Структура и функции сознания.




Методические рекомендации по выполнению дистанционных заданий для студентов 2 курса, группы ДМО-21, ТОРА-21, ОП-21, МЭЭП-21, ЮР-21, СТ-21, ЭП-21, ЭДС-22, СЭАД-21, СЖД-21,

По дисциплине «Основы философии»

 

Курс освоения охватывает раздел философии на тему «Философские проблемы сознания», включает последовательное выполнения 2 заданий, согласно графику.

 

задание Срок выполнения Срок выставления оценки
№ А Выполнить конспект по теме 15.04.2020 16.04.2020
№ Б сделать схему по теме «Функция сознания» «Структура сознания»
№ В решить тест 17.04.2020 18.04.2020

 

Для успешного освоения и понимания курса, требуется просмотреть видео урок, пройдите по ссылке:

Выполнение задания отправляются в формате Word, письменные задания в виде фотоснимка или скан-копии тетради на адрес электронной почты nat_87_@mail.ru, либо личным письмом в социальной сети «В Контакте» (ссылка https://vk.com/bondarenkonatalja).

Список рекомендованных источников и литературы:

1: Печатные издания:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 288 с. (Профессиональное образование).

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

2 Электронные издания, электронные ресурсы:

Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 c.

Горелов, А.А. Основы философии: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.А. Горелов Гуманитарные и социально-. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.

Губин, В.Д. Основы философии: Учебное пособие / В.Д. Губин.. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.

Гуревич, П.С. Основы философии: Учебное пособие / П.С. Гуревич. - М.: КноРус, 2013. - 480 c.

Ивин, А.А. Основы философии: Учебник для СПО / А.А. Ивин, И.П. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 478 c.

Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М. «Университетская книга», Логос, 2008. - 288 с: ил.

Кохановский В. П. Основы философии: учебник. — 16-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 240 с. — (Среднее профессиональное образование).

Сабиров, В.Ш. Основы философии: Учебник / В.Ш. Сабиров. - М.: Флинта, 2012. - 336 c.

Спиркин, А.Г. Основы философии: Учебник для СПО / А.Г. Спиркин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 392 c.

Интернет-ресурсы:

1. Elibrary.RU - Научная электронная библиотека, режим доступа https://elibrary.ru/defaultx.asp

2. Сайт «Стэнфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей», режим доступа https://philosophy.ru

3. Сайт «Философия - любовь к мудрости, История - наставница жизни»: режим доступа https://ovg-filosofia.ucoz.ru/index/0-11


 

Опорный текст

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫСОЗНАНИЯ

 

Вопросы:

Сознание: его происхождение и сущность.

Структура и функции сознания.

Человек обладает удивительной способностью воспроизводить в своих идеальных образах объекты и свойства окружающего мира, их взаимосвязи и взаимодействия. Это возможно благодаря сознанию. Сознание - это весьма сложное, многогранное, многоаспектное явление, возникающее лишь на определенном этапе развития живой природы. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками, каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам. Но любое из этих определений оказывается при этом неполным или односторонним. И хотя время приносит все новые открытия из области сознания, в нем остается еще много неизвестного и загадочного.

Споры о сущности сознания длятся уже много веков. Вспомним из истории философии. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и порождающая его. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности. Сегодня общепризнано, что какими бы удивительными свойствами не обладало наше сознание, оно не сверхприродный дар, а естественное следствие развития и усложнения материального мира.

Несмотря на то, что история понятия "сознание" весьма сложна, в ней можно обнаружить ряд его основных характеристик. Сознание предстает в качестве универсальной способности человека отражать и осмысливать реалии объективного мира, приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь, обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому.

1. СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

В философии сложилось ряд концепций происхождения и сущности сознания.

1. Объективно-идеалистическая концепция сознания как надличностной, трансцендентальной идеи (Платоновский мир идей; Гегелевская абсолютная идея; Бог у теологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. В этом случае человеческое сознание есть продукт мирового разума.

2. Субъективно-идеалистические концепции рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).

3. Концепция гилозоизма (в переводе с греч - овеществленная жизнь) утверждает, что сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению (Б. Спиноза).

4. Вульгарный материализм полагает, что сознание имеет материальный характер, оно - результат функционирования определенных частей или образований мозга. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт.

5. В концепции социологизации сознание ставится в зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII в., считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги.

6. Материалистическая концепция подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.

Все рассмотренные концепции имеют право на существование в рамках философского знания. Разнообразие интерпретаций сознания связано в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. Современная наука и философия отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, которая в отличие от других позволяет исследовать различные формы и продукты мыслительной деятельности научными методами. Но и данная концепция не дает логически непротиворечивых и проверяемых на практике ответов на фундаментальные проблемы сознания:

- Как в процессе эволюции неживой природы возникла мыслящая материя?

- Каков механизм превращения материального, биологического раздражения в центральной нервной системе живых организмов в идеальное отражение, в акт сознания?

- Что такое идеальное, какова его природа?

Указанные вопросы непосредственно связаны с общей философской и научной проблемой происхождения человека, решение которой предлагает концепция антропосоциогенеза. В рамках этой концепции сформулированы теории отражения и эволюционно-трудовой природы происхождения человека.

Согласно концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи - головного мозга человека. Из известных современной науке материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной организацией. Различают головной и спинной мозг. Мыслительные процессы осуществляются в коре головного мозга. Около 15 млрд нервных клеток (нейронов) образуют системное целое - мозг, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохи- мические, биоэлектрические и другие материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы заключает биологическую эволюцию, замыкая на себя всю информационно-энергетическую систему человеческого организма. Эта грандиозная система, выработанная в длительном процессе эволюции, посредством механизмов возбуждения и торможения способна управлять не только сознанием, но и всей психикой человека, всеми ее структурными и функциональными образованиями. Как результат исторической эволюции живого мозг выступает генетическим продолжением более простых форм и способов связи человека с внешним миром

С философской точки зрения, под сознанием понимают способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.

Из этого определения следует, что сознание тесно связано с понятием отражения. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след и т. п.). Отражение в основе своей связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, остается след на мокром песке, если прошел человек. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений (реакций).

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов (амеба и др.), а также растений сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды. Эта форма отражения называется раздражимостью.

Прошли миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, твердость, влажность и т. п. Это стало возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного мира является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте.

Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения. Этимологически понятие "информация" означает ознакомление, разъяснение, сообщение. Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим:

- сообщение, описание фактов;

- новости, новые сведения;

- уменьшение неопределенности в результате сообщения;

- передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животных, а затем психики человека и его сознания. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в том числе и физиологических предпосылок. Сознание человека могло возникнуть только на уровне общества, а способность человека мыслить - лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений и культурным производством.

К биологическим предпосылкам сознания наука относит:

- психическую деятельность животных, связанную с функционированием центральной нервной системы и головным мозгом;

- зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребовавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением;

- стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Но эти предпосылки еще не достаточны для появления человеческого сознания. Его появление наука связывает с историей становления человеческого общества. Процесс антропосоциогенеза насчитывает примерно 5 млн. лет, из которых более 95% ушло на формирование первых коллективов.

Наука доказала, что человек произошел от высокоорганизованных прогоменидов, близких как к человеку, так и к обезьяне. То есть, высшие обезьяны - это не предки человека, а только его "дальние родственники", имеющие с людьми общих предков. Изготовление орудий труда явилось поворотным пунктом в эволюции живого. С этого момента начинает свою историю процесс формирования человека как особого биосоциального вида и зарождения общественных отношений. Биологическая эволюция, требующая приспособления вида к изменяющейся внешней среде, сменяется приспособлением внешнего природного мира к изменяющимся потребностям человека посредством трудовой деятельности. Непосредственными предшественниками питекантропов были хабилисы (Homo habilis - человек умелый), которые изготовляли орудия труда, но по морфофизиологической организации оставались животными. От названия французской деревни Неандерталь, где были найдены останки одних из первых людей, их называют неандертальцами. Они изготовляли каменные и костяные ножи, наконечники копий, овладели искусственными способами добывания огня. Возраст самых древних каменных орудий, найденных учеными, составляет 2,5 млн лет. Дальнейшее совершенствование орудий труда, усложнение общественных отношений привели 50-70 тыс. лет назад к возникновению родового строя и развитию культуры. Психика людей той эпохи уже резко отличалась от психики животных. У них появилось сознание. Затем произошла смена неоантропа Homo sapiens (человек разумный) человеком современного вида, а также установлением и господством социальных закономерностей.

В связи с переходом человека к производству орудий труда можно говорить о трех взаимосвязанных следствиях этого процесса.

Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности человека с неизбежностью обусловливает изменение физиологических функций организма и соответственно изменение его существенных биофизиологических качеств. Человек переходит к прямохождению, перераспределяются роли конечностей, обновляется принцип кровообращения и т. д. Эти изменения физиологических функций организма создают биологически благоприятные условия для активизации деятельности мозга и его развития. Мозг первобытного человека уже существенно превышает по объему и весу мозг человекообразной обезьяны и отличается гораздо большей сложностью своего строения.

Во-вторых, процесс изготовления орудий труда, миллиарды раз из поколения в поколение повторяемые производственные операции с помощью орудий труда накапливают опыт человека. Логика все усложняющихся практических действий постепенно закрепляется в логике мышления, тренируя и развивая мозг, расширяя информационные возможности.

В-третьих, совершенствующийся производ- ственный процесс одновременно усложняет и всю гамму жизненных проявлений индивидов. Становятся более многогранными и сложными их отношения между собой. Расширяется и усложняется их общение, в котором появляются социальные мотивы: общение по поводу орудий и результатов труда, отношения субординации и координации и т. д., расширяется диапазон социальных ролей и их регуляция.

Все это вызвало к жизни и новое средство общения, средство передачи усложняющейся информации. В дополнение к первой сигнальной системе, присущей животным, появляется специфически человеческая система связи - вторая сигнальная система - речь, язык.

Итак, вне труда, вне общества, вне языка нет и не может быть ни человека, ни его сознания. Это значит, что мозг сам по себе не может мыслить по-человечески. Он становится органом человеческого сознания тогда, когда человек вовлекается в общественно-трудовую жизнь, развивает культуру. Обладает сознанием, мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Подчеркнем, что способность мыслить не наследуется, а передается от поколения к поколению через культуру в процессе социализации человека. Чтобы мозг конкретного человека обрел способность мыслить, его обладатель должен быть с детства включен в систему общественных связей и развивался в соответствии требованиями и нормами общества, в котором он живет. Нельзя стать личностью, не овладев общественным опытом.

Одной из наиболее характерных черт сознания является его идеальность. Идеальное - это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всех его реальных социоприродных свойств.

К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чувственные модели реальной действительности, моральные или правовые нормы, схемы ритуальных действий, обычаи, те или иные алгоритмы профессиональной деятельности и т. п.

Идеальное - это психическое явление, которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии отдельного человека. Это специфическое отображение мира, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека. Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать, создавать на их основе материальные объекты. Иначе говоря, идеальное есть способность личности иметь информацию в "чистом" виде и оперировать ею во времени. Способностью к идеальному обладает только человек. Сознание человека отличается от психики высших животных следующими чертами:

- сознание человека творчески активно. Животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, чего нет в материальном мире;

- сознание человека конструктивно. Психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира;

- сознание человека целесообразно. Животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели;

- сознание человека обладает самосознанием. Реализуя программу своей жизнедеятельности, животные не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта.

Самосознание определяется как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе. Самосознание - это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Когда внимание человека сосредоточено на восприятии внешних объектов, осознание себя в отношении с этими объектами проявляется нечетко. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа или рефлексии (отражения себя).

Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Так, психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает те объекты и их качества, которые необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах и отразить предмет по меркам его собственного вида, т. е. объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим, универсальным. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания людей определенной эпохи.

Способом существования сознания и общения человека с человеком является язык - система знаков, имеющих значения. У животных имеется первая сигнальная система, на основе которой формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к этой системе складывается вторая сигнальная система - язык, специфическая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т. п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. С одной стороны, развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой - развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Существуют разные виды речи: устная, письменная и внутренняя. Мыслительный процесс всегда осуществляется посредством того или иного вида речи, даже если эта речь не находит непосредственного, чувственно наблюдаемого выражения. Здесь работают сложные нейрофизиологические процессы взаимосогласованной деятельности мозга и речевого аппарата. Каждый нервный импульс, поступающий в речевой аппарат из мозга, воспроизводит в нем адекватное сигналу понятие или соответствующий ряд понятий. Именно понятия являются первичными элементами речи, а поскольку понятия формируются как результат некоторых обобщений, то и мышление, сознание всегда есть процесс обобщенного отражения действительности. То есть, мышление всегда понятийно и именно этим принципиально отличается от более ранних форм отражения. Именно язык как способ существования сознания характеризует качество сознания как высшей формы отражения действительности.

Но информация, циркулирующая на уровне сознания, функционирует не только с помощью устной или письменной речи, т. е. естественного языка, но и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, жестов и т. п.).

Знаки - это материальные предметы, процессы и действия, играющие роль "заместителя" реальных вещей и явлений. Они используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и развиваются как особая материальная форма, в которой осуществляется мышление, и фиксируются информационные процессы в жизнедеятельности людей. Естественный язык является наиболее распространенной знаковой системой. Среди неязыковых знаков выделяют: знаки-копии; знаки-признаки; знаки-сигналы; знаки-символы. Большое распространение на современном уровне развития сознания получили системы знаков искусственных языков: кодовые системы, формулы, схемы, диаграммы и т. д.

Особая интенсификация и информационная плотность современного развития общества не только порождает новые языки и знаковые системы, но и науки о них. В последнее столетие сформировалась новая научная дисциплина о принципах строения и функционирования знаковых систем - семиотика. Отражением предельной интенсификации информации в современном обществе и необходимости освоения новых форм и способов ее получения, переработки, хранения и передачи стало возникновение научного направления - информатики. Но основной мерой бытия сознания остается система понятий естественного языка.

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ

Сознание структурно организовано и представляет собой целостную органическую систему, состоящую из ряда компонентов, которые находятся между собой в многообразных связях: информация о мире и своем теле, получаемая с помощью органов чувств; мышление; эмоциональные переживания; ценности и мотивы. Над всем этим надстраивается самосознание - осознание и оценка собственного я и бессознательное - инстинкты, подсознательные желания, волевые импульсы.

Наиболее общим основанием структурирования сознания является выделение в нем индивидуального и общественного сознания, возникающих как отражение разных типов бытия. Как выше было показано, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания - мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т. д., которые, в свою очередь, формируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные, условия социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовой деятельности, возраст и др. Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.

Таким образом, индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. При этом они образуют противоречивое единство. Действительно, источником формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступает практика. Да и способ выражения - язык - тоже один. Однако это единство предполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет "границы" жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может "охватывать" жизнь нескольких поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т. д.

Общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальным общностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которыми имеются существенные различия. В то же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, обогащают друг друга.

В настоящее время существуют три точки зрения на проблему сущности и природы общественного сознания: 1) общественное сознание функционирует только посредством индивидуальных сознаний; 2) существует независимо от сознания индивида и предшествует ему; 3) проявляется как в личной, так и в надличностной форме в виде культуры, отделенной от человека.

Общественное сознание - это духовная (идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы.

Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности - человечество, государство, этнос, семья, индивид - соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации общества, всегда "укоренен" в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношений богаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективируемое во внеличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой личности. В то же время содержание общественного сознания шире содержаний индивидуальных сознаний, но его нельзя истолковывать как абсолютно внеличностное. Сложившееся в виде элементов духовной культуры общества, оно предшествует каждому формирующемуся сознанию, выступает как условие его формирования и развития. Но только индивидуальное сознание является источником новообразований в общественном сознании, источником его развития.

Сложность структуры сознания, взаимосвязи его элементов проявляется в том, что оно, как общественное, так и индивидуальное, включает в себя всю гамму разнообразных психических реакций человека на внешний мир, взаимодействующих и влияющих друг на друга. Любая структура сознания "обедняет" его палитру, делает акцент на значимости одних элементов и оставляет "в тени" другие. Но без анализа структуры этого сложно организованного явления невозможно понять его суть, его природу и, главное, роль и значение в регулировании человеческой деятельности.

В структуре общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни (обыденно-практический и научно- теоретический) и формы, различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

Обыденное сознание - это сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту. Оно включает:

1) накопленный опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, обыденное или жизненно-практическое мировоззрение, формирующееся из фактов действительности;

2) житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потребностях;

3) народное художественное творчество.

Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления сущего, четкой осознанностью, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня. Вместе с тем оно имеет определенные преимущества перед теоретическим, такие как: полнота, многосторонность, цельность мироощущения.

Одной из составных частей обыденного сознания является общественная психология - эмоциональное отношение людей к общественному бытию. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в условиях их повседневной жизнедеятельности: в труде, в общении между собой. Общественная психология представляет собой первую, непосредственную ступень отражения общественного бытия. На ее основе складывается общественное мнение - это суждения людей по поводу фактов действительности, оценка состояния жизни в области экономики, политики, морали, науки, религии и т. д. В этих суждениях переплетается обыденный, эмпирический подход к событиям общественной жизни с теоретическим, научным.

Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке. Теоретический уровень общественного сознания трансформируется в идеологию, которая представляет собой совокупность теоретически обоснованных политических, философских, эстетических взглядов, правовых и нравственных норм и принципов, которые носят систематизированный характер. Идеологические воззрения обусловлены экономическими отношениями и выражают интересы, цели, стремления, идеалы определенных классов и других социальных слоев и групп. В идеологии идеи и взгляды систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретают характер идеологических систем и концепций.

Многообразие видов общественно- практической деятельности людей порождает различные способы духовного освоения действительности. В силу этого можно выделить следующие формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное или атеистическое, философское и научное. Процесс дифференциации общественного сознания, возникновение новых структурных элементов продолжается, и он обусловлен объективным процессом дифференциации общественных отношений, потребностями развития общества.

Все формы общественного сознания тесно связаны между собой и оказывают воздействие друг на друга. В различные социальные эпохи их роль в жизни общества меняется. Так, эпоха Возрождения характеризуется возрастанием роли эстетического освоения мира, а период средневековья - господством религии; становление капиталистических отношений в Новое время положило начало постоянно возрастающему воздействию науки на все стороны общественной жизни.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное проявляется в различных формах - влечении, установке, ощущении, интуиции, сновидении, гипнотическом состоянии и др. Но не все неосознаваемое, находящееся за пределами фокуса сознания, следует относить к бессознательному. К уровню бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не может освободиться. Но инстинкты порождают у человека желания, эмоции, волевые импульсы, которые могут переходить на уровень осознания, и, кроме того, бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении воздействовать на их сознание. Но так называемые автоматизмы и интуиция могут сформироваться на уровне перцептивно-мыслительной деятельности, а затем, в результате многократного повторения, приобрести бессознательный характер, выйти из-под контроля сознания.

В структуре бессознательного особое место занимает уровень подсознания, включающий психические явления, связанные с автоматизмами. С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от перенапряжения, автоматизируя человеческие действия и увеличивая творческие возможности человека.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У него есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т. п. Для философии особый интерес представляет личностное проявление бессознательного. К бессознательному в личности относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т. п. явления), непроизвольное забывание имен, обещаний, событий, фактов. Это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

По З. Фрейду, ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В них проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Оши



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: