Составитель: педагог дополнительного образования - Марковникова Л.В.




Занятие по теме: «Формирование вокальных навыков. Работа над дикцией и артикуляцией»

Составитель: педагог дополнительного образования - Марковникова Л.В.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители!

Воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие обучающиеся -солисты участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.

Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона.

Темп — мера времени в музыке, упрощённо — «скорость исполнения музыки или песни.Темпы бывают -медленный. умеренный и быстрый.

Приемы игры или исполнения в музыке:

Повторение понятия «легато» -

Лега́то (итал. legato — связанно, плавно) в музыке — приём игры на музыкальном инструменте, или в пении, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. Легато показывает, что ноты играются или поются гладко и связно, переход от ноты к ноте происходит без какой-либо промежуточной паузы.

Определение «нон легато» - не связно,

Определение «стаккато» - (итал. staccato — отрывисто) — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами..

Разучивание и совершенствование учебного материала(песни) разного характера:

1. Пение по фразам.

2. Работа над чистотой интонирования по интервалам.

3. Работа над текстом песни. Фразировка -музыкальное предложение в песне.

4. Работа над выразительностью и динамикой произведения.

5. Исполнение без сопровождения.

5. Исполнение песни под фонограмму.

6. Работа с микрофоном.

7. Исполнение произведения (песни) солистами, группой.

Структура вокальных занятий в нашем объединении построена таким образом, что практическая часть тесно переплетается с теоретической.

Каждое занятие начинается с дыхательной и артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие основных свойств певческого голоса (интонационную точность, подвижность, диапазон, тембр, дикцию), затем идет работа над песней или разбором нового репертуара, закреплением старого материала, затем подведение итогов и объяснение домашнего занятия.

Артикуляция – это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. Она тесно связанна с дыханием, звукообразованием и интонацией.

Только при хорошей артикуляции текст произведения доходит до слушателя, поэтому её надо развивать. Надо уметь свободно открывать рот, следить, чтобы при пении не было зажатых зубов и челюсти, следить за правильным положением языка и губ во время пения. Артикуляционную гимнастику желательно выполнять перед зеркалом, на одном занятии мы выполняем три упражнения.

Упражнения для развития артикуляции:

«Позеваем» - упражнение на хорошее раскрытие рта, без напряжения челюсти и губ, особенно хорошо для детей, которые говорят и поют сквозь зубы или зажимают нижнюю челюсть

«Улыбка» - упражнение для верхней губы, улыбнуться так, чтобы были видны передние зубы, остальные части лица должны остаться в спокойном состоянии;

«Нижние зубки» - упражнение для нижней губы, в полуоткрытом состоянии опустить нижнюю губу горизонтально, чтобы были видны нижние зубы;

«Почесывание» - упражнение на растягивание верхней и нижней губы, аккуратно почесать зубами верхнюю и нижнюю губу;

«Хоботок»- упражнение для губ, при сомкнутых зубах вытянуть губы вперед, подвигать ими вправо и влево;

«Послушный язычок» - упражнение на растягивание уздечки, рот свободно открыт, язык лежит внизу, упираясь в нижние зубы, затем поднимается к верхним зубам и ложится обратно;

«Часики» - упражнение для языка, рот приоткрыт, языком движется вправо и влево, касаясь уголков губ;

«Конфетка» - упражнение для языка, при закрытом рте, язык упирается то в правую, то в левую щеку;

«Гласные» - беззвучно произносим гласные в следующем порядке – И, Э, А, О, У, следим за положением нижней челюсти.

«Подвижность губ» - упражнение для легкой подвижности губ, произносить: би-би-би-би-бипп, бэ-бэ-бэ-бэ-бэпп, ба-ба-ба-бабапп, бо-бо-бо-бо-бопп, бу-бу-бу-бу-бупп, бы-бы-бы-бы-быпп, ударение ставится на последний слог. С помощью этой игры можно поиграть с детьми в эхо, где педагог произносит сочетание слогов, дети повторяют.

«Моторчик» - упражнение на вибрацию языка, активно произносим дрынь, дрынь, дрынь.

Работа артикуляционного аппарата влияет на качество произношение звуков в речи и слов, то есть дикцию.

Важно отметить, что рот поющего ученика должен быть «свободен» и «красиво активен» - это зависит от языка, челюсти, губ. Вокально красивое открывание рта помогает правильной позиции всего голосового аппарата.

На своем практическом опыте я пришла к выводу, что скороговорки, оформленные музыкальной мелодией, запоминаются и произносятся детьми лучше.

При разучивании скороговорки м ы обращаем внимание детей на то, какие части артикуляционного аппарата задействованы в большей степени, а также какие согласные надо произнести четче, например:

 

«От топота копыт пыль по полю летит» (верхние зубы, кончик языка, твердое нёбо, -т-),

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку» (верхние и нижние зубы, -ш-,-с-),

«Бык тупогуб, тупогуб, тупогубенький бычок » (губы, мягкое нёбо -б-,-п-),

«Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора » (верхние зубы, нижняя губа, -т-,-р-, -д-),

«Три сороки тараторки тараторили на горке» (язык, верхнее нёбо, -р-,-т-)

«Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель и матросы три недели карамель на мели ели» (язык, верхнее нёбо, - р-, -л-, -т-)

«У ужа ужата, у ежа ежата» (зубы, губы -ж-)

"Мы перебегали берега » (работают губы, язык, мягкое небо, - г-, -р-)

Дикция и артикуляция является важной частью вокально- исполнительской работы и требует постоянного самосовершенствования.

 

Домашнее задание:

Ответить на вопросы:

Что такое артикуляция?

Что такое темп?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: