Этап.
Чтобы вы могли активнее включиться в работу, предлагаю вам называть любимый уголок на территории Российской Федерации, с которым связаны приятные воспоминания или вам хотелось бы там побывать (2-3):
1.
2.
3.
Например: «Я люблю Спасское-Лутовиново», «Я люблю…»…
Этап.
- На территории какого экономическом районе России, расположены они?
Ответ:
- Что бы вы хотели узнать о Европейском Севере, как экономическом районе?
Ответ:
Цель урока: составить экономико-географическую характеристику Европейского Севера.
Задание 1: В учебнике на стр. 160 по рис.69 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. хх) определите, какие субъекты РФ входят в состав района. (почеркнуть карандашом):
Мурманская обл., Республика Карелия (г. Петрозаводск), Архангельская обл. с Ненецким автономным краем (г. Нарьян-Мар), Республика Коми (г. Сыктывкар), Вологодская обл.
Вывод: Европейский Север включает 3 области, 1 автономный округ и 2 республики.
- прочитай задание № 2, на его выполнение у вас есть 2 минуты.
Задание 2: В учебнике на стр.160 по рис. 69 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера (Выделить):
- крайний европейский север;
- пересекает Северный полярный круг;
- приморское положение (Баренцево, Белое и Карское моря Северного Ледовитого океана);
- пограничное положение (Норвегия и Финляндия);
- соседское положение (Северо-Западный, Центральный и Уральский экономические районы)
- проходит Северный морской путь.
Вывод: Особенности экономико-географического положения:
- северное положение;
- приморское положение;
- пограничное положение.
… прочитай задание №3, на формулировку ответа, дается 2 мин.
Задание 3: Используя в учебнике на стр. 203 рис.93 «Европейский Север» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку природно-ресурсному потенциалу района:
- Печорский угольный бассейн;
- Хибинское месторождение апатитов;
- Мончегорское медно-никелевое месторождение;
- месторождения нефти и газа на шельфе Баренцева моря;
- обеспеченность лесными ресурсами;
- обеспеченность водными ресурсами и гидроресурсами;
- богатые морские биоресурсы;
- неблагоприятные агроклиматические условия;
- на юге района подзолистые и дерново-подзолистые почвы.
Алекса́ндр Евге́ньевич Фе́рсман (1883 — 1945) — русский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии.
С 1920 Ферсман изучал Хибины, горный массив на Кольском полуострове, и в 1926 открыл Хибинское месторождение апатитов (названного им камнем плодородия, потому что из этого минерала получают фосфорные удобрения). Также он открыл Мончегорского медно-никелевого месторождения, которое не выделяется богатством залежей руды.
Вывод: Главные ресурсные запасы:
Печорский угольный бассейн;
Хибинское месторождение апатитов;
Нефте-газовые месторождения шельфа Баренцева моря;
Морские биоресурсы.
прочитай задание №4, на его выполнение, в чате, вам дается 2-3 мин.
Задание 4: Используя дополнительную информацию «Этапы освоения Европейского Севера» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района?
Этапы освоения Европейского Севера:
Белозерск 862г.
Вологда 1147г.
Великий Устюг 1212г.
Архангельск 1584г.
Сыктывкар 1586г.
Петрозаводск 1703г.
Череповец 1777г.
Котлас 1890г.
Мурманск 1916г.
Ухта 1929г.
Освоение района началось в IX веке с юга на север вдоль транспортных путей. Города, как «жемчужины» нанизаны на них. В начале города создавались на берегах судоходных рек. («жемчужная нить»).
Вывод: Освоение шло с юга на север вдоль транспортных путей.
Беломорканал – соединяет Онежское озеро с Белым морем и первая большая стройка ГУЛАГа (Главное управление лагерей и мест заключения — подразделение НКВД СССР).
Беломорско-Балтийский канал имел, прежде всего, военно-стратегическое значение. В 30-е - 40-е гг. по нему были проведены подводные лодки, торпедные катера в Белое море, ставшие основой для создания Краснознамённого Северного флота, сыгравшего важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне.
В течение десятилетий везли лес из Архангельска на ЦБК Северо-Запада страны, а на север — стройматериалы и продукцию нефтехимической промышленности. Значительно сокращая путь.
Много литературы, посвящённой ГУЛАГу, в том числе самая известная книга А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Всё делалось в ручную заключёнными ГУЛАГа, называвшися заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек».
Одним из кураторов стройки был будущий сталинский нарком Генрих Ягода.
Н. А. Френкелю, первому руководителю стройки, приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых.
Вопросы:
1) В чём географическая выгода строительства данного гидротехнического сооружения?
(соединил Онежское озеро и Белое море, сократив путь для доставки леса из Архангельска на ЦБК Северо-Запад и стройматериалов и продукции нефтехимии на север, не нужно было огибать Европу и Кольский полуостров)
2) Какую экономическую выгоду получило государство при его создании? ( низкие издержки (затраты) на сооружение благодаря использованию бесплатного труда заключенных).
прочитай задание №5, на его выполнение вам дается 2-3мин.
Задание 5: Используя карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите отрасли специализации хозяйства района:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
- лесная промышленность;
- химическая промышленность (производство апатитового концентрата и сложных удобрений; лесохимия – ЦБК);
- металлургия;
- топливно-энергетический комплекс;
- рыбная промышленность;
+ - ВПК (Северный флот).
Вывод:
Отрасли специализации:
1. лесная промышленность;
2. химическая промышленность;
3. металлургия;
4.ТЭК;
5.рыбная промышленность.
На листке вам дана дополнительная информация о существующих экологических проблемах на Европейском Севере. Прочитайте её самостоятельно.
В развитии целлюлозно-бумажной промышленности Карелии существуют серьёзные проблемы и основная связана в выработанности доступных источников сырья. Массовые лесозаготовки вдоль трассы Мурманской железной дороги и Беломорско-Балтийского водного пути ведутся с 1930-х гг. А новый строевой лес мало где успел подняться, даже на месте самых первых лесозаготовок.
Южнее города Мончегорска находится техногенная пустошь — это результат влияния выбросов комбината «Североникель». Огромная площадь сопок занята обожжёнными скалами и остовами деревьев. В последние годы ситуация заметно меняется вследствие установки новых фильтров на комбинате. Вдоль дороги растет молодой лес. В окрестностях теперь обитают медведи, зайцы, лисы, куропатки и лось (символ города).
Космодром Плесе́цк (1-й Государственный испытательный космодром) — российский космодром. Расположен в 180 километрах к югу от Архангельска. Административный и жилой центр космодрома — город Мирный. Близлежащие территории, заселённые людьми испытывают сильное влияние, связанное с падением ступеней ракет, часто содержащих остатки ядовитого топлива (диметилгидразин и тетраксид).
На территории Архангельской области находится 11 «полей падения», Ненецкого АО – 9, Республики Коми – 4. В связи с уменьшением количества запусков происходит снижение нагрузки на районы падения.
17 сентября 1954 года на Новой Земле был открыт советский ядерный полигон с центром в Белушьей Губе.
С 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года на полигоне было произведено 135 ядерных взрывов: 87 в атмосфере (из них 84 воздушных, 1 наземный, 2 надводных), 3 подводных и 42 подземных. Среди экспериментов были и очень мощные мегатонные испытания ядерных зарядов, проводившиеся в атмосфере над архипелагом.
В настоящее время здесь занимаются лишь исследованиями в области ядерных систем вооружений (объект Маточкин Шар).
Через территорию Республики Коми проходят газопровод «Сияние Севера» и нефтепроводы в Ярославль и к Санкт-Петербургу. Строительство таких сооружений в условиях вечной мерзлоты сложное и дорогостоящее. Случающиеся разрывы на нефтепроводах приводят к усложнению экологической обстановке на Севере.
Вопрос:
Какие экологические проблемы стоят перед Европейским Севером?
- выработанность районов лесозаготовки;
- загрязнение среды: ракетным топливом, в следствии функционирования ядерного полигона, разрывы нефтепроводов, промышленное загрязнение…)
Домашнее задание:
1) § 42-44 и записи в тетради. При изучении текста параграфов обратите внимание, что Европейский Север делится на два подрайона Карело-Мурманский и Двино-Печорский. Выделите черты различия между ними.
2) Составьте кроссворд или тест из 5-6 вопросов по теме «Европейский Север».
3) Подготовить сообщение о уникальных местах (одно по выбору), находящихся на территории нашей страны, имеющих всемирную известность, как культурные и природные памятники:
а) Ки́жи или Ки́жский пого́ст — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков.
б) Валаа́м — остров в северной части Ладожского озера. На острове расположен Валаамский мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества.
в) Кива́ч — водопад на реке Суна в Карелии. Высота водопада около 11 метров, третий по величине равнинный водопад Европы.
Дом задание выполняете: на "3"-одно задание,но правильно!
"4"-два по выбору!
"5"-№1 и №2 правильно!
подведение итогов занятия:
1) Что интересного вы узнали на нашем занятии?
2) Что полезного вы для себя вынесите с нашей встречи?
3) Возникло ли желание побывать или даже в будущем связать свою профессиональную деятельность с развитием Европейского Севера?
Маршрутный лист.
Задание 1: В учебнике на стр. 160 по рис.71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите, какие субъекты РФ входят в состав района.
Задание 2: В учебнике на стр.160 по рис. 71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера.
Задание 3: Используя в учебнике на стр. 202 рис.90 «Европейский Север» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку природно-ресурсному потенциалу района.
Задание 4: Используя дополнительную информацию «Этапы освоения Европейского Севера» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района?