О Н.В. Пигулевской и ее книгах




· З. В. Удальцова — рец. на: Н. Пигулевская. Византия на путях в Индию // ВДИ. 1952. 1.

 

· В. Н. Габашвили, П. И. Петров. Н. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский, Л. В. Строева, Л. М. Беленицкий. История Ирана с древнейших времен до конца 18 века // Проблемы востоковедения. 1959 г. № 6.

 

· Каждан А. П., Удальцова З. В. Член-корреспондент АН СССР Нина Викторовна Пигулевская // Вопросы истории. 1964. 4.

 

· К семидесятилетию члена-корреспондента АН СССР Н. В. Пигулевской. // Византийский временник. Том 24 (49). 1964 г.

 

· Петрушевский И. П. Н. В. Пигулевская. Арабы у границ Византии и Ирана в IV — VI вв. // Вопросы истории. 1965. № 10.

 

· К 75-летию Н. В. Пигулевской // ВДИ. 1969. 1.

 

· Нина Викторовна Пигулевская: 1(14).1.1894 — 17.11.1970: Некролог. // ПС. 1970. Вып. 74. портр.

· Пигулевская Нина Викторовна (некролог) // Вопросы истории. 1970. 5.

· Нина Викторовна Пигулевская (1893-1970) // ВДИ. 1970. 3.

 

· Е. Э. Гранстрем. Нина Викторовна Пигулевская (1894—1970). // Археографический ежегодник за 1970 г. М., 1971.

 

· Р.А. Гусейнов (Баку). Византия и Восток в трудах Н.В. Пигулевской (К 100-летию со дня рождения). // Византийский временник. Том 55 (80). Часть I. 1994 г.

 

· К столетию со дня рождения Н. В. Пигулевской (1894—1970). (Е. Н. Мещерская). // Православный Палестинский сборник. Выпуск 35 (98): Сборник памяти Н.В.Пигулевской. СПб., 1998

 

5. Игорь Михайлович Дьяконов https://www.koob.ru/dyakonov

Игорь Михайлович Дьяконов (12 января 1915, Петроград — 2 мая 1999, Санкт-Петербург) — советский и российский историк-востоковед, лингвист, специалист по шумерскому языку, сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древним письменностям, истории Древнего Востока. Доктор исторических наук (1960).

Его отец был банковским служащим, а мать — врачом. С 1922 по 1929 гг. (с двухлетним перерывом) семья живет в Христиании (Осло), где освоил норвежский язык. Вообще же читать (по-русски и по-английски) он начал очень рано, и среди первых прочитанных им книг были путеводители по египетскому и месопотамскому отделам Британского Музея. Так началось его увлечение древним Востоком, но сначала он отдавал предпочтение Египту.

Вернувшись в СССР, учился в школе, а с 1932 — на Историческом факультете Ленинградского университета.

К началу 1941 была готова его кандидатская диссертация, посвященная земельным отношениям в Ассирии.

Вскоре после начала войны с Германией Игорь Михайлович был призван в армию и служил в штабе Карельского фронта, где очень пригодилось его знание многих языков. В 1944 Советская армия освободила от немцев восточную часть Норвегии, где Игорь Михайлович был представителем командования в городе Киркенесс. Здесь он оставил по себе добрую память и впоследствии был сделан почетным гражданином Киркенесса.

После демобилизации в 1946 Игорь Михайлович работал в Университете, где защитил кандидатскую диссертацию и издал свою первую книгу «Развитие земельных отношений в Ассирии». Впоследствии он работал в Эрмитаже, в Институте истории, а с 1956 и до конца своих дней — в Институте востоковедения Академии Наук.

Докторскую диссертацию защитил в 1960. В своих научных занятиях он проявил невероятную разносторонность, будучи одновременно историком (многочисленные труды по социально-экономической, политической и культурной истории, проблемам этногенеза и т. п.), филологом (издания текстов, блестящие литературные переводы с древневосточных и новых языков) и лингвистом (исследование множества языков, принадлежащих к неродственным языковым семьям). Его научные заслуги отмечены избранием в Британскую Академию, Американскую Академию искусств и наук, членством во множестве востоковедных обществ и степенью почетного доктора гуманитарных наук Чикагского университета. В дипломе о присуждении этой степени говорится, что она присуждается «человеку, чьи исторические, социально-экономические, филологические и лингвистические исследования не имеют себе равных как по широте охвата, так и по качеству».

Игорь Михайлович скончался после тяжелой и долгой болезни 2 мая 1999. Почти до самого конца он не утратил жадного интереса к науке вообще и к работам своих учеников в особенности. Свою уникальную библиотеку он завещал Группе древневосточной филологии Петербургского филиала Института востоковедения.

 

Список трудов

Полный список трудов доступен на сайте ИВР РАН: https://www.orientalstudies.ru

 

6. Борис Александрович Тураев https://mpgu.su/scientists/turaev-boris-aleksandrovich/

ТУРАЕВ Борис Александрович (24.7.1868, Новогрудок Минской губ., – 23.7.1920, Петроград) – историк; востоковед, создатель отечественной школы истории и филологии Древнего Востока, основоположник египтологии и эфиопистики в России; экстраординарный проф. (1904), ординарный проф. (1911), чл.-корр. Петербургской АН (1913), акад. Российской АН (1918).

По окончании истор.-филол. факультета Петербургского ун-та (1891) занимался науч. работой в музеях Берлина, Парижа, Лондона и некоторых городов Италии. В 1909 вместе с И.В. Цветаевым принимал участие в работе II Международного конгресса классической археологии в Каире и Александрии. Стремился к популяризации египетской литературы, был инициатором и редактором серии «Культурно-исторические памятники Древнего Востока». С 1912 являлся хранителем собрания египетских древностей Музея изящных искусств в Москве. Занимался составлением каталога египетских памятников музея, первого путеводителя по собранию. Т. считается создателем отечественной школы египтологии. С 1896 читал лекции по древневосточной истории, преподавал древнеегипетский язык и вел практические занятия по египтологии в Петербургском ун-те и на МВЖК. Вокруг него сложился кружок молодых людей, желавших постичь тайны иероглифики. Прирожденный преподаватель, Т. внимательно приглядывался к своим ученикам, выявляя их вкусы и предлагая темы, наиболее отвечавшие их наклонностям. Обладал колоссальной эрудицией и глубоко понимал культуру Древнего Египта, основным элементом кот-й являлась история религиозных представлений. Выдающимся событием стало появление магистерской дисс. Т. «Бог Тот» (1898). Гл. труд «История Древнего Востока» (1911, в 2-х т.) принес Т. европейское признание и остался до наших дней одним из лучших отечественных исследований в этой обл. Последнее прижизненное изд. кн. было удостоено золотой медали Русского археологического общества (1916). Основой исторического развития Т. считал религию и духовную культуру; социально-экономическим отношениям отводил второстепенное место. В интерпретации Т. история в основном сводилась к политической, причем автор подчеркивал значение географических факторов. Рассматривал культуру Египта как равноценную культуре Вавилона. Автор книги «Египетская литература» (1920) и очерка «Древний Египет» (1920), написанного легким и ярким языком. Огромное количество использованных литературных памятников, художественное изложение их содержания сделали «Египетскую литературу» ценнейшим вкладом не только в русскую, но и мировую египтологию. В 1-ом т. Т. дал исторический обзор литературы Древнего Египта, привел историю развития египетского письма и языка, 2-ой т. был отведен переводам наиболее значительных произведений, но так и не увидел свет. Т. занимался семитологией, ассириологией, шумерологией, хеттологией, урартоведением. Внес значительный вклад в изучение истории Эфиопской и Коптской церквей. Много сил Т. отдавал переводу и комментированию отдельных текстов. В 1916 издал магический папирус Salt 825 Британского музея, мастерски сумев извлечь сведения и сделать выводы из многочисленных разрозненных, плохо сохранившихся источников. В последние годы своей жизни выучил демотику и посвятил демотической литературе значительную часть монографии «Египетская литература». Т. первым в России начал систематическое изучение и публикацию древнеегипетских памятников, преимущественно из отечественных музейных коллекций. Оставил огромное науч. наследие: многочисленные капитальные труды; исследованные, интерпретированные и переведенные на русский язык источники; талантливых учеников; прекрасную коллекцию египетских древностей, кот-ю завещал Эрмитажу.

Ученики: И.М. Волков, В.В. Струве, И.Г. Франк-Каменецкий, А.В. Шмидт, Н.Д. Флиттнер, Ф.Ф. Гесс, В.М. Викентьев, И.Ю. Крачковский.

 

Список трудов

· Очерк истории изучения финикийской древности. СПб., 1893;

 

· Народ «кефт» египетских памятников // Журнал Министерства народного просвещения. 1894, № 294;

 

· Из египетской мифологии // STEFANOSА. Сборник в честь Ф.Ф. Соколова к тринадцатилетней годовщине его ученой деятельности от учеников и слушателей. СПб., 1895;

 

· Страницы из истории древнеегипетской литературы // Записки восточного отделения русского археологического общества. Т. VIII. СПб. Вып. 3−4. Труды отделения археологии древнеклассической, византийской и западноевропейской. 1896. С. 432−435;

 

· Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях // Записки восточного отделения русского археологического общества. Т. XI. СПб. Вып. 1−4. 1899. С. 115−164;

 

· К истории хеттского вопроса // Записки русского археологического общества. Т. XII. СПб. Вып. 3−4. Труды отделения археологии древнеклассической, византийской и западноевропейской. Кн. 5. 1901. С. 225−259;

 

· Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб. XIV. 1902. Библиогр. в примеч. // Записки истор.-филолог. факультета. С.-Петербургского ун-та. Ч. 65, вып. 1;

 

· Абиссинские свободные мыслители XVII века. СПб., 1903;

 

· Остатки финикийской литературы. Отрывки финикийской космогонии и мифологии Филона Библского. Финикийские отрывки у Дамаския. Тирская летопись. СПб., 1903. (Классический Восток.);

 

· Эфиопские рукописи в С.-Петербурге. СПб., 1906;

 

· Открытие Нубийской христианской литературы // Христианский Восток. Т. 3. СПб. Вып. I. 1914. С. 92−94;

 

· Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных автобиографий. М., 1915. (Культурно-исторические памятники древнего Востока. Вып. 3.);

 

· Классический Восток. Ч. I. Введение. Вавилон / Посмертный труд под ред. предисл. и примеч. В.В. Струве и Н.Д. Флиттнер. Л., 1924.

 

7. Василий Васильевич Струве https://ru.wikipedia.org/

 

Васи́лий Васи́льевич Стру́ве (1889, Санкт-Петербург — 1965, Ленинград) — крупнейший советскийвостоковед-марксист (египтолог и ассириолог), основатель советской школы историков Древнего Востока, академик АН СССР (1935), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился в семье, к которой принадлежал целый ряд видных представителей научно-технической интеллигенции, в том числе его прадед — основатель Пулковской обсерватории Василий Яковлевич Струве.

В 1907—1911 годах учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Намеревался специализироваться на истории России и начал заниматься у А. С. Лаппо-Данилевского, однако заинтересовался лекциями египтолога Б. А. Тураева и исследователя античности М. И. Ростовцева. Университет окончил с отличием и был оставлен для подготовки к профессорской деятельности, а в начале 1914 года был отправлен на стажировку в Германию: несколько месяцев провёл в Берлине, где совершенствовал своё знание египетского языка под руководством Адольфа Эрмана. Вернулся на родину в середине июля из-за начала Первой мировой войны. В 1919 году, будучи (с 1916 года) приват-доцентом университета, он продолжил своё обучение на Восточном факультете: занимался аккадским, древнееврейским и другими семитскими языками у выдающегося семитолога академика Павла Константиновича Коковцова; самостоятельно начал изучать шумерский язык. В 1920 году сменил своего учителя Б. А. Тураева на кафедре Древнего Востока Петроградского университета, где и преподавал до конца своей жизни.

В 1928 году В. В. Струве защитил магистерскую диссертацию о древнеегипетском историке Манефоне, жившем в IV—III вв. до н.э.: «Манефон и его время». Степень доктора исторических наук была присуждена ему honoris causa, то есть за научные заслуги, без защиты диссертации.

В 1918—1933 годах В. В. Струве руководил Египетским отделом Эрмитажа, в 1937—1940 возглавлял Институт этнографии АН СССР, а в 1941—1950 — Институт востоковедения АН СССР, с 1959 года заведовал древневосточным отделом института. Заведовал кафедрой истории древнего мира ЛГПИ(1934-?)[2]. В 1952-1965 гг. завкафедрой Древнего Востока ЛГУ[3]. Член ряда отечественных и зарубежных научных организаций (Комитета международных ассоциаций египтологов в Копенгагене).

Василий Васильевич скончался 15 сентября 1965 года в Ленинграде. Похоронен на Серафимовском кладбище Ленинграда[4].

Первая работа В. В. Струве — монография «Петербургские сфинксы» (1912) — о сфинксах на набережной у Академии художеств, перевезённых в Петербург из храма фараона Аменхотепа III в египетских Фивах. За ней последовали публикации об эрмитажных памятниках (в том числе стеле военачальника Харемхеба, ставшего фараоном в конце XIV века до н.э.).

Пятидесятилетний (1916—1965) опыт преподавания в Ленинградском государственном университете способствовал созданию Струве собственного курса истории Древнего Востока, отличавшегося от своих зарубежных и предшествующих ему русских аналогов тем, что строился на основании анализа характера социально-экономических отношений и экономического базиса древневосточных обществ, а также включением в понятие «Древний Восток» древнейших государств Китая, Индии и прилегающих территорий.

Струве приветствовал революционные события 1917 и поддерживал социалистические преобразования в СССР. Именно ему принадлежит идея пересмотра оригинального тезиса Карла Маркса и Фридриха Энгельса относительно единства всемирного исторического процесса, проявлявшегося через чередование формаций как универсальных этапов исторического развития человечества. Согласно Марксу и Энгельсу, на стадии цивилизации общество поочерёдно проходит рабовладельческую(классическую антическую), феодальную и буржуазную (капиталистическую) социально-экономические формации, с перспективой перехода к социалистической. Однако в труде «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству» (раздел «Экономических рукописей 1857—1859 годов») Маркс упоминал также и «азиатские производственные отношения». На этой основе некоторые учёные делали вывод о наличии особой азиатской (архаической) социально-экономической формации, предшествовавшей рабовладельческой у древневосточных обществ. Своё условное название «азиатская» формация получила не потому, что была характерна исключительно для восточных обществ, но по причине первоначального обнаружения характерных её пережитков у отдельных народов Азии (в частности, Индии). Отсюда следовали две полярные трактовки азиатского способа производства: уникальный или, наоборот, универсальный этап истории.

В 1920—1930 годы отдельные советские историки, находившиеся под влиянием теории Освальда Шпенглера, пытались объяснить уникальность азиатского способа производства, существовавшего только у восточных обществ. Им противостояли марксистские историки-универсалисты, которые расширили первоначальный географический ареал анализа производственных отношений и пришли к выводу о существовании подобного способа производства не только на начальных периодах развития восточных обществ, а и у всего человечества в целом, считая его универсальным (например, он наблюдался в крито-микенском обществе, в Риме периода царей и ранней Республики, у цивилизаций Месоамерики); с другой стороны, такие восточные общества, как Древний Египет периода Нового царства или Персидская империя Ахеменидов, могут быть определены как классические рабовладельческие. Сторонники выделения отдельного азиатского способа производства выделяли такие характерные для него черты, как функционирование разветвлённой ирригационной системы в условиях централизованого государства и этатистской политики; отсутствие частной собственности на средства производства; свободные общины, эксплуатируемые государственным аппаратом, в качестве экономической основы существования общества; восточная деспотия как особый тип монархической формы правления.

Опираясь на изданные в СССР сочинения Маркса, Василий Васильевич Струве к 1933 разработал «пятичленку», — парадигму смены пяти социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, начальным этапом которой является социализм (таким образом, азиатская и античная формации сливались в одну). «Пятичленка» служила основой упрощённого понимания марксистской теории, и до известной степени — орудием вульгаризации учения Маркса. Тем не менее, её распространение способствовало утверждению материалистического понимания истории и обнаружению общих черт в политическом, экономическом и социальном прогрессе разных обществ. «Пятичленка» Струве, отождествлённая с марксистским подходом, оставалась господствующей схемой советской исторической науки для анализа всех исторических периодов, несмотря на жёсткую критику, которой она была подвергнута на Московской дискуссии об азиатских производственных отношениях (1965) видными историками СССР, Франции, Венгрии и Германии.

Струве был первым историком в мировой науке, поднявшим вопрос о характере экономического базиса и социальной иерархии древневосточных обществ, определявшихся как феодальные даже такими авторитетами, как Брэстед, Мейер и Тураев. Струве же рассматривал в качестве ключа к решению вопроса анализ производительных сил и определил, что основной формой эксплуатации труда на Древнем Востоке, как и в античном мире, было использование рабов (позже он признал, что основой экономической жизни в древневосточных странах была не эксплуатация рабов, а эксплуатация крестьян-общинников: долговое рабство у этих народов было развито неравномерно, а завоевательные походы, проводившиеся с различным успехом, ещё не стали основным источником пополнения количества рабов). Следовательно, советский востоковед определял восточные общества как раннерабовладельческие, основываясь на собственном анализе шумерского общества, изучение структуры которого проводилось на основании документов хозяйственной отчётности периода III династии Ура.

Перу Василия Васильевича Струве принадлежат более 400 работ по истории и лингвистике древнего мира. Его первые публикации, текст коптского папируса и монография «Петербургские сфинксы», увидели свет в 1912. С 1928 издавался его труд о древнеегипетском ученом Манефоне. Основные идеи Струве изложены в его фундаментальном обобщающем труде «История Древнего Востока», изданном в Москве в 1941 и продолжавшим лучшие традиции школы Тураева в марксистской трактовке. Остальные труды Василия Васильевича Струве были посвящены истории и истории культуры Древнего, персидского и эллинистического Египта, Месопотамии (Шумера, Вавилона, Ассирии), Северной Сирии (на примере Угарита), Урарту и Закавказья, Персии, Палестины, Малой Азии, Северного Причерноморья и Средней Азии. В частности, истории древних государств, расположенных на территории Советского Союза, он посвятил свои «Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии», изданные посмертно в 1968. Значение фактического материала, последовательно изложенного в трудах Струве, подкрепляется индуктивными обобщениями и анализом значения той или иной исторической эпохи в контексте развития стран и народов.

Василий Васильевич Струве издал несколько древнеегипетских письменных памятников, находящихся в музеях Москвы (в основном в из Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) и Ленинграда, в том числе ряд демотических текстов Позднего периодаДревнего Египта и «Московский математический папирус», текст которого был транскрибирован ещё Тураевым. Под руководством основоположника советского востоководения были тщательно изучены «речения» Ипувера и Неферреху, относящиеся к концу Среднего царства, поскольку они приводили относительно редкие для египетской литературы свидетельства всплеска классовой борьбы, интересовавшие советскую науку. Другой безусловной заслугой Струве является то, что его наследие позволило сломать безраздельно господствовавшие в исторической науке представления о древневосточных обществах как исконно феодальных.

Василий Васильевич Струве редактировал целый ряд наименований исторической периодики и коллективных трудов по всемирной истории, участвовал в подготовке энциклопедических изданий, а также инициировал начавшееся в 1961 издание Советской исторической энциклопедии, будучи членом Главной редакции энциклопедии.

 

Список трудов

· Заупокойный культ древнего Египта: Путеводитель по выставке в залах Эрмитажа. Пб., 1919.

· Происхождение алфавита. — Пг.: Время, 1923.

· История древнего Востока. М.: ОГИЗ; Госполитиздат, 1941. — 484 с. (Разделы в учебнике)

· Очерки социально-экономической истории древнего Востока. М.-Л.: ОГИЗ; Госсоцэкгиз, 1954.

· Государство Лагаш. Борьба за расширение гражданского права в Лагаше. XXV—XXIV вв. до н. э. — М.: ИВЛ, 1961. — 104 с.

· Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л.: Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1968.

· Избранные труды: Ономастика раннединастического Лагаша. М.: Наука, 1984. — 216 с.

 

· Манефон и его время. СПб.: Издательство «Журнала „Нева“»; Летний сад, 2003. — 480 с., ил., табл.

· Датировка первой Вавилонской династии // Вестник древней истории. — 1947. — № 1. — С. 9-36.

· Наемный труд в сельская община в южном Междуречье конца III тысячелетия до н. э. // Вестник древней истории. — 1948. — № 2. — С. 13-37.

· К интерпретации угаритского текста «Рождение богов» // Палестинский сборник. Выпуск 2 (64-65). М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956. С. 3-11.

· Интерпретация документа № 19 издания М. В. Никольского // Вестник древней истории. — 1957. — № 4. — C. 3-57.

· Категория времени и замена идеограмм в шумерийском языке и письме // Вестник Ленинградского университета. — 1957. — № 8. — С. 85-95.

· Предварительный ответ на статью И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1958. — № 2. — С. 252—253.

· Основные вехи войны Урукагины и Лугал-заггиси // Вестник древней истории. — 1958. — № 4. — С. 3-14.

· Термин gána-ga и проблема зарождения частного землевладения в Шумере // Вестник древней истории. — 1959. — № 2. — С. 3-45; Вестник древней истории. — 1959. — № 3. — С.53-75.

· К проблеме частного землевладения в Шумере // Вестник древней истории. — 1959. — № 4. — С. 12-24.

· Вопрос о восстановлении некоторых лакун в шумерской надписи так называемой «Овальной пластинки» // Вестник древней истории. — 1962. — № 2. — С. 65-67.

· Префиксы mu- и e- шумерского глагола // Вестник древней истории. — 1962. — № 4. — С. 91-101.

· В. В. Струве. Параграфы 34 и 36 хеттского судебника // Вестник древней истории, № 1, 1937 г.

· В. В. Струве. Датировка Бехистунской надписи // «Вестник древней истории», 1952, № 1, с. 26-48- в «Реконструкции»"Нового Геродота"

 

Полный список трудов доступен на сайте ИВР РАН: https://www.orientalstudies.ru

 

8. Николай Николаевич Селезнев

 

https://www.hse.ru/staff/nns

 

9. Иосиф Юрьевич Зая https://www.old.fa.ru/chair/socio/

Доцент кафедры «Социология», кандидат исторических наук, в Финансовом университете работает с 2008 г. После защиты кандидатской диссертации в 1997 г. на Историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова преподавал этнологию, социальную антропологию и социологию в различных московских вузах: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина (РГУНГ), Институт социальных наук (ИСН), Российский государственный открытый университет путей сообщения (РГОТУПС), Российский государственный социальный университет (РГСУ). И.Ю. Зая входит в состав Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, является членом российского общества социологов. Сфера интересов – история социологии, этнология, этносоциология, этнополитические процессы на Ближнем Востоке.

 

Список научных трудов

· 1. Языковое и религиозное самосознание ассирийцев Краснодарского края. С. 54-55 (тезисы) Печатная Этническое и языковое самосознание. Материалы конференции (Москва. 13-15 декабря 1995 г.) М., 1995 0,3

· 2. Ассирийцы и Россия (вторая Печатная Восток. 1997. 1,1 четверть XIX - начало XX вв.) С. 23-34 (статья) № 4.

· 3. Кипр в зеркале геополитики. С. 3 (статья). Печатная Голос Армении. 29 июля 1999 г. Ереван 1,0

· 4. Ассирийцы и международное положение на Ближнем Востоке. С. 25-28 (статья) Печатная Преподавание истории в школе. 2000. № 5 0,8

· 5. Диалог культур и европоцентризм. С. 149-160 (статья) Печатная Культура на рубеже веков (Сборник научных статей). М.: МГУКИ, 2001. Ч. I. Культура как предмет философского осмысления 0,9

· 6. Отклик на статью В.В. Миронова. С. 75-77 (статья) Печатная Философские науки. 2003. № 4 0,2 5

· 7. Современные проблемы разграничения социальных наук. С. 19-21 (тезисы) Печатная «Глобальная стратегия социального развития России: социологическ ий анализ и 0,2 5 прогноз» Тезисы выступлений. III Международны й социальный конгресс. М.: «Союз», 2004

· 8. Актуальные границы социальных наук. С. 36-38 (тезисы) Печатная Новый век России: стратегия социального развития. XI Социологическ ие чтения. М.: «Союз», 2005 0,2 5

· 9. Армяне. С 593-594 (статья в энциклопедии) Печатная Новая Российская Энциклопедия. М.: Издательство «Энциклопедия ». Издательский Дом «Инфра- М», 2005 0, 4

· 10. Исход иракских христиан: взгляд из России/ https://www.politcom.ru/print.php?id =3750 Электронна я 21.11. 2006 0,5 (статья)

· 11. Геноцид христиан Турции: молчание - знак соучастия/ https://www.kreml.org/opinions/1715 00373 (статья) Электронна я 22.01.2008 0,8

· 12. Катастрофа, которую не хотят споминать/НЕВСКОЕ ВРЕМЯ (статья) Печатная СПб, 31 января 2008 г. 0,8

· 13. Новые документы о геноциде греков Карского вилайета. С. 20-22 (статья) Печатная Информационн о- познавательны й журнал «Зеркало». Салоники (Греция), 2009. № 15. 0,6

· 14. История ассирийцев с древних времен до падения Византии (монография) Печатная М.: ИПЦ «Маска», 2009 16, 0 Вместо введения/Финансово- экономический кризис в гендерном измерении. Материалы Юбилейного Х-го Межвузовского Ежегодного Печатная М.: ФА, 2009. 0,2 Круглого стола «Гендерная социология-экономика- образование/Под общ. ред. Проф. Силласте Г.Г. С. 6-7.

· 15. От итогов к последующим действиям/Финансово- экономический кризис в гендерном измерении. Материалы Юбилейного Х-го Межвузовского Ежегодного Круглого стола «Гендерная социология-экономика- образование/Под общ. ред. Проф. Силласте Г.Г. С. 138-140. Печатная М.: ФА, 2009. 0,3

· 16. Освещение этнических проблем в СМИ и отношение к нему различных групп населения/Всероссийская социологическая конференция «Этнос, нация, общество:ая реальность и перспективы». (тезисы) Электронне ая (на компакт- диске) М.: ИС РАН, РОС, 2010. 0,2 5

· 17. Цветные революции на Востоке: обязательно ли зеленые?/ https://www.kreml.org/opinions/2670 59818 (статья) Электронна я 1.02.1011. 0,6 Учебно-методические работы

· 18. Структура социальных организаций. Учебно- методические материалы. Специальность 350100 – социальная антропология Печатная М.: «Союз», 2005 1,8 0,9 Попова Е.В.

· 19. «История социологии». Программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению «Социология» Печатная М.: Финакадемия, 2010. 3 1,5 Брушкова Л.А.

 

Всего 19 публикаций авторским объемом 27.7 п.л.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: