Исходные категории онтологии




Специфика философского понимания состоит в том, что философы рисуют картину мира посредством общих понятий-категорий.

Категории (от греч. kategoria – высказывание, свидетельство) –наиболее абстрактные, универсальные понятия, схватывающие сущность познаваемых объектов. В своей взаимосвязи категории образуют систему, воспроизводящую особенности человеческого миропонимания. В основе любой философской картины мира лежит определенная система понятий или категориальный аппарат. В зависимости от того, какую лексическую систему, какой набор понятий использует философ при описании и объяснении мира, можно понять к какому философскому направлению относится его учение: материализму или идеализму, теизму или атеизму, рационализму или иррационализму и т.п.

Центральное место в онтологии занимает категория «бытие». Она образует смысловую ось и, организуя философскую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно назывался словом «философствование». Это исходное понятие, на базе которого строится философская картина мира..Сам термин ввел в научный оборот античный философ Парменид (VI – V вв. до н.э.).

В онтологии не сложилось единого понимания данной категории. Условно можно выделить следующие основные трактовки термина «бытие»:

1. Бытие как субстанция, первооснова всего сущего. Термином «бытие» обозначают реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм человеческой жизнедеятельности. Философия бытия обосновывает зависимость человеческого существования от чего-то вечного и абсолютного. Если философ признает бытие, то тем самым он утверждает, что все происходящее в мире предсказуемо, уравновешено, казуально, не сводимо к игре случайности. Если отрицает, то тем самым он утверждает, что нет ничего, что находилось бы за миром чувственных вещей и гарантировало бы порядок в мире. Человеку не на кого и не на что надеяться, кроме себя самого.

2. Бытие трактуется как сущее, как то, что реально существует. Бытие выступает как фиксация наличия чего-либо в нашем мире.

Противоположное понятие – «небытие» означает полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Состояние единое с бытием (так же реально), но противостоящее ему

С этой точки зрения, бытие – всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность: явление, процесс, состояние. Ни один из объектов не может быть помыслен без того, чтобы не зафиксировать факт его наличия или отсутствия.

3. Бытие понимается как настоящее, как то, что мыслится здесь и сейчас. Бытие можно помыслить только во времени. Бытие – это то, чего никогда не было и не будет, но то, что есть сейчас.

Все, с чем сталкивается человек, с чем ему приходится иметь дело, пребывает здесь и теперь, воздействует на его органы чувств, воспринимается в настоящий момент как некая данность, как «нечто». Соответственно понятие «небытие» указывает на то, что чего-то уже или еще нет, что что-то перестало существовать или, напротив, не возникло, не стало реальностью.

4. Бытие как единство объективной и субъективной реальности. Категория «бытие» не просто фиксирует существование чего-либо здесь и сейчас (вещи, процесса, состояния), не просто констатирует их наличие, она указывает на задействованность человека в мире, на единство мира и смысла.

Еще Сократ говорил, что бытие – это реальность, которая не является ни природой, ни человеком, хотя и объединяет и то и другое, это какая-то «третья реальность, которая дана в мышлении».

Принято различать ноуменальное и феноменальное бытие. Ноуменальное бытие – бытие, которое реально существует, независимо от сознания того, кто наблюдает его сто стороны («ноумен» - вещь сама по себе). Феноменальное бытие – кажущееся бытие, т.е. бытие каким его видит познающий субъект («феномен» - явление, данное в опыте).

В отечественной философской литературе в качестве основных форм бытия называют:

· материальное бытие (включает бытие вещей, состояний процессов первой и второй природы);

· идеальное бытие (включает индивидуализированное духовное и объективированное духовное);

· человеческое бытие (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие);

· социальное бытие (бытие социума и бытие отдельного человека в обществе).

Обилие трактовок и определений бытия, многовековые дискуссии о сущности данного понятия свидетельствуют не только о многозначности и спорности самого термина, но и о сложности, противоречивости, многообразии мира, который стоит за ним.

С понятием «бытие» неразрывно связана категория субстанции. Субстанция – первопричина, основа всякого бытия, существования мира. Субстанция – понятие, фиксирующее качественную самодостаточность бытия (независимость от внешней среды). Это то, что обладает способностью существовать «само по себе», «в себе и для себя», «из себя», не имея внешней среды существования, не нуждаясь в ней и не взаимодействуя с ней.

Как уже отмечалось, под субстанцией разные авторы понимали разное начало: материю, идею, Бога, сознание субъекта, природу и т.д. Традиционно деление на философские направления и течения и определялось по субстанциональному критерию.

Понятие «материя » (от лат. materia – вещество) активно используется в различных философских концепциях для описания и объяснения окружающей действительности. В истории философии предлагались различные трактовки данной категории.

В частности, с точки зрения античных натурфилософов, материя есть то, из чего состоят природные объекты, первичный субстрат всех вещей, первоначало бытия. Для Фалеса таким первоначалом была вода, для Гераклита – огонь, для Анаксимандра – воздух, для Демокрита – атомы.

В эпоху Нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей. С позиций механистического материализма, материя – вещество вообще, комплекс физических свойств, которыми обладают все тела.

Свойствами материи считались протяженность, непроницаемость, инерция, неизменная механическая масса. В XVII-XVIII веках возникают различные модели понимания материи: атомистическая К. Гельвеция, эфирная Р. Декарта, вещественная П. Гольбаха и т.п..

В Х1Х веке категория материи стала центральной для философии К. Маркса и Ф. Энгельсадиалектического материализма. Материя трактуется ими как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Ей присущи такие атрибуты, как субстанциональность, всеобщность, абсолютность, системность, движение, бесконечность. Понятие «материя» не отождествляется с каким-либо ее конкретным видом или свойством, это чистая абстракция. Мир есть движущаяся материя.

Движение рассматривается марксистами как изменение вообще, всякое взаимодействие объектов, смена их состояний. Ф. Энгельс выделял следующие виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное, таким образом, движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы.

С понятием движения неразрывно связаны категории «пространство» и «время». Марксизм рассматривал пространство как форму существования материальных объектов, характеризующуюся протяженностью и объемом. Основными свойствами пространства называют трехмерность, однородность, изотропность (одинаковость свойств по всем направлениям). Время – форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью. Свойствами времени являются одномерность, необратимость, однородность.

Философское осмысление категорий пространства и времени предполагает решение проблемы их абсолютности и относительности. По этому вопросу в истории философии сложились две основные концепции.

Субстанциональная концепция утверждает, что пространство и время не связаны между собой. Утверждается их абсолютность как самостоятельных субстанций, независимость от материи. Это отдельные реальности существующие наряду с материей. Пространство – пустота, бесконечное вместилище, чистая протяженность. Время – непрерывная чистая длительность, вечность, равномерно текущая от прошлого к будущему, вместилище любых событий. Наиболее ярко данная позиция представлена в творчестве Демокрита, Эпикура, И. Ньютона.

Реляционная концепция подчеркивает относительность пространства и времени. Они связаны между собой и с материей, являются отношениями, образуемыми взаимодействием материальных объектов. Пространство характеризует порядок расположения тел относительно друг друга, время - последовательность изменения их состояний, длительность существования материальных тел. Сторонниками данной концепции были Аристотель, Г. Лейбниц, К. Маркс, А. Эйнштейн.

Ряд философов отрицают зависимость пространства и времени от материи. Их рассматривают либо как формы индивидуального сознания (субъективный идеализм), либо как априорные формы чувственного созерцания (И. Кант), либо как категории Абсолютного Духа (Г. Гегель).

Понятие дух (духовное) традиционно в истории философии противопоставлялось категории «материя». С его помощью на протяжении столетий решался так называемый основной вопрос, что первично – бытие (материя) или дух (сознание). Как писал В.И.Ленин, материализм и идеализм различаются в зависимости от того, будет ли философ за первичное «природу, материю, физический внешний мир или «сознание, дух, ощущение».

Дух (от лат. spiritus – дуновение, движущийся воздух, дыхание) – в широком смысле, понятие тождественное идеальному, сознанию, в узком смысле, однозначное с понятием мышление.

Духовное выступает в трех формах бытия:

· личный дух – дух отдельного индивида (носитель – индивидуальное сознание);

· объективный дух – общий для многих людей (носитель – общественное сознание);

· объективированный дух - совокупность завершенных творений духа (носитель – культура общества).

Наличие собственного содержания в понятии «дух» и позволяет использовать производное от него слово «духовное» в значении, которое никак не дублируется с понятием «сознания».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: