Урок технологии
Класс: 8.
Дата:
Тема урока: Профессиональные интересы, склонности и способности
Цель урока: Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонность», «способность».
Задачи:
- Образовательная: способствовать формированию представления об «интересах», «склонностях», «способностях»;
- Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- Воспитательная: способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
- Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Методическое оснащение урока:
- Материально – техническая база:
- кабинет ТО;
- оргтехника.
- Дидактическое обеспечение:
§ рабочая тетрадь;
§ методики интересов, склонностей, способностей
§ материалы для контроля знаний учащихся:
ü методики;
ü тесты;
Методы обучения: эвристический, тренинговый, объяснительный, аналитический
Объект труда: методики «Профиль», «Склонность», «Экспресс - диагностика».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
(Эпиграф на доске)
Когда не удовлетворяются потребности, жить трудно;
когда не получают пищу интересы или их нет — жить скучно.
М. Эриксон
Организационный момент.
¾ приветствие;
¾ проверка явки учащихся;
¾ заполнение учителем классного журнала;
¾ проверка готовности учащихся к уроку;
¾ настрой учащихся на работу;
Актуализация знаний.
Перед каждым из нас периодически возникают проблемы, в том числе, что делать? Чаще всего, чем заняться в свободное время. В старших классах: что делать дальше – продолжить учиться или работать. Помните стихотворение В.Маяковского «Кем быть»? Кто скажет, как оно начинается? (ответ учащихся)
У меня растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Поднимите руки, кто уже решил, кем станет в будущем? (ответы учащихся)
Кто скажет, совпадают ли ваши желания с вашими интересами и способностями (ответы учащихся)
Вы можете дать определение, что такое интерес, склонность, способность? (ответы учащихся)
Цель нашего сегодняшнего занятия: дать определения этим понятиям.
Прежде чем приступить к объяснению понятий, я хочу прочесть вам одну историю:
Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», - ответил отец.
«Когда я вырасту, я найду его!» - воскликнул сын.
С 14 лет он - ученик в лавке, затем - юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским - за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.
Дусавицкий А.К., Формула интереса
С обыденной точки зрения поведение Шлимана — чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья — «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью. Представим, что не было долгих лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые бы позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.
Изложение нового материала
Так что такое интерес?
Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении
Интересы различаются по содержанию (литература, музыка, техника, животные, цветы, компьютеры, спорт и т. д.), по глубине, по широте, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.
Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.
Определить свои интересы вам поможет следующая методика.