Главные мотивы и ведущие символы поэзии Блока




Творчество

Стихи начал писать с детства, печататься - с 1903. В 1904 опубликовал сборник «Стихи о Прекрасной Даме», где предстал как лирик-символист, испытавший (с 1901) влияние мистической поэзии Вл. Соловьева. С 1903 в отвлечённую романтическую поэзию Александра Блока вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой (раздел «Распутья», 1902-04). Революция 1905-07 открыла поэту, по его словам, «лицо проснувшейся жизни». Отныне тема Родины постоянно присутствует в поэзии Блока. Его творчество становится трагедийным и глубоким, пронизанным ощущением катастрофичности эпохи, предчувствием назревающей очистительной бури (цикл «На поле Куликовом», 1908, разделы цикла «Вольные мысли», 1907, «Ямбы», 1907-1914). Исполнена революционных предчувствий неоконченная поэма «Возмездие» (1910-21). Настойчиво и сильно выражена в творчестве Блока ненависть к миру «сытых», к уродливым, бесчеловечным чертам жизни (раздел «Город», 1904-08, «Страшный мир», 1909-16). Любовная лирика Блока романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла «Снежная Маска», 1907, «Фаина», 1907-08, «Возмездие», 1908-13, «Кармен», 1914). Зрелая поэзия Александра Блока освобождается от отвлечённых мистико-романтических символов и обретает жизненность, конкретность, черты пластического живописания («Итальянские стихи», 1909, поэма «Соловьиный Сад», 1915, и др.). Многие идеи поэзии Александра Блока развиты в его драматургии: пьесы «Незнакомка» «Балаганчик», «Король на площади» (все в 1906), «Песня Судьбы»(1907-08), «Роза и Крест» (1912-13). Поэтическая слава Блока упрочилась после выхода сборников «Нечаянная Радость» (1906), «Снежная Маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Лирические драмы» (1908), «Ночные Часы» (1911) и собрание стихотворений (издательство «Мусагет», т. 1-3, 1911-12).

С начала 1900-х гг. Александр Блок выступал с критическими и публицистическими статьями, очерками, речами. Проза Блока остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства («Краски и слова», 1906, «Безвременье», 1906, «О лирике», 1907, «О театре», «Письма о поэзии», «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура», 1908, «Молнии искусства», 1909, «О современном состоянии русского символизма», 1910, «Судьба Аполлона Григорьева«, 1916; рецензии на стихи А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, Э. Верхарна).

Восторженно встретив свержение царизма в феврале 1917, Александр Блок был одним из редакторов стенографического отчёта «Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров»; из этого труда родилась его книга «Последние дни императорской власти» (1921). Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила у Блока подъём творческих сил. В статье «Интеллигенция и Революция» (январь 1918) он писал: «Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию» (Соч., т. 2, 1955, с. 220, 228). В 1918 Блок написал поэму «Двенадцать» - о крушении старого мира и столкновении его с новым; поэма построена на смысловых антитезах, резких контрастах. Стихотворение «Скифы» (того же года) посвящено исторической миссии революционной России. В последние годы жизни Блок вёл большую литературную и общественную работу: в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в Союзе деятелей художественной литературы, в издательстве «Всемирная литература», в Союзе поэтов. В апреле 1919 был назначен председателем Режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград). Выступал с докладами, статьями, речами («Катилина», 1918, «Крушение гуманизма», 1919, «Гейне в России», 1919, «О назначении поэта», 1921, «Без божества, без вдохновенья», 1921, опубл. 1925). Творчество Блока связано с традициями поэзии В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Н. А. Некрасова. Блок - романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств: максимальное слияние движения ритма с тончайшими оттенками смысла, использование неточных рифм, обращение к свободному стиху, работа над тоническим стихом (главным образом дольником).

Главные мотивы и ведущие символы поэзии Блока

Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А. Блока. Как символист в раннем творчестве он рассматривает три темы: Жизнь, Смерть, Бог. В том или ином виде эти темы интерпретируются в разные периоды творчества и возникают то в туманных образах-символах цикла «Стихи о Прекрасной Даме», то в иронических строках поздних стихов. Типичными образами-символами раннего Блока были звезда, весна, туманы, ветер, полумгла, тени и сны. Все это, употреблено в метафорическом смысле, становилось символами, с помощью которых поэт познает вечную тайну жизни. Но после синих туманов раннего творчества приходят романтическое восхищение сугубо земными чертами жизни. Так появляется Незнакомка - воплощение Женственности, доступной не только Душе Мира, а и реальной женщине.

Интересно, что и Родину А. Блок изображает именно как женщину. Так в стихах «Русь», «Россия», «На поле Куликовом» встречаем образ России-Женщины, Росси-жены. Родина для него надежда и утеха. Он верит в ее жизнестойкость, как верит в стойкость и мужество русской женщины, способной любить безрассудно, прощать великодушно и достойно терпеть жизненные испытания. Так тема Родины переплетается с вечными темами Жизни, Смерти, Бога.

Так же много говорит Блок о любви как основе бытия. Поэт возражает грубому вмешательству в поэзию любви любых расчетов, любовь - это стихия, это буря. Не случайно именно этими образами-символами передана она у Блока. С образами любви связаны поиски гармонии в жизни поэта. Проблемы морали в обществе решаются через поиски единства с миром. Раздвоенность, поиски равновесия приводят временами к печальным выводам: «Что счастья не нужно было, что сей несбыточной мечты и на полжизни не хватило». Однако связь с миром найдена. И в поздних стихах А. Блока снова решаются вопрос о смысле бытия, о Жизни, Смерти и Боге. Эти темы вечные, в каких бы образах они не возникали в творчестве А. Блока.

"Ведь тема моя, я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас и она всеобщая наша тема... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь".

Александр Александрович Блок полностью, целиком, безмерно любил Россию, отдавал ей душу как любимой женщине. Его жизнь навеки переплелась с Родиной, он приносил ей в жертву частичку себя, а она исцеляла его душу своим "целительным пространством".

Блок видел Россию такой, какой ее видел Гоголь - надоблачной и прекрасной. Она - дитя Гоголя, его творение. "Она открылась ему в красоте и музыке, в свисте ветра и в полете сумасбродной тройки", - писал А. А. Блок в статье "Дитя Гоголя". В эту же самую тройку и садится поэт, в ней он летит безграничными полями, размытыми и грязными путями России. И по дороге Блок видит то, что сжимает его сердце - убогость и униженность Отечества.

  • И в лоскутах ее лохмотий
  • Души скрываю наготу.

Душа поэта голая, так как голая страна. " Это - стройный танец России, которой уже незачем терять; все тело свое она подарила миру и теперь, свободно бросив руки на ветер, пошла в танец по всему своему бесцельном раздолье ", - писал Блок в статье "безвременье". И именно бесцельным раздольем лечит Россия человека. Надо полюбить ее, "надо поездить по России", - писал перед смертью Гоголь.

  • Над печалью нив твоих заплачу,
  • Твой простор навеки полюблю...
  • Приюти ты в далях необъятных!
  • Нас и жить и плакать без тебя.

А. А. Блок создал свою собственную заповедь любви: " Если только полюбит россиянин Россию - полюбит и все, что есть в России. Без болезней и страданий, которые в таком количестве накопились в ней и в которых виновны мы сами, не ощутил бы никто из нас сострадание к ней. А сострадание уже является началом любви... " Блок жил любовью к России, и это придавало ему сил.

В поэзии Блока звучит пророческое предсказание и ощущение судьбы Отечества в прошлом. Огромное значение имеют стихи "скифы" и "На поле Куликовом". Стихотворение "Русь" пропитано магическими и сказочными мотивами. Перед нами возникает такая Русь, какой ее создал Гоголь, полная обрядов и тайн. Россия для Блока - это особая страна, обреченная перенести ужасы и унижение, но полу победительницей. Ключ к победе А. А. Блок видел в революции, в ней, как он считал, высокие идеалы. Он рассматривал революцию как стихию, способную переменить мир. Но этого не произошло, и поэта мечта развеялась, как наваждение, оставив в душе лишь горький осадок надежд, которые не оправдались.

" Отечество - это жизнь или смерть, счастье или гибель". Жизнь по такому принципу для Блока - не фанатизм, а отменило полного преданность России. Поэт верил, что настанет время, когда на страну упадет луч солнца, и она заиграет всеми цветами радуги. Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, только мы можем выбирать между жизнью и смертью и тем самым определять свою судьбу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: