ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1
Педагоги-просветители конца XIX начала ХХ веков.
Цель: понять какой вклад внесли педагоги-просветители в образование народов, проживающих на территории современной Удмуртии, на рубеже XIX и ХХ веков.
План:
- Характеристика состояния образования на территории современной Удмуртии в конце XIX начале ХХ веков.
- Педагогическая деятельность Н.Н.Блинова.
- Педагогические взгляды Г.Г.Верещагина.
- Педагогические идеи Первушина.
- Педагогическая деятельность Яковлева.
- Педагог – просветитель Михеев.
- Вклад педагогов –просветителей в развитие образования в Удмуртии.
Задания:
- Подготовить выставку книг по данной теме и сделать сообщение по выставке.
- Подготовить обзор учебников и методической литературы, разработанной педагогами-просветителями.
- Подготовить реферат на одну из тем, представленных в тематике реферативных и курсовых работ о педагогах- просветителях.
- Подготовить выступление на лекционном занятии по теме: «Кабинет Б.П.Есипова в Глазовском педагогическом институте.
- Показать в виде схемы связи между народной педагогикой и идеями педагогов-просветителей удмуртского народа.
- Показать в виде схемы связи между идеями педагогов-просветителей и другими отечественными педагогами того времени.
- Подготовить материал о педагогах-просветителях удмуртского народа в начальной школе.
Литература:
- Из истории народного образования Удмуртии: Сборник статей и документов: Ижевск, 1996.
- Максимов Ю.Г. Самостоятельная работа студентов по курсу «История педагогики и образования», - Глазов: ГГПИ, 2006.
- Народное образование //Удмуртская республика. Энциклопедия. – Ижевск, 2000.
- Педагогическое образование в УР: История, проблемы, перспективы: Мат. рег. Научн.-практ. конф. – Глазов: ГГПИ, 2006.
- Пономарев К.А. Образование в России и в Удмуртии на рубеже ХХ и ХIХ веков. – Ижевск, 2003.
- Фролов Г.Д. Из истории удмуртской школы. - Ижевск: Удмуртия, 1971.
Семинар 2
История образования в Удмуртии, в Глазове.
Цель: Усвоить основные события, повлиявшие на развитие образования в Удмуртии и в Глазове, а так же вклад отдельных личностей в развитие образования.
План:
- Основные этапы развития образования в Удмуртии в ХХ веке.
- Вклад известных педагогов Удмуртии в развитие педагогической науки и в практику обучения и воспитания школьников.
- Состояние образования в Удмуртии на современном этапе.
- Значение изучения истории образования в Удмуртии в подготовке будущих учителей начальных классов.
- Основные этапы развития образования в Глазове.
- Деятельность известных педагогов Глазова.
- Состояние научно-педагогической деятельности в Глазове.
Экскурсия в музей истории образования Удмуртии в школе № 2 г. Глазова.
Перед экскурсией на первом часе семинара обсудить вопросы представленные выше, с тем, чтобы быть подготовленными к восприятию экскурсионного материала. На экскурсии идет закрепление изученного материала.
На экскурсии следует обратить внимание на те же вопросы, которые изучались самостоятельно и обсуждались на занятии. Копии документов, фотографии, предметы, связанные с жизнью учителей и школьников создадут яркий, запоминающийся зрительный образ не только по данной теме, но и по всему курсу.
Литература:
- Боброва В.Г. Педагог-ученый – Б.П.Есипов. – Ижевск, 1965.
- Высшее педагогическое образование в Глазове /Сост В.В.Беляев, В.А.Сыркин. – Глазов: ГГПИ, 1999. – 348 с.
- Еременко А.Н., Пономарев К.А. Народное образование в Удмуртии. - Ижевск, 1998.
- Ерофеев А. ГГПИ в 1939-1941 годы // Аз, буки. – 2005. - №6.
- Максимов Ю.Г. Самостоятельная работа студентов по курсу «История педагогики и образования», - Глазов: ГГПИ, 2006.
- Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова: Учебн. кн. для общеобр. уч. завед. В 2-х т. – Глазов, 2002.
- Фролов Г.Д. Из истории удмуртской школы. - Ижевск: Удмуртия, 1971.
Семинар 3.
Значение педагогического краеведения в изучении курса
«История образования Удмуртии»
Цель: Понять сущность педагогического краеведения и его значение в изучении курса «История образования Удмуртии»
План:
Семинарское занятие состоит из двух частей. Первоначально изучается такая область знаний как педагогическое краеведение. Во вторую очередь рассматривается история глазовского пединститута, как объект педагогического краеведения Удмуртии.
Подготовиться к обсуждению вопросов.
- Что такое краеведение?
- Что такое педагогическое краеведение?
- Чем педагогическое краеведение отличается от краеведения?
- Для чего следует изучать педагогическое краеведение?
- Каково воспитательное значение педагогического краеведения?
- Какие существуют методы изучения педагогического краеведения?
- Какие темы пересекаются в истории образования Удмуртии и в педагогическом краеведении?
После изучения сущности педагогического краеведения его механизмы, научный аппарат применяются в изучении различных его объектов (учебных заведений, передового педагогического опыта и т.д.). Данный материал носит эксклюзивный характер. Большинство студентов учились в разных учебных заведениях, поэтому у каждого будет свое исследование. Одним из результатов исследования является написание реферативной работы по истории института, педучилища, школы.
Изучение истории образовательного учреждения может происходить по схеме.
- Написать предпосылки создания учебного заведения.
- Разбить историю учебного заведения на этапы (например, на десятилетия).
- Определить в каждом этапе наиболее важные вехи.
- Определить связи между основными вехами, этапами развития учебного заведения. Показать как они повлияли на его развитие.
- Отметить важные персоналии и их вклад в развитие школы, училища, вуза и т.д.
- Установить внешние связи, т.е. как данное учебное заведение на каждом своем этапе взаимодействовало с органами народного образования.
- Дать характеристику сегодняшнего состояния учреждения и показать перспективы.
Литература:
- Высшее педагогическое образование в Глазове /Сост В.В.Беляев, В.А.Сыркин. – Глазов: ГГПИ, 1999. – 348 с.
- Максимов Ю.Г. Самостоятельная работа студентов по курсу «История педагогики и образования», - Глазов: ГГПИ, 2006.
- Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова: Учебн. кн. для общеобр. уч. завед. В 2-х т. – Глазов, 2002.
- Педагогическое образование в УР: История, проблемы, перспективы: Мат. рег. Научн.-практ. конф. – Глазов: ГГПИ, 2006.
- Пономарев К.А. Образование в России и в Удмуртии на рубеже ХХ и ХIХ веков. – Ижевск, 2003.
Семинар 4