По Закону о контрактной системе




Особенности закупки произведений искусства бюджетными учреждениями культуры

О. К. Лисовенко
старший юрист экспертно-консультационного центра Института госзакупок

В данной статье идет речь о закупке произведений искусства бюджетными учреждениями культуры как по Закону о контрактной системе, так и по Закону № 223-ФЗ. Автор рассказывает о способах, которыми могут быть осуществлены такие закупки, а также об особенностях применения процедур определения поставщиков.

 


Как и закупки в любой иной профильной области, закупки в сфере культуры имеют определенную специфику и особенности. При этом необходимо отметить, что действующее законодательство, регулирующее закупки для государственных и муниципальных нужд, в значительной степени учитывает именно особенности сферы культуры и закупок в ней соответственно.

Закупки в сфере культуры представляют особый интерес, в первую очередь, для специалистов в области управления культурой, а также для лиц, задействованных в процессе организации и проведения закупок для нужд учреждений культуры. Представляется, что допустимо утверждение, что закупки в сфере культуры — это в первую очередь закупки учреждений культуры, причем большая часть таких учреждений имеет статус бюджетных.

В данной статье предполагается рассмотреть одно из специфичных направлений закупок бюджетных учреждений культуры — закупку произведений искусства. Как правило, в большинстве случаев данные закупки (весьма неординарные в сравнении с закупками иных товаров) осуществляются таким видом учреждений культуры как музеи, статус которых регламентируется Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон № 54-ФЗ). Хотя, безусловно, не так редки случаи, когда произведения искусства закупают и иные бюджетные учреждения культуры — театры, библиотеки, дворцы культуры и т. д.

Отдельного внимания требует тот аспект, что согласно ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями названного закона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 данной статьи. Названное исключение состоит в закреплении права бюджетных учреждений часть закупок осуществлять в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ. В частности, по правилам, предусмотренным Законом № 223-ФЗ, бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки за счет средств, полученных при осуществлении ими иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных их учредительными документами основных видов деятельности (например, за счет денежных средств, полученных от продажи входных билетов, за организацию и проведение различных культурных мероприятий, средств, полученных в качестве пожертвований). Реализация названного права возможна только при условии утверждения специального правового акта (положения о закупке) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае если учредителем бюджетного учреждения культуры утверждено положение о закупке и данное положение в установленные сроки размещено бюджетным учреждением в единой информационной системе (до ее ввода в эксплуатацию — на официальном сайте), то такое учреждение культуры имеет право закупать произведения искусства как по Закону о контрактной системе, так и по Закону № 223-ФЗ.

Рассмотрим последовательно особенности закупок произведений искусства бюджетными учреждениями культуры по каждому из названных законов.

По Закону о контрактной системе

Так, как уже говорилось выше, Закон о контрактной системе предусматривает целый ряд особенностей закупок в сфере культуры, в том числе закупок произведений искусства.

К числу таких особенностей в первую очередь относятся особенности выбора способа закупки произведений искусства. Закон о контрактной системе предусматривает несколько вариантов для осуществления таких закупок.

«Творческий» конкурс

В случае если бюджетное учреждение культуры планирует закупить создание произведения искусства (в том числе согласно ч. 7 ст. 32 Закона о КС аудиовизуального произведения, произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, и пр.), а не уже готовое произведение с заранее известным автором, то закон позволяет провести так называемый «творческий» конкурс, который проводится по общей схеме открытого конкурса, но с рядом существенных особенностей:

· особая величина значимости критерия цены (до 0%) (ч. 6, 7 ст. 32 Закона о КС);

· возможность привлечения экспертов, экспертных организаций (п. 15 ст. 3 Закона о КС);

· возможность одновременного заключения в рамках одной закупки нескольких договоров с несколькими участниками на создание нескольких произведений искусства (ч. 10 ст. 34 Закона о КС);

· обязательное включение в состав конкурсной комиссии не менее 50% лиц творческих профессий (ч. 4 ст. 39 Закона о КС);

· возможность подачи одной заявки на участие в конкурсе от нескольких лиц (ч. 8 ст. 51 Закона о КС);

· возможность продления срока рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на 10 дней (ч. 1 ст. 53 Закона о КС).

»ВАЖНО!
Стоит отметить, что нормы, аналогичные большинству названных, и регламентирующие проведение «творческих» конкурсов существовали и в рамках ранее действовавшего Закона № 94-ФЗ, однако они не нашли широкого применения. Во многом это связано с тем, что в большинстве случаев закупки произведений искусства учреждениями культуры определяющую роль играет не процесс создания такого произведения, а личность автора либо уникальные качества произведения уже существующего. Особенно такая ситуация характерна для закупок произведений искусства, осуществляемых музеями, так как для таких учреждений культуры самой распространенной целью приобретения произведений искусства является пополнение музейного фонда и имеет место заинтересованность в приобретении именно уже существующих культурных ценностей.

Двухэтапный конкурс

Еще одна возможность закупки произведений искусства в случае, когда заказчика интересует именно создание произведения искусства — двухэтапный конкурс, который имеет ряд принципиальных процедурных отличий от обычного открытого конкурса (возможность его проведения по данной тематике установлена п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона о КС). Представляется, что данный способ закупки произведений искусства также не будет иметь широкого распространения, как и «творческий» конкурс, по названным выше причинам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: