, высшим);

в) место жительства (горожане, провинциалы, селяне);

г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, ученые и пр.);

д) этническая принадлежность и т.д.

5) Особенности социальной стратификации в современном обществе.

«Социальные общности и группы»

 

1) Понятие о социальных группах и общностях

2) Разновидности социальных общностей:

а) номинальные общности;

б) массовые общности;

в) аудитория;

г) социальные круги.

3) Признаки социальных групп:

а) устойчивость состава;

б) продолжительность существования;

в) определенность состава и границ;

г) общая система ценностей и норм;

д) осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.

4) Классификация групп:

а) по характеру связей (формальными и неформальными);

б) по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);

в) по объему (большие и малые);

г) в зависимости от пола и возраста (демографические) и т.д.

5) Групповая сплоченность и дифференциация.

6) Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

«Молодежь и ее роль в современном обществе»

 

1) Молодежь – особая социальная группа.

2) Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления:

а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;

б) молодежь - от 18 до 24 лет;

в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет.

3) Особенности молодежного возраста:

а) стремление к освоению новых социальных ролей;

б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения;

в) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс);

г) позитивное и органичное восприятие инноваций;

д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности.

4) Специфика молодежной субкультуры:

а) молодежная мода;

б) молодежная музыка и кино;

в) молодежный сленг;

5) Основные проблемы современной российской молодежи:

а) сокращение численности молодежи в структуре населения;

б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;

в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

6) Государственная молодежная политика в РФ.

7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире.

«Социальный статус и социальная роль»

 

1) Понятие о социальном статусе

2) Признаки социального статуса:

а) место жительства;

б) уровень образования и профессия;

в) стиль поведения и одежды и т.д.

3) Основные виды социальных статусов:

а) предписанный (заданный, врожденный);

б) достигаемый (приобретенный).

4) Связь социального статуса и социальной ролью.

5) Структура ролевого набора личности:

а) роли в семье;

б) роли в малом социуме;

в) роли в профессиональной деятельности;

г) роли в гражданской деятельности и т.д.

6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе.

«Социальный статус и социальная мобильность»

 

1) Понятие о социальном статусе

2) Признаки социального статуса:

а) место жительства;

б) уровень образования и профессия;

в) стиль поведения и одежды и т.д.

3) Основные виды социальных статусов:

а) предписанный (заданный, врожденный);

б) достигаемый (приобретенный).

4) Социальная мобильность – процесс изменения статуса.

5) Проявления социальной мобильности:

а) вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса);

б) горизонтальная мобильность (без изменения статуса).

6) Социальные лифты

а) школа

б) армия

в) бизнес

г) наука

7) Высокий уровень социальной мобильности – характерная черта современного общества.

«Социальная мобильность и ее виды»

 

1) Социальная мобильность – процесс изменения человеком своего положения в обществе./ Понятие о социальной мобильности.

2) Социальная мобильность как характерный признак типа общества:

а) общества с низким уровнем мобильности;

б) общества с высоким уровнем мобильности.

3) Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты):

а) семья;

б) система образования;

в) профессиональная деятельность;

г) государственная служба и пр.

4) Проявления социальной мобильности:

а) по направленности (вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса) и горизонтальная мобильность (без изменения статуса));

б) по составу (индивидуальная и групповая).

5) Карьера как один из видов социальной мобильности.

6) Миграционные процессы – разновидность социальной мобильности в современном обществе.

7) Особенности процессов социальной мобильности в современной РФ.

«Социальный контроль и его виды»

 

1) Понятие о социальном контроле

2) Признаки социального контроля:

а) упорядоченность, категоричность и формализованность;

б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

в) коллективное осуществление контроля.

3) Функции социального контроля:

а) регулятивная (регулирование жизни людей);

б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

4) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

5) Виды (круги) социального контроля:

а) формальный контроль посредством правовых норм;

б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

г) социальный контроль в семье и частной жизни;

6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

«Социальный контроль и его значение для развития общества»

1. Понятие «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы и их роль в социальном контроле;

б) санкции в социальном контроле.

3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:

а) социализация – основная функция социального контроля;

б) социальный контроль как способ приспособления людей друг к другу.

4. Социальный контроль как условие общественного прогресса:

а) гибкость социального контроля – необходимое условие для позитивных изменений в социальной системе;

б) верность оценки различных отклонений от социальных норм – принцип социального контроля, способствующий прогрессу.

 

«Социальные нормы и социальные санкции»

 

1) Понятие о социальных нормах

2) Функции социальных норм:

а) координация деятельности людей;

б) освоение правил жизни в обществе молодому поколению;

в) выступают в качестве характерных признаков групп.

3) Виды социальных норм:

а) моральные нормы;

б) правовые нормы;

в) обычаи и традиции;

г) ритуалы, церемонии;

д) нормы этикета.

4) Социальные санкции – меры воздействия общества на личность:

а) по предъявлению (формальные и неформальные);

б) по отношению к личности (позитивные, негативные).

5) Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

«Социальные нормы как способ регулирования общественных отношений»

1) Понятие «социальная норма».

2) Виды социальных норм:

а) обычаи и традиции как способ регулирования общественных отношений;

б) мораль и право: общее и различия;

в) что регулируют эстетические нормы;

г) особенность политических норм;

д) религиозные и моральные нормы.

3) Причины возникновения социальных норм:

а) первые социальные нормы в истории человечества;

б) когда и почему возникли правовые и моральные нормы.

4) Социальные нормы как средство социального контроля.

5) Условия эффективности социальных норм.

«Отклоняющееся поведение»

 

1) Понятие об отклоняющемся поведении

2) Причины девиантного поведения:

а) влияние семьи и семейного воспитания;

б) наличие особенных способностей и талантов;

в) кризисные явления в обществе;

г) проблемы социализации молодежи.

3) Виды девиантного поведения:

а) позитивное;

б) негативное.

4) Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

«Семья и ее роль в обществе»

 

1) Семья – первичная ячейка общества

2) Свойства семьи как малой группы:

а) наличие кровнородственных или брачных связей;

б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.

3) Основные функции семьи:

а) репродуктивная;

б) досуговая;

в) социально-статусная;

г) хозяйственная;

д) эмоционально-психологическая;

е) воспитательная.

4) Формы семьи:

а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);

б) по характеру взаимоотношений между членами (традиционная (патриархальная), партнерская (демократическая)).

5) Тенденции развития семьи в современном обществе:

а) равномерное распределение прав и обязанностей ­в семье;

б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях;

в) увеличение числа ранних браков и их распад;

г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;

д) рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;

е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.

6) Особенности развития семьи в современной России.

«Нации и национальные отношения»

1) Этнические группы в структуре общества

2) Признаки этноса:

а) наличие территории проживания;

б) общность языка, традиций, обычаев;

в) общность исторического и социокультурного опыта;

г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

3) Разновидности этнических групп:

а) род и племя;

б) народность;

в) нация;

4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а) межнациональная интеграция;

б) межнациональная дифференциация.

5) Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

6) Межнациональные отношений и национальная политика в современной России.

«Социальный конфликт и пути его разрешения»

 

1) Понятие о социальном конфликте

2) Основные причины возникновения конфликтов:

а) неблагоприятные условия работы;

б) неудовлетворенность оплатой труда;

в) психологическая несовместимость людей;

г) различие существенных интересов и принципов;

д) перераспределение влияния в группе или между группами;

е) идеологические разногласия (политические и религиозные), ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).

3) Виды социальных конфликтов:

а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);

б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);

в) межгрупповой - в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели.

г) конфликт принадлежности - человек входит в две группы, которые конкурируют между собой.

д) конфликт с внешней средой - неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.

4) Стадии развития межгруппового конфликта:

а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения новых сил;

б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;

г) нарастание эмоциональной напряженности;

д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

5) Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.

6) Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.

 

«Межнациональные конфликты в современном мире и пути их предотвращения»

1) Причины межнациональных конфликтов в современном обществе:

а) почва для межнациональных конфликтов в исторически сложившихся многонациональных государствах;

б) проблемы, порождаемые эмиграцией в современных экономически развитых государствах;

в) социально-экономические причины межнациональных конфликтов на современном этапе;

г) ущемление национального самосознания.

2) Особенности протекания межнациональных конфликтов.

3) Национальная политика, направленная на предотвращение конфликтов на национальной почве:

а) запрещение деятельности, возбуждающей национальную рознь;

б) гарантии прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности;

в) содействие развитию национальной культуры и языков.

 

«Негативное отклоняющееся поведение как острая социальная проблема»

1) Понятие «отклоняющееся поведение».

2) Позитивное и негативное отклоняющееся поведение.

3) Преступление как вид негативного отклоняющегося поведения и его последствия для личности и общества:

а) социальные причины преступности;

б) психологические причины преступности;

в) культура личности и преступность;

г) социальные последствия преступности.

4) Наркомания и алкоголизм как виды негативного отклоняющегося поведения и их последствия для социальной сферы:

а) кто является жертвой наркомании;

б) последствия наркомании для личности;

в) последствия наркомании для общества.

 

«Нации и межнациональные отношения в современном мире»

1) Современные нации — высшая форма этнической общности.

2) Источники национальной общности:

а) историческая память;

б) национальное самосознание;

в) национальные интересы.

3) Межнациональные отношения в современном мире:

а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);

б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;

г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция национальной политики РФ»).

«Социализация индивида»

 

1. Понятие «Социализация»

2. Основные этапы социализации:

а) первичная;

б) вторичная.

3. Функции социализации:

а) Освоение системы знаний о мире, человеке и обществе;

б) усвоение моральных ценностей и ориентиров;

в) усвоение практических навыков и умений.

4. Факторы (агенты) социализации:

а) семья;

б) образование;

в) группа друзей (сверстников);

г) СМИ и т.д.

5. Десоциализация и ресоциализация индивида.

«Социальные институты»

 

1. Понятие социального института.

2. Характеристики социального института:

а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;

б) осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;

в) осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями;

г) является устойчивой формой организации деятельности;

д) складывается исторически.

3. Основные социальные институты:

а) институт семьи и брака;

б) политические институты (государство, партии и др.);

в) экономические институты (производство, обмен и др.);

г) институты науки, образования и культуры;

д) институт религии.

4. Функции социальных институтов:

а) явные;

б) скрытые.

5. Дисфункции социальных институтов.

«Малые группы и их роль в обществе»

 

1. Понятие «малой группы».

2. Особенности малых групп:

а) поведенческая и психологическая общность членов группы;

б) наличие общих интересов и ценностей;

в) общие групповые нормы.

3. Виды малых групп:

а) формальные;

б) неформальные.

4. Примеры малых групп:

а) семья;

б) компания друзей;

в) трудовой коллектив.

5. Функции малых групп:

а) социализирующая;

б) поддерживающая;

в) психологическая;

г) деятельностная.

6. Межличностные отношения в малой группе.

 

Основы национальной политики РФ


1. Понятие национальной политики.
2. Приоритетные направления национальной политики Российского государства.
3. Принципы государственной национальной политики Российской Федерации:
а) сохранение исторически сложившейся целостности РФ;
б) гарантия прав коренных малочисленных народов;
в) равенство и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина;
г) сохранение и развитие языков и культур народов РФ и др.

4. Направления национальной политики в РФ

а) проведение пенсионной реформы

б)реформа системы образования

в) введение материнского капитала

г) улучшение качества медицинской помощи и т.д.
5. Причины возникновения межнациональных проблем в РФ.
6. Пути решения межнациональных проблем:
а) формирование у населения установок толерантного сознания и поведения;
б) уважение национального достоинства, отказ от насилия;
в) развитие демократии и правовых начал в жизни общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: