Направления формирования ассортимента товаров
Основными направлениями в области формирования ассортимента являются:
· сокращение
· расширение
· углубление
· стабилизация
· обновление
· совершенствование
· гармонизация.
Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
Сокращение ассортимента
Причинами сокращения могут быть:
· падение спроса;
· недостаточность предложений;
· убыточность или низкая прибыльность при производстве или реализации отдельных товаров.
В последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, не выгодных производителю и продавцу, но необходимых потребителю.
Расширение ассортимента
Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются:
· увеличение спроса и предложения,
· высокая рентабельность производства или реализации товаров,
· внедрение на рынок новых товаров или изготовителей.
Современное состояние потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.
Расширение ассортимента вместе с увеличением товарной массы – одно из важнейших условий расширения рынка товарами.
Расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижения их производства в целом.
Углубление ассортимента
Основанием для выбора углубления ассортимента служит:
· высокая насыщенность рынка,
· стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок,
· отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов.
Следует отметить, что многие организации-произодители, особенно зарубежные, считают углубление ассортимента наиболее приоритетным. Например, нередко автомобильные заводы выпускают многие годы одну марку автомобиля, но в новых модификациях.
Стабилизация ассортимента
Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений НТП и других факторов.
Обновление ассортимента
Критерием выбора этого направления можно считать:
· необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей;
· повышение конкурентоспособности;
· стремление изготовителей и продавцов стимулировать спрос,
· побуждение потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических потребностей;
· изменение моды;
· достижения НТП.
Поэтому обновление ассортимента – очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров – один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.
Совершенствование ассортимента
Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор возможных путей для формирования рационального ассортимента:
1. сокращение ассортимента,
2. расширение ассортимента;
3. обновление ассортимента.
При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества: обеспечение безопасности для потребителей и окружающей среды, использование достижений НТП для максимального повышения качества жизни.
Одним из путей совершенствования ассортимента может быть его обновление. Однако обновление не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Более того, иногда при производстве новых товаров используется более дешевое сырье, упрощенные технологии, что связано со снижением качества. Поэтому нельзя считать совершенствование и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента.
Гармонизация ассортимента
На потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.
Кроме того, это направление характерно для крупных дочерних фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в различных регионах (города, страны и т.д.).