Место и роль социальной работы на предприятии




Социальная работа по своей сути является одной из эффективнейших социальных технологий гармонизации общественных отношений, стабилизации общественного развития, целесообразного регулирования, управления социальными процессами. Социальная работа как форма практической деятельности на предприятии направлена в конечном итоге на гармонизацию социальных отношений в организации.

Цель социальной работы на предприятииулучшение взаимодействия между отдельными работниками и предприятием в целом, направленного на улучшение качества жизни работников.(слайд 9)

Объектом социальной работы являются все работники предприятия, и в первую очередь работники, находящиеся в затруднительных ситуациях и прилагающие собственные активные усилия по их преодолению.

К задачам социальной работы на предприятии можно отнести:

♦ создание условий, в которых работник может в полной мере проявить свои возможности и способности (в том числе работа с максимальной отдачей сил и способностей, т. е. трудовая самореализация, реализация личностного потенциала);

♦ активная адаптация и реадаптация работника на предприятии;

♦ профилактика и предупреждение социально нежелательных явлений;

♦ организация научных исследований, конференций, семинаров, учебно-просветительской деятельности по проблемам социальной работы на предприятии;

♦ разработка и реализация социальных программ;

♦ социальное обслуживание, оказание услуг работникам предприятия;

♦ социальная поддержка работников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

♦ осуществление социального мониторинга. (Слайд 10)

Социальную работу на промышленном предприятии следует основывать на следующих принципах:

1) опоры на собственные силы – предполагает активную позицию работника в разрешении своих проблем;

2) гарантированности – обязательное оказание социальной помощи лицам, стремящимся максимально использовать собственные внутренние резервы;

3) адресности – оказание помощи конкретному человеку с учетом его конкретной ситуации;

4) социального реагирования – выявление социальных проблем работников и принятие мер по их решению;

5) профилактической направленности – необходимость принимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений человека;

6) выделения социальных ресурсов – выделение для оказания помощи своим работникам средств, реальная величина которых зависит от социально-экономических возможностей предприятия;

7) включения механизмов социальной помощи в ситуациях, когда исчерпаны другие способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). (слайд 11)

Для осуществления социальной работы на высоком научно-практическом уровне в соответствии с названными целями и задачами необходимо создание на предприятии отдела социальной работы. Данный отдел должен представлять собой подструктуру службы социального развития промышленного предприятия, осуществляющую свою деятельность в области социальной защиты и поддержки работников в соответствии с данными целями, задачами и принципами, причем существенным в деятельности отдела будет интеграция всех форм и направлений социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям. С этой точки зрения системный подход в деятельности социальной службы предприятия занимает основополагающее место.

Основными направлениями работы отдела социальной работы следует считать:

♦ социальную защиту, социальное обеспечение и социальную поддержку работников предприятия;

♦ медико-социальную работу;

♦ культурно-просветительскую, образовательную и спортивную работу. (слайд 12)

Отдел социальной работы предприятия должен выполнять следующие функции:

♦ планово-организационную – планирование и организация социальной работы на предприятии, разработка социальных программ, создание системы информационного обеспечения социальной работы, контроль деятельности служб, участвующих в решении социальных вопросов предприятия;

♦ аналитическую – оценка социальных последствий планируемых экономических, технических и управленческих нововведений, анализ взаимоотношений руководителей и подчиненных, проведение социальных и мониторинговых исследований, осуществление анализа социальных ресурсов трудового коллектива;

♦ информационно-просветительскую – информирование работников предприятия о возможностях службы, проведение массовой пропаганды идеологии, философии, корпоративной культуры предприятия, организация обучения руководителей и специалистов;

♦ консультативную – консультирование руководителей и рядовых членов коллектива по вопросам разрешения конфликтов, социально-психологических проблем, возникающих в коллективе.

В кадровый состав отдела социальной работы должны входить:

♦ специалисты по социальной работе;

♦ психологи;

♦ социологи. (слайд 13)

Создание условий, при которых работники имели бы возможность самореализации своих сил, потенциала, энергии, является основным назначением социальной политики промышленного предприятия. Это происходит в том случае, когда имеются реальные предпосылки, материальные ресурсы, финансовые источники для создания и формирования достойного жизненного статуса человека.

Особое внимание специалисты по социальной работе должны уделять здоровью трудящихся. Следует воспитывать у рабочих установку на сохранение здоровья и личную ответственность за выполнение рекомендаций по оздоровлению, ослабляющих воздействие неблагоприятных производственных факторов на организм. Сегодня медико-социальная работа преобразуется в самостоятельное направление профессиональной деятельности, и ее профилактическая составляющая включает в себя мероприятия по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психологического, репродуктивного здоровья, формирование установок на ведение здорового образа жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья.

Особенность социального развития предприятий в последнее время состоит в разработке и реализации различных социальных программ, которые можно рассматривать в качестве механизма социальной защиты работников предприятия. Отличительная черта современных социальных программ на уровне предприятий – их свободный выбор. Масштабы социальных программ и степень охвата ими трудящихся зависят в первую очередь от возможностей их финансового, материально-технического, организационного обеспечения на предприятиях.

Социальная работа на предприятии должна осуществляться согласно системе стандартов оказания услуг. (слайд 14)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: