КОНСУЛЬТАЦИЯ 5. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 КЛАСС.




1) Под влиянием каких факторов происходит формирование личности? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора и проиллюстрируйте их примерами.

 

2) Из­вест­но, что на раз­ви­тие лич­но­сти, её взгля­ды и устрем­ле­ния ока­зы­ва­ет вли­я­ние со­ци­аль­ное окру­же­ние. При­ве­ди­те три при­ме­ра та­ко­го вли­я­ния. В каж­дом слу­чае опи­ши­те кон­крет­ную си­ту­а­цию и ука­жи­те, что имен­но ока­зы­ва­ет вли­я­ние на раз­ви­тие че­ло­ве­ка.

 

3) При­ве­ди­те три при­ме­ра про­яв­ле­ния че­ло­ве­ка как лич­но­сти.

 

4) Объ­яс­ни­те, что имел в виду Йо­ган­нес Бехер, утвер­ждая: «Че­ло­век ста­но­вит­ся че­ло­ве­ком толь­ко среди людей». При­ве­ди­те три суж­де­ния-объ­яс­не­ния.

 

5) Одни рас­смат­ри­ва­ют тех­ни­ку как ин­стру­мент и сред­ство для уве­ли­че­ния и уси­ле­ния спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка. Дру­гие счи­та­ют, что тех­ни­ка, снаб­жая че­ло­ве­ка раз­но­го рода при­бо­ра­ми и ин­стру­мен­та­ми, огра­ни­чи­ва­ет воз­мож­но­сти про­яв­ле­ния его лич­но­сти. Какую из пред­став­лен­ных точек зре­ния раз­де­ля­е­те Вы? При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния вы­бран­ной точки зре­ния.

 

6) Психологи различают потребности подлинные и мнимые. Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовлетворения.

 

7) Авраама Линкольна многие считали безупречным руководителем. Теодор Рузвельт говорил, что когда он как президент США сталкивался со сложной проблемой, то подходил к портрету Линкольну за помощью, вступая с ним в мысленный диалог. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример? По какому признаку вы это определили? Укажите, к какому виду потребностей относится потребность в данном виде деятельности?

 

8) Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ на тему «Роль по­треб­но­стей в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

 

9) Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «де­я­тель­ность»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о признаках де­я­тель­но­сти, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти твор­че­ской де­я­тель­но­сти.

 

10) На­зо­ви­те любые два от­ли­чия на­уч­но­го по­зна­ния от жи­тей­ско­го (обы­ден­но­го) по­зна­ния и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из этих от­ли­чий при­ме­ром.

 

11) Из­вест­ный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся кар­той, где был ука­зан про­лив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий оке­а­ны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не об­на­ру­жил. Тогда он, изу­чив опи­са­ния, со­став­лен­ные пред­ше­ствен­ни­ка­ми, пред­по­ло­жил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля.

О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке?

Ука­жи­те формы научного позна­ния в каж­дом из них.

Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да на­уч­но­го по­зна­ния, ис­поль­зу­е­мые Ма­гел­ла­ном.

 

12) Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

 

13) Немецкий химик Ф.А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола». На основании какого метода научного познания Ф.А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод. К какой группе методов научного познания он относится?

 

 

ОТВЕТЫ:

1.

А) Социальное окружение:

-В семье Дмитрия К. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже окончил музыкальную школу.

Б) Генетические особенности:

-Николай родился физически сильным и крепким ребенком, во многом благодаря этому он стал очень уверенным в себе молодым человеком.

-В семье у родных братьев – разные типы темперамента. Один (холерик) очень активен, и является душой любой компании; другой (флегматик) очень замкнутый, медлительный и нерешительный.

В) Культура общества, ценности:

-В Советском Союзе общественные интересы находились выше личностных интересов и поэтому люди, выросшие в Советском Союзе обладают такой чертой характера как коллективизм.

- После Великой Отечественной войны в Ленинград приехали жить люди из различных городов и деревень нашей страны. Постепенно они приобрели особые «ленинградские» речевые особенности, черты поведения.

Г) Физическое окружение:

-Армия Наполеона, отступавшая из Москвы в течение почти трех месяцев испытывала на себе воздействие холода. Люди вследствие этого утрачивали весь социальный опыт, чувство времени, страха и опасности: могли лечь спать просто в чистом поле или ложились на горящие костры или в горящей избе. Они превращались в подобие человека.

 

2.

-влияние образа жизни людей, образующих круг общения (В окружении Сергея К. все бросили курить, через полгода Сергей тоже стал некурящим;

-влияние профессиональных занятий родителей (В семье А. дед, отец и сын работают сталеварами);

-личный пример (Супруги Ивановы корректны и вежливы. Их дочь ведет себя также);

-правила поведения в семье (В большой крестьянской семье дети с ранних лет помогают родителям по хозяйству);

 

3. Проявить себя как личность – значит выразить себя в каком-то социально значимом деле.

-Человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед (проявилась такая черта личности как смелость);

-Школьница помогает маме по дому и ухаживает за младшим братом (ответственность);

-Школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отказался от компьютерных игр и развлечений (целеустремленность проявилась);

 

4.

- Человек обладает членораздельной речью, но развить ее можно только в обществе;

-Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» -культуру, но это не возможно без участия других людей;

-Человек в обществе формирует социальные и духовные потребности, но без общества эти потребности не могут возникнуть

 

5.

Техника является средством для увеличения способностей человека:

-Современная техника позволяет человеку развить определенные способности, например, специальная техника позволяет инвалидам развить спортивные способности и участвовать в соревнованиях;

-Сама техника требует от человека таких способностей, благодаря которым он мог бы ее обслуживать;

-Научные приборы позволяют фиксировать результаты деятельности, чтобы их улучшить: на тренировках у фигуристов делается видеозапись, чтобы посмотреть и устранить ошибки;

Техника ограничивает возможности проявления личности:

-Техника тормозит развитие тех способностей, которые раньше были само собой разумеющимися: у современных школьников практически не сформирован навык устного счета, что является следствием распространения калькуляторов;

-С переходом к конвейерному производству, человек стал обезличенным «винтиком» в производстве;

-Современный человек без технических приспособлений беспомощен: без средств связи, транспорта, бытовых приборов);

 

6.

-Подлинная потребность: в еде (Родители кормят ребенка полезной пищей, он растет здоровым и физически активным;

-Мнимая потребность: в курении (Из-за многолетнего курения у гражданина Б. возникли серьезные проблемы со здоровьем);

7.

-вид деятельности (общение);

-признак (взаимодействие двух субъектов –один реальный, другой воображаемый);

-потребность (социальная)

8.

1.Мотивы деятельности:

А) потребности

Б) интересы

В) влечения

Г) ценности

2. Классификация потребностей по А. Маслоу:

А) физиологические

Б) экзистенциальные

В) социальные

Г) престижные

Д) духовные

3. Связь потребностей с деятельностью. Потребность как основа любого мотива деятельности.

9.

-деятельность –форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя;

-одним из признаков деятельности человека является ее сознательный характер.

-особенность творческой деятельности в создании нового, ранее неизвестного.

 

10.

-Объективность (научные знания объективны, а житейские субъективны; научные - закон Ньютона действует в любое время, в любом месте неизменно; житейские-каждая хозяйка по своему готовит традиционные рецепты);

-Для научного познания характерны специальные методы исследования, а житейские знания человек получает в повседневной жизни (Для изучения бактерий в микробиологии могут использоваться такие методы, как наблюдение и эксперимент, в результате которого накапливается эмпирический материал, необходимый для дальнейшего исследования; в житейском знании используется накопленный опыт, например, в виде примет);

-Для описания научных фактов, формулирования теорий используется специальный язык, а в житейском познании используется разговорная речь (пример: при изучении личности в социологии используются такие понятия как индивид, индивидуальность, социализация, а в житейском когда говорят о воспитании человека часто используются поговорки: «Яблоко от яблони недалеко падает);

- Для научного познания характерна доказательность знания, а для обыденные знания мы принимаем на веру

(теоремы в математике имеют доказательства, а приметам мы просто верим не проверяя их).

 

 

11.

Уровни:

-Речь идет об эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания;

Формы:

- постановка проблемы (найти путь в Азию)

-гипотеза (предположил, что пролив южнее);

-в результате проверки гипотезы он получил теоретическое знание, где находится пролив

Методы:

-анализ; наблюдение, описание, практическое исследование

12.

-это заблуждение (ошибочное знание, несоответствие действительности);

-пример заблуждения (до 19 века считали, что наследственную информацию передает белок, а на самом деле-ДНК или

раньше в лекарственные препараты добавляли ртуть, потом ученые доказали вред этих веществ здоровью; о существовании «философского камня», при помощи которого можно превращать вещества в золото-алхимия);

-пример относительной истины (предположение Коперника о том, что Земля вращается вокруг центра Вселенной Солнца, выдвинутое в 16 веке было относительной истиной, это было ограниченное знание-Коперник не имел полного представления о движени Земли и планет–потом предположение Коперника было признано абсолютной истиной)

-пример (количество особей, занесенных в Красную книгу, так как пока биологи их пересчитывают, количество может измениться)

 

13.

-аналогия

-умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод;

-метод теоретического уровня познания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: