Сельскохозяйственное опытное дело в России.




ЛЕКЦИЯ 1.

ОПЫТНОЕ ДЕЛО И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Подъем животноводства зависит от развития и правильного сочетания двух основных направлений зоотехнической работы: внедрения в практику колхозов и совхозов достижений науки и передового опыта по кормлению, содержанию и разведению животных, с одной стороны, и организации научных исследований по изысканию новых способов разведения, кормления, содержания и совершенствования пород - с другой.

Первый этап зоотехнической работы связаны, прежде всего, с плановым проведением массовых мероприятий в колхозах и совхозах по племенному использованию лучших породных животных, особенно производителей, а также по созданию хорошей кормовой базы, организации правильного размножения, кормления и содержания животных.

Второй этап - проведение научных исследований. В век научно-технической революции необходимо всемерно содействовать дальнейшему развитию массового творчества изобретателей и рационализаторов. Наука наших дней - отрасль массового производства знаний. Это обстоятельство имеет два важных следствия. Прежде всего, увеличился объем информации: ежегодно делаются десятки тысяч больших и малых открытий, выдаются тысячи авторских прав и патентов; поток открытий продолжает увеличиваться. Гигантское увеличение объема научных исследований влечет за собой столь же значительное увеличение количества научных работников.

 

Сельскохозяйственное опытное дело в России.

Как известно, без истории нет науки. Подход к любой из них без учета исторических условий дорого обходится народному хозяйству.

Изучение любого предмета, любого зоотехнического приема нужно начинать с истории вопроса, с критического его обсуждения, чтобы избежать "открытий" давно открытого. Сельскохозяйственный опыт столь же древен, как и само животноводство. Этот древний опыт был сводкой простых наблюдений над явлениями в животноводстве. И, тем не менее, он был единственным по тому времени источником сельскохозяйственных знаний. Своими успехами естествознание обязано народному опыту, а они, эти успехи, послужили источником постановки специальных опытов.

Начало зарождения сельскохозяйственного опытного дела в нашей стране можно отнести ко второй половине XVIII в. Известны многочисленные опыты одного из основоположников русской агрономической науки - Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833), издателя первых русских сельскохозяйственных журналов: "Сельский житель" (1778-1779), "Экономический магазин" (1780-1790), которые явились своеобразной сельскохозяйственной энциклопедией того времени.

Андрей Тимофеевич Болотов одним из первых показал взаимосвязь земледелия со скотоводством для развития сельского хозяйства России. Он был не только культурным агрономом своего времени, но и исследователем различных вопросов естествознания.

В ряде статей под общим названием "О выживании из яиц цыплят без наседки" (1780) А. Т. Болотов критически разобрал иностранный способ выведения цыплят из яиц, помещенных в толстый слой голубиного или куриного помета, и предложил собственный метод инкубации яиц. Он писал о разведении овец, кур, об искусственных посевах кормовых трав.

Развитие товарного земледелия в 18 веке поставило перед агроно­мической наукой задачу перехода от общепользовательного типа скота к узкоспециализированным породам. В обосновании необходимости указанного направления большую роль сыграл профессор Михаил Георгиевич Ливанов (1751-1800).

Михаил Георгиевич Ливанов был первым ученым-зоотехником в России. Им написаны две оригинальные книги: "О земледелии, скотоводстве и птицеводстве" (1799) и "Руководство к разведению и поправлению домашнего скота" (1794). В последней, рассматривая крупный рогатый скот, овец и свиней, он обращает внимание на два вопроса: значение кормления (кормление есть вторичная причина хорошей продуктивности) и значение скрещивания (от кровосмешения скот перевестись не может, если бык и корова имеют высокие показатели).

Академик Всеволод Иванович Всеволодов (1790-1863)- представитель теоретической русской школы животноводов. В 1815 г. окончил Медико-хирургическую академию, а в 1832 г. издал труд "Научный осмотр (экстерьер) домашних животных, преимущественно лошадей" и тем самым положил начало изучению экстерьера сельскохозяйствен­ных животных. В 1837 г. написал "Курс скотоводства", где создал научные основы животноводства, исходя из эволюционной теории.

Иван Антонович Мерцалов в 40-х годах 19 в. заложил основы тонкорунного овцеводства южной России, создал тонкорунную породу овец "Русский инфантадо", а Петр Деевич и Гаврила Деевич Мазаевы - тонкорунную мазаевскую породу овец.

Илья Никитович Чернопятов (1822-1879) - первый профессор и заведующий кафедрой животноводства Петровской сельскохозяйственной академии (ныне ТСХА), автор многочисленных трудов по зоотехнии, автор книги "Воспитание телят".

 

Опытное дело в стране.

В послеоктябрьский период стали широко внедряться в производство машины, новые сорта, использо­ваться улучшенные породы животных.

Первые всероссийские совещания по опытному делу в 1918 1919 гг. посвящались организационным вопросам, а последующие - научным.

В 1921 году в Москве состоялся Всероссийский съезд по сельскохо­зяйственному опытному делу. В нем приняли участие более 500 человек, сделано более 100 докладов.

В 1921 году образовался Институт опытной агрономии - центральное научно-исследовательское учреждение РСФСР.

К 1924 году число опытных учреждений увеличилось в 2,5 раза, а в 1928 г. - в 5 раз по сравнению с дореволюционным периодом. Придавалось большое значение развитию сельскохозяйственного опытного дела. Создана Всесоюзная академия сель­скохозяйственных наук, названная его именем, как ведущее и высшее научно-исследовательское учреждение по сельскому хозяйству.

Мысль об организации единого центра для руководства сельскохо­зяйственной наукой была высказана еще в начале 20-х годов 20 века. 30 декабря 1922 г. принято постановление об организации в Москве Центрального научно-исследо­вательского института сельского хозяйства (с отделениями во всех союзных республиках). Во исполнение этого признано необходимым сначала создать лишь один Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, с тем, чтобы воснове опыта работы этого института приступить затем, к организации академии, 29 июня 1929 г. принято постановление об организации Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук и о создании еще 11 научно-исследовательских институтов. К1934 г. академия сельскохозяйственных наук включала в свою систему 111 институтов, 206 зо­нальных специальных станций, 26 комплексных станций, 36 селекци­онных станций и 28 филиалов институтов на периферии; а всего -407 учреждений.

Большую роль в послеоктябрьский период по развитию опытного дела в животноводстве сыграли выдающиеся ученые-зоотехники.

Павел Николаевич Кулешов (1854-1936) - профессор и заведующий кафедрой частной зоотехнии Петровской земледельческой и лесной академии (впоследствии ТСХА), один из основоположников русской зоотехнической науки. Автор первых учебников по коневод­ству, крупному рогатому скоту, свиноводству. Создатель теории племенного дела и новой породы овец новокавказский меринос.

Михаил Федорович Иванов (1871-1935) - академик ВАСХНИЛ^ заведующий кафедрой мелкого животноводства ТСХА (1917-1935).Научная и практическая деятельность его осуществлялась преимущественно в области овцеводства и свиноводства. М, Ф. Иванов разработал методику выведения новых пород сельскохозяйственных животных, создал новые отечественные породы животных - асканийского мериноса и украинскую степную породу свиней. М. Ф. Иванов был крупнейшим общественным деятелем. Он являлся руководителем секции животноводства ВАСХНИЛ.

Николай Петрович Чирвинский (1848-1920),- профессор, зоотехник-физиолог, талантливый и неутомимый экспериментатор. Его научные работы об образовании жира из углеводов и развитии скелета животных при разных условиях кормления являются большим вкладом в зоотехническую науку. Он показал, что при нормальном кормлении среднемесячные приросты отдельных частей скелета с возрастом уменьшаются, а при недостаточном питании сильно отстают в развитии те части скелета, которые в данный период имеют наибольший коэффициент роста.

Это положение, названное впоследствии законом Чирвинского, вошло в зоотехническую науку. Профессор Н. П. Чирвинский - автор первых учебников по общей зоотехнии для высших сельскохозяйственных школ.

Илья Иванович Иванов (1870-1932) - профессор, крупный биолог, разработал теорию искусственного осеменения сельскохозяйственных животных. Он видел в этом методе путь наиболее радикального использования племенных производителей и улучшения пород домашних животных.

Еллий Анатольевич Богданов (1872-1931) - профессор и заведующий кафедрой общей зоотехнии ТСХА (1897-1930). Им изучены вопросы о прямом и косвенном участии белков в образовании жира в организме животных, о происхождении и конституции сельскохозяйственных животных, о разведении по линиям, отборе и подборе, о кормлении молочного скота, свиней и откорме сельскохозяйственных животных.

Антон Александрович Малигонов (1875-1931) - профессор Кубанского сельскохозяйственного института, заведующий кафедрой общей зоотехнии. Его научные исследования посвящены изучению биологии роста и развития сельскохозяйственных животных.

Михаил Иудович Дьяков (1878-1952) - академик ВАСХНИЛ. Много труда вложил в изучение обмена веществ у животных. Разработал методы исследования обмена веществ и энергии в организме животных.

Ефим Федотович Лискун (1873-1958) - академик ВАСХНИЛ, лауреат Государственной премии, заведующий кафедрой крупного рогатого скота ТСХА. Много работал по краниологии, гистологическо­му строению молочной железы коров, массовому раздою коров, интенсивному выращиванию бычков на мясо. Организатор и первый директор ВИЖа.

Иван Семенович Попов (1888-1964) - академик ВАСХНИЛ, лауреат Ленинской премии, профессор, заведующий кафедрой кормления сельскохозяйственных животных ТСХА. Автор первого учебника по кормлению сельскохозяйственных животных. В 1925 г. издал книгу "Методика зоотехнических опытов". Он писал, что для выработки приемов рационального ведения животноводства необходимы науч­ные исследования по определению переваримости кормов, откорму животных, воспитанию молодняка, опыты с молочным скотом, а также проведение анализа кормов, молока, масла и других продуктов животноводства.

В составе Академии сельскохозяйственных наук создано 12 отраслевых научных комплексов (ОНК), в том числе и Отраслевой научный комплекс по интенсифика­ции животноводства, биотехнологии и племенному делу.

Основные задачи ОНК - это определять направление научно-тех­нического прогресса и прогнозы развития животноводства, разрабаты­вать на основе программно-целевого метода важнейшие программы фундаментальных и прикладных исследований по биотехнологии, селекции, племенному делу, технологии производства мяса, молока, продукции овцеводства и птицеводства, системам кормления и содер­жания поголовья, обеспечивающим ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности труда, увеличение производства продовольственных ресурсов, улучшение их качества при рациональном природоиспользовании. Кроме того, ОНК рассматривает перспективные пятилетние и годовые планы исследований, планы внедрения их результатов в народное хозяйство, входящих в состав ОНК научных учреждений, и осуществляет контроль за их выполнением.

Высшим органом ОНК является Совет, состоящий из членов академии сельскохозяйственных наук, руководителей научно-исследовательских учреждений, ведущих ученых и специалистов АПК. Состав Совета утверждается Президиумом академии. К участию в работе Совета могут привлекаться ведущие ученые и специалисты других отраслей народного хозяйства.

Имеются комплексные НИИ сельского хозяйства или комплексные опытные станции в краях, областях и автономных республиках. Кроме того, созданы и функционируют отделения академии сельскохозяйственных наук: Восточное, Южное, Среднеазиатское, Закавказское, Сибирское, Западное, по Нечерноземной зоне РСФСР, Дальневосточное. Создана Российская академия сельскохозяйственных наук.

В последние годы объем научной печатной информации продолжает неуклонно расти. Теперь на разных языках народов мира по вопросам сельского хозяйства выходит около 80 тыс. периодических изданий, ежегодно публикуется свыше 3 млн. журнальных статей, выпускается более 50 тыс. книг по вопросам науки и техники. Мировой патентный фонд перешагнул за 12 млн. Вот почему в стране создан Всесоюзный научно-исследовательский институт информации и технико-экономи­ческих исследований по сельскому хозяйству (ВНИИТЭИСХ).

Основными направлениями зоотехнических и биологических исследований, определяющих научно-технический прогресс в животноводстве, являются регулирование биохимических процессов в организме, овладение богатствами Мирового океана, перспективы создания искусственных и синтетических кормов, генная инженерия, биотехнология, эффективные методы увеличения высокопродуктивных животных, современные методы сохранения и восстановления природы и т. п.

Наряду с общими проблемами имеются и специфические, характерные для определенной отрасли: в молочном и мясном скотоводстве - повышение молочной продуктивности и среднесуточных приростов при резком снижении затрат кормов. Специфические проблемы в свиноводстве - повышение среднесуточных приростов до 700-750 г на откорме при затрате 2,5-3 кг корма на 1 кг прироста. В птицеводстве - интенсификация и оптимизация технологии производства яиц и мяса птицы, повышение коэффициента использования комбикормов с целью получения 280-300 яиц от курицы-несушки в год и массы бройлеров до 1,6-1,8 кг в 49-дневном возрасте. В тонкорунном овце­водстве - получение по 3,2-3,5 кг чистой шерсти от одной овцы и т. д.

В области кормопроизводства необходимо разработать эффективные технологии заготовки, приготовления и использования полнорационных кормовых смесей, рациональное использование белковых кормов, культурных сенокосов и пастбищ, методы консервирования кормов при сохранении 95-97 % их первоначальной питательности и т. д.

Выше перечислены научные направления, в которых необходимо проводить исследования.

Научное направление является стратегией для достижения целей, поставленных теорией, а тактикой научного направления - методика исследования, т. е. план подготовки и проведения исследований с определенным сочетанием технических устройств, методов, средств наблюдений и комплекса приемов математической обработки результатов наблюдений.

Например, биология включает в себя такие науки, как радиобиология, биофизика, молекулярная биология, биохимия и биоорганическая химия. Эти биологические науки, проникая в тайны живой мате­рии, становятся основой современного прогресса сельского хозяйства, медицины, микробиологической и других отраслей промышленности. В апреле 1974 г. принято постановление "О мерах по ускорению развития молекулярной биологии и молекулярной генетики и использова­нию их достижений в народном хозяйстве". В соответствии с ним осу­ществляется широкая программа исследований по этим вопросам.

Одним из таких направлений является мембранология - учение о биологических мембранах - тончайших пленках (их толщина около одной миллионной доли сантиметра), построенных из белков и жироподобных веществ. Они окружают снаружи любую живую клетку и разделяют ее содержимое на отсеки. Мембраны служат регуляторами процесса жизнедеятельности. Окружая клетку, они избирательно пропускают в нее необходимые для жизнедеятельности вещества и выводят наружу продукты обмена.

Управление механизмом транспорта через биологические мембраны ионов и других элементов питания клетки может быть использовано при разработке различных биотехнологий.

 

Научное творчество.

Творчество научило древних людей из камня делать топоры, стрелять из лука, пользоваться огнем, обрабатывать землю, разводить животных. В творческом порыве человека родилась идея первой прялки, заработали паровые двигатели, вспыхнули электрические лампочки, раскололось атомное ядро.

Творить - значит искать, преобразовывать, создавать, сокращать пути к более полному господству над природой. Сколько славных имен обессмертило творчество. Разумеется, всегда будет впереди то общество, в котором шире открыта дорога для развития способностей и дарований личности. Основное богатство каждой страны заключается в количестве разума, интеллектуальных сил, воспитательных и накопленных народом. Прежде чем дать общую характеристику творческому процессу, необходимо кратко остановиться на особенностях человеческой психики вообще, ибо в процессе творчества участвуют многие виды психической деятельности: творческое воображение, мышление, различные эмоции, влечения, волевая активность, мировоззрение личности.

С давних пор человеческую психику принято делить на три основ­ные сферы: познавательные процессы, чувства (эффективность) и волевую активность. К области познавательных процессов помимо мышления относят воспитание, представление и память.

По новейшим взглядам, свойства памяти зависят от ионного равновесия в нервных клетках, изменений белка в них и молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК). Наряду с чувствами в узком смысле слова некоторые исследователи выделяют более простые виды эффек­тивности, которые называют эмоциями. В волевой активности различа­ет произвольные действия и движения. Давая общую характеристику человеческой психики, нужно коснуться и сознания.

Сознание - это высшая форма отражения объективной действи­тельности, наиболее совершенный вид психической деятельности, на которую способен человек в данный момент. Оно является функцией "... того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека". К сознательным, произвольным психическим процессам обычно относят логическое (дискурсивное) мышление, целенаправленные действия, активное влияние, произвольные воспоминания. Подсозна­тельные непроизвольные психические процессы составляют интуитив­ное мышление, инстинкты и влечения, сновидения, воображение, пассивное внимание, непроизвольные воспоминания.

Что же такое творческий процесс? Творчество – деятельность, в процессе которой человек создает новые материальные и духовные ценности. Любое творческое произведение является воплощением замысла творца. Оно всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности, всегда цельно и едино. В творческом акте примерно в одинаковой мере принимают участие ум, воля и чувства. В своих наиболее характерных особенностях творческий процесс един, в какой бы области он ни происходил. Но, тем не менее, в науке и искусстве он имеет некоторые различия, на которых нужно кратко остановиться.

Искусство - это образное отражение действительности. В процессе такого отображения художник через свое личное восприятие дает ту или иную оценку явлениям, выделяет типичное для данного исторического момента. В произведениях искусства художник передает свои чувства, эмоции, переживания, отношение к изображаемому предмету.

В отличие от искусства наука, познавая действительность, в большей мере пользуется абстрактным понятием, делая разнообразные отвлечения и обобщения и стремясь уловить те закономерности, которым подчиняются природа и общество. Обычно в творческом процессе различают три этапа: вдохновение, воображение, возникновение идеи; логическая обработка идеи при помощи обобщения и отвлечения; фактическое выполнение творческого замысла.

Остановимся более подробно на характеристике приведенных этапов творческого процесса. Как известно, наряду с логическим, или дискурсивным, мышлением многие признают еще существование интуитивного мышления, или интуиции. В процессе творчества участвуют оба вида мышлений - интуитивное и логическое.

На первом этапе творчества преобладают подсознательная психи­ческая деятельность, интуитивное мышление, тогда как на втором и третьем этапах творчества основное место занимают логическое мышление и сознательное волевое усилие. На заключительном этапе необходимо контролировать выводы при помощи наблюдений и экспериментов.

Интуитивное мышление, или интуиция (непосредственное чутье, проницательность), предполагает воображение, творческую фантазию, догадку. Интуитивное мышление носит непосредственный и нагляд­ный характер и обходится без определенных, отчетливых понятий, тогда как дискурсивному (логическому) мышлению свойственно образование понятий и выводов, основанных на логических умоза­ключениях, последовательном соединении тех или иных суждений. Интуиция возникает из запаса впечатлений, которые еще не оформлены сознанием, не воплощены в мысль или образ. Интуиция - это вид умственной деятельности, по своей природе близкий к тому мыслительному процессу, который И. П. Павлов называл образным эмоциональным мышлением и связывал по преиму­ществу с активностью первой сигнальной системы.

Что касается воображения, или фантазии, то имеются в виду формы психической деятельности, при которой происходит изменение, преобразование тех или других представлений. Иначе говоря, воображение - это способность вызывать в сознании из богатства воспоминаний определенные составные части и создавать из них новые психические образования.

При известных условиях фантазия может стать творческой, т. е. войти в качестве важной составной части в творческий акт. Подход ума к вещам допускает возможность отлета фантазии от жизни. Фантазия есть качество величайшей ценнос­ти, и нелепо отрицать роль фантазии в самой строгой науке. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и инте­грального исчисления было бы невозможно без участия фантазии.

Однако воображение бывает только тогда вполне свободным, когда мы отдалены от реальных событий, находимся от них на некотором "душевном расстоянии". Чрезмерная близость к ним связывает нашу мысль и гасит воображение.

Воображение играет важную роль в творческом процессе. Даже существует мнение, что необыкновенная сила фантазии - спутник гениальности. Но, разумеется, одной фантазии, даже исключительной по своему богатству, совершенно недостаточно для создания полно­ценной творческой продукции. Выдающийся русский режиссер и актер К. С. Станиславский глубоко верил в возможность развития творчес­кого воображения. По его мнению, только в виде исключения вообра­жаемая картина создается интуитивно. Обычно же, чтобы расшевелить воображение, приходится предлагать определенные темы для мечтаний и задавать ряд вопросов: кто? когда? почему? для чего? и т. д.

Наряду с воображением в любом творческом акте очень важное место занимают чувства, эмоции.

Когда говорят об эмоциях,подразумевают душевные переживания человека, его волнения, радость, горе, чувства восхищения и гнева, любви и ненависти. Эмоции занимают значительное место в жизни человека, характеризуют его реакцию на окружающую действительность, показывают внутреннее состояние, влияют на творчество, отдых, здоровье.

Нельзя бесстрастно создавать новое, нельзя без эмоционального воодушевления достигнуть значительных результатов, в какой бы то ни было работе, что без эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Как известно, Лев Николаевич Толстой в основу своей теории искусства положил чувства, эмоции. Иван Петрович Павлов в своем известном "Письме к молодежи", пере­числяя основные качества ученого, пишет: "Третье - это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Будьте страстны в своих исканиях".

Иван Петрович Павлов считал, что ученому нужна свобода воображения, возможность свободно "раскидывать веер своей фантазии". Особенно важно научному работнику быть независимым в своем творчестве от установившихся традиций, от выработанных подходов к разрешению того или другого вопроса, быть свободным от различного рода пред­взятых идей, предубеждений и т. д. Эрудированный ученый, несущий на себе тяжелый груз знаний и связанный точками зрения, стесняющими свободу его творчества, нередко может сделать меньше открытий, чем дилетант (человек, который только поверхностно знает какую-либо область науки), но внутренне более свободный и независимый.

Когда Альберта Эйнштейна спросили, как делают открытия, он ответил: "Все знают, что оно невозможно, но кто-то один этого не знает. Вот он-то и делает великое открытие". Часто открытия совершаются на стыке наук, что объясняется не только тем, что ученый находит при этом новую область исследования, но и тем, что он не связан в своей работе привычными подходами и точками зрения. Нужно не бояться ни того, что говорят другие, ни собственных суждений. На творческом пути нередко встречаются неожиданные препятствия, кажущиеся некоторое время исследователю непреодолимыми. И только новая догадка, новый ход мысли выводят его из тупика, открывают пути к дальнейшим творческим успехам. "К сожалению, - пишет И. М. Сеченов, - в жизни, как и в науке, почти всякая цель достигается окольным путем, и прямая дорога к ней делается ясной для ума лишь тогда, когда цель уже достигнута".

В науке необходимы преемственность, использование опыта и знаний предшествующих поколений. Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение и что все это обусловливается частью кооперацией современников и частью использованием труда предшественников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о большом значении воображения, эмоций и влечений для творчества, особенно для его первого этапа (творческий замысел, создание идеи произведе­ния). Следует принять во внимание роль других важных факторов в творческом процессе вообще и в научном творчестве особенно: сосредоточенности внимания на определенной теме, накопления и систематизации наблюдений, процесса обобщения и получения выводов. Остановимся на значении для успеха в творческом труде духовной сосредоточенности, концентрации внимания на определенной теме.

Научное творчество имеет свои особенности, так как в большей степени стремится к установлению достоверности исходных фактических материалов и к их последующему контролю. В науке очень важен метод исследования, создание научной гипотезы, знание литературных источников, научные школы и т. д. Но прежде чем перейти к характеристике особенностей научного творчества, необходимо дать опреде­ление понятию науки, выяснить ее значение и рассмотреть основные методы.

Наука есть общий духовный продукт общественного развития.

Наука - исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития. Она движется вперед вместе с развитием общества, все точнее и глубже познавая действительность. Павлов определяет науку как орудие ориентировки человека в окружающем мире и самом себе.

Истинность научных выводов прямо или косвенно проверяется практикой. Суждения, которые невозможно проверить при помощи наблюдений и опытов, не имеют научного значения. Практика, ставя перед наукой самые разнообразные задачи, приводит к возникновению тех или иных отраслей знания. Но не всегда можно предвидеть практическое значение некоторых открытий. Вначале многие величайшие открытия имели чисто теоретический характер. Например, цитоплазматическая мужская стерильность была открыта в 30-х годах в СССР Михаилом Ивановичем Хаджиновым, а затем в США М. Родсом; нуклеиновые кислоты как составная часть клеточных ядер гнойных микробов были открыты швейцарским ученым Мишером в 1869-1870 гг. И то, и Другое открытия приобрели практическое значение только в 20 веке.

В науке имеет исключительно важное значение метод. Павлов писал: Метод - самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе.

С общей точки зрения, метод - способ подхода к действительности, способ познания явлений природы и общественной жизни. С марксистской точки зрения, метод - это объяснение всеобщих связей в природе, рассмотрение явлений действительности в их движении, развитии, изменении. Таким образом, научный метод состоит в сочетании приемов накопления надежных фактов с проверкой их соответствия предложенным обобщениям.

Никакое научное знание невозможно без исходного фактического материала, его систематического накопления. Но одни факты сами по себе еще не составляют науки, важен метод, каким они собираются, важны теории, которые кладутся в их основу. Д. И. Менделеев указывал, что одно собирание фактов, даже и очень обширное, одно накопление их, даже и бескорыстное, еще не обеспечивает возможности овладеть наукой, и сами по себе факты не дают еще ни ручательства за дальнейшие успехи, ни даже права на имя науки в высшем смысле. Здание науки требует не только материала, но и плана гармонии. Таким образом, наука невозможна без наличия систематизированных методов исследования и теорий, ибо только они позволяют, с одной стороны, устанавливать отношения между фактами, а с другой - управлять ими, т. е. находить им применение в практике. При этом чрезвычайно важно, что научное отношение к фактам исключает всякое преклонение перед авторитетами. Культ личности в науке совершенно недопустим, ибо он приводит ее в состояние застоя и упадка.

Наука должна увидеть проблемы и найти им соответствующее решение. При этом следует заметить, что несравненно труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Ибо для первого требуется воображение, а для второго только умение.

Наука вынуждена удовлетворяться относительным, приближенным знанием, вероятностью, но по мере прогресса научного познания наши представления о действительности становятся все более точными и совершенными. Диалектический материализм признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания истины, а лишь в том смысле, что в каждый момент невозможно познать ее до конца, полностью. Как известно, основными методами познания в действи­тельности являются наблюдения и эксперимент.

Наблюдения должны проводиться терпеливо, систематически и беспристрастно. Великие ученые-натуралисты (Дарвин, Пастер, Павлов и др.) дают нам исключительные образцы проведения такого рода наблюдения.

Преимущество эксперимента над наблюдением состоит в том, что эксперимент включает активное воздействие, целенаправленное изменение природных условий, благодаря чему легче выясняется значение того или другого фактора в изучаемом явлении. По Павлову, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что хочет экспериментатор. Он был глубоко убежден в том, что экспериментальный метод призван раскрыть сокровенные тайны природы, выяснить процессы, протекающие в живом организме.

Однако в задачу науки входит не только объяснение явлений и факторов, но и предвидение будущих событий. Чудесное пророчество есть сказка. Но научное пророчество есть факт. Можно привести множество примеров научного предвидения в различных областях знаний.

Рассмотрев вопрос, что такое наука и каковы ее методы, возвратимся к научному творчеству, без которого не могла бы возникнуть сама наука и было бы невозможно ее дальнейшее развитие.

По К. А. Тимирязеву, плодотворная научная мысль имеет три ступени:

угадывание истины;

логическое развитие творческой мысли во всех ее последствиях;

проверка выводов путем наблюдения и опыта.

Как уже известно, первый этап творчества - догадка, зарождение замысла, создание новой идеи - носит в значительной мере подсознательный и непроизвольный характер, тем не менее известен целый ряд условий, которые благоприятствуют или, наоборот, препятствуют процессу творчества. Рассмотрим эти условия, ибо зная их, можно сознательно прибегать к определенным приемам, чтобы содействовать успешному развитию творческого процесса.

Уже давно исследователи обратили внимание на то обстоятельство, что очень многие открытия были сделаны совершенно случайно при наблюдении каких-либо явлений окружающей действительности. Например, у Ньютона (1643-1727) мысль о всемирном тяготении в первый раз возникла в тот момент, когда он лежал в саду и увидел падающее яблоко. Важную роль случай сыграл также в некоторых открытиях Дарвина. Отправной точкой для построения его эволюци­онной теории было удивление, которое он испытал, когда выкопал обломок окаменевшего гигантского броненосца, похожего на живого. Одна мысль возникла в его голове: возможно родство между животны­ми, некогда исчезнувшими, и теми, которые живут в настоящее время. Все его дальнейшие исследования шли под этим углом зрения. Он искал факты, которые могли бы объяснить указанное сходство.

Так же случайно было сделано Пастером (1822-1895) его величайшее открытие - возможность ослабления вируса и получения искусственного иммунитета. Однажды Пастер, желая привить курице холеру и не имея под рукой свежей культуры, взял ту, которая простояла некоторое время в пробирке, закрытой ватой. Привитый вирус оказался уже не смертельным: курица переболела и выздоровела.

Во всех подобного рода открытиях, сделанных случайно, исключительное значение имеет непосредственное наблюдение тех или других явлений природы, новое и свежее их восприятие. Но нужно долго и упорно работать в известном направлении, чтобы оказаться в состоянии сделать из наблюдений вывод. Об этом прекрасно сказал знаменитый французский математик Лагранж: "На случай при великих открытиях наталкиваются те, кто его заслуживает". Иначе говоря, в области наблюдений счастливая случайность выпадает на долю "подготовленных умов".

В период творчества нашесознание должно быть свободно от излишних, не относящихся к делу представлений, чтобы всецело сосредоточить мысль на одном предмете. "Искра научного творчества, - пишет Павел Александров, - вспыхивает лишь тогда, когда интерес к данному вопросу, пусть даже очень специальному и далекому от житейской повседневности, достигает того критического уровня, при котором не заниматься этим вопросом человек уже не может, когда сам вопрос и стремление его решить овладевают им совершенно".

На одной научной конференции Иван Петрович Павлов поставил перед собой и присутствующими большой вопрос: держать ли в голове все приобре­тенные знания или по примеру известного английского физика Уильяма Рамзая отказаться от них и думать так, как бы ничего не зная, чтобы мысль приобрела свободный характер? Павлов пришел к заключению, что, несмотря на исключительную важность сохранения свободы мысли, иметь определенные знания необходимо, чтобы не испытывать излишних затруднений, не повторять тех вопросов, которые уже разрешены, и, как говорят, не открывать Америку.

Однако и сами знания по ценности можно разделить на два вида:

I - знания, которые представляют собой оригинальный продукт
мышления исследователя;

II - те, что носят пассивный характер, так как они не подвергаются умственной обработке ни в момент их приобретения, ни в дальнейшем, а сохраняются в памяти как известный запас сведений.

Знание тогда действенно, когда оно становится органической частью нашего я, когда оно приводит к овладению известными приемами, необходимыми для свершения действия.

Не может быть настоящего позн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: