Результат: дифференцированные продукты ни в чем не отличаются друг от друга. Видимость конкуренции и возможности выбора.




Феофановой Е.Е., магистратура журфак, 1 курс

Адорно. Индустрия культуры: Просвещение как массовый обман

Сегодня культура на все накладывает печать единообразия. Кино, радио, журналы - это система. Все возносят хвалу общему "стальному ритму". Светлые монументальные строения и угрюмые жилые и деловые кварталы безотрадных городов. Более старые кварталы с бетонными центрами кажутся уже трущобами. Градостроительные проекты, которые призваны увековечить индивидуума в качестве якобы самостоятельного в гигиеничных малогабаритных жилищах, тем самым лишь еще основательнее подчиняют его противнику, тотальной власти капитала. Жилые ячейки это хорошо организованные комплексы. Ложная идентичность всеобщего и особенного. Вся массовая культура в условиях господства монополий идентична. Бизнес не стесняется показывать себя бизнесом. Это причина легитимировать производимый ими хлам. Сами себя величают индустриями.

Большие средства, вложенные в культиндустрию, порождают необходимость всё время воспроизводить. От этого - стандартизированные продукты. Немногочисленные производственные центры и рассредоточенное потребление. Продукт якобы стандартен потому, что именно это и является запросом потребителя. НО! Замкнутый̆ круг между манипуляциею̆ и являющейся реакцией̆ на нее потребностью.

Власть экономически сильнейших над обществом. Техническая рациональность сегодня является рациональностью самого господства как такового. Автомобили, кино, бомбы - то единое, что может начать пробовать свои силы на несправедливости. Ранее логика произведения искусства отличалась от логики соц. системы. Но именно уход от этого - результат стандартизации. В этом вина не техники как таковой, причина - в способе функционирования данной техники в экономике сегодня. Потребность, способная противостоять центральному контролю, уже подавляется контролем индивидуального сознания.

Переход от телефона к радио - распределение ролей. Телефон: пользователь - роль субъекта. Радио: все слушатели, к. если и отдают конкуренту, то всё равно в лапы таких программ. Всплеск спонтанного самовыражения моментально становится управляемым.

Таланты - собственность индустрии. То, что публика расположена к современной культиндустрии, свидетельствует о том, что эта публика - часть самой культиндустрии, а не её причина. Искажённое представление о потребителе. Всё, что не вписывается в понимание технического аппарата и персонала, имеющего к нему отношение, не рассматривается этим самым персоналом. И 1е тут - это непохожесть на самих его представителей.

Если сегодняшнее соц. развитие - в планах ген. директоров, то его планы=планы более могущественных секторов индустриального производства - металлургии, нефтедобычи, энергетики, химической промышленности. По сравнению с ними монополии в области культуры выглядят слабыми и зависимыми. Они вынуждены угодничать перед истинными властителями. Зависимость даже самых мощных радиостанций от электроиндустрии, или зависимость кинопроизводства от банков характеризуют всю данную сферу в целом. Публикации в журналах разного уровня цен. служат задачей классификации, организации и учета потребителя. Для всех что-нибудь оказывается предусмотренным, чтобы ускользнуть не мог никто. Различия культивируются и пропагандируются. Иерархия производства: каждый как бы должен вести себя в соответствии с уже определяемым "уровнем" и иметь дело только с теми массовыми продуктами, которые производятся специально для его типа. Критерий - доход. Географ. карта: RGB.

Результат: дифференцированные продукты ни в чем не отличаются друг от друга. Видимость конкуренции и возможности выбора.

Важный критерий качества продукта - выставленные напоказ инвестиции. Фильм - технически унифицированный процесс. Триумф инвестированного капитала. Выжечь в сердцах обездоленных претендентов на рабочие места клеймо всесилия последнего как клеймо их подлинного господина - вот в чем состоит задача всякого фильма.

Функцию приведения в соответствие чувственного многообразия с фундаментальными понятиями берёт на себя сегодня именно индустрия. Схематизм - 1я услуга клиенту. Работники культиндустрии поставляют чувственное данное. Самим потребителям уже более не нужно классифицировать ничего. За них это делает производство. Клише, схема. Запрограммированность фильма, его предсказуемость.

Культиндустрия тотальна. Хочет знать только эффекты, подчиняя последние формуле, подменяющей, в свою очередь, собой произведение. Заранее гарантированное сходство целого и частного.

Весь мир становится пропущенным через фильтр культуриндустрии. Реальный мир - это как бы продолжение фильма. Поэтому - картины кино должны быть максимально приближены к реальности по картинке - бытовое восприятие. Жизнь словно уже е имеет права отстать от фильма. Кино - ГСК - завихрение способности к воображению. Фильм требует быстрого схватывания, но запрещает мыслительную активность. Степень необходимого внимания достигается автоматически. Продукты культуриндустрии могут рассчитывать на то, что они будут проворно потреблены даже в состоянии предельного расстройства. В кино, радиопередаче есть то, что может быть приписано всем, но никому в отдельности. Ч. - то, во что его превратила культиндустрия в целом.

Любая мысль мгновенно превращается в механическое.

У культиндустрии есть свой собств. язык. Новые эффекты привязаны к старым схемам - стереотипы. Жаргон как главный элемент языка. Нарушение стереотипов как главный стереотип. Псевдоестественность.

Культиндустрии удалось преодолеть культурконсервативное различие между подлинным и искусственным, поддельным сти­лем. В культуре же индустрии вся материальная фактура порождается той аппаратурой, что и жаргон, ее абсорбирующие. Расхождение (дивергенция) интересов. Стиль культиндустрии - есть и его отрицание тоже (продукт становится популярным до его выхода). Общее подменяет особенное.

В единстве стиля не только христианского средневековья, но и Ренессанса находит свое выражение различная структура социального насилия, а не смутный̆ опыт порабощенных, всеобщее в себе содержащий̆. Великими художниками никогда не были те, кто являл собой безупречное и совершенное воплощение стиля, но те, кто вбирал в свои творения стиль в качестве твердыни, противостоящей хаотической экспрессии страдания, в качестве истины негативной. Художники гораздо менее полагались на стиль, нежели на логику самого дела. Сегодня же благодаря стилю выражаемое им приобщается к господствующим формам всеобщего, намечается перспектива его примирения с идеей правильной, настоящей всеобщности. Обещание произведения искусства установить истину путем запечатлния образа в социально признанных формах необходимо и лицемерно. Т.е. реальные формы существующего порядка - это словно абсолютные темы. Это внушает ложные надежды: реалистичность бедной комнаты рабочего заставляет верить в то, что рабочий может прийти к несметному богатству (как в конце к-нибудь фильма). Претензия искусства=претензия идеологии. Искусство может передать страдание, лишь будучи в оппозиции к традиции (т.е. к стилю). Стиль, конечно, появляется, когда произведение превозносится над действительностью, но соответствия между формой и содержанием, внутр. и внешним нет. Жалкая попытка показать идентичность индивидуума и общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: