ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВА И КРЕАТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ




Определение понятий «творчество» и «креативность» представляет собой отдельную теоретическую проблему. Разные авторы вкладывают свой смысл и называют разные критерии, отличающие творческий процесс от нетворческого. На наш взгляд, исследования в сфере психологии творчества необходимо начинать с четкого теоретического обоснования ведущих понятий, с прояснения специфики объекта и предмета изучения. Ещё в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности. Они были проанализированы и разделены на 6 типов: гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего), инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта), эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражении творца), психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношения Оно, Я и Сверх-Я), проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач), в шестой тип вошли определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше, разные, в том числе весьма расплывчатые (например, «добавление к запасу общечеловеческих знаний»). Можно говорить о творчестве как о свойстве всей материи или только человека. В первом случае понимание природы творчества связано с широкими представлениями о законах, управляющих вселенной, с идеей об общей эволюции природы и т.п. П.К. Энгельмейкер видит в творчестве человека одну из фаз развития жизни и эта фаза продолжает собой творчество природы. М. А. Блох ставит творчество в основу эволюции мира, которая, по его мнению, начинается с химических элементов и заканчивается в душе гения. Таким образом, творчество свойственно и неживой природе, и живой - до возникновения человека, человеку и обществу. Творчество, пишет Я. А. Пономарёв, - необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Другой взгляд на творчество обозначает его как специфическую особенность человеческой жизнедеятельности, как то, что отличает человека от особей любого вида животных. В более узком смысле творчество - это особая профессиональная деятельность в так называемых творческих профессиях (наука, искусство, литература и др.). В этом случае творчество становится присуще небольшим группам людей, которые и создают новые способы деятельности, поведения и т. п. И, наконец, в самом узком смысле творчество - это деятельность отдельных мыслителей, вносящих максимальный, новый и оригинальный вклад в развитие той или иной сферы деятельности, сопоставимый по своим результатам со вкладом больших групп представителей тех же профессий. В структуре творчества следует выделить два его аспекта: потенциальное творчество, креативность и сам процесс творчества, его продуктивность. Под креативностью обычно понимают общую способность к творчеству, характеризующую личность в целом и проявляющуюся в различных сферах активности. В широком значении слова креативность - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказаться от стереотипных способов мышления. В узком смысле - это операции дивергирования, по Дж. Гилфорду. Отличительной особенностью дивергентного мышления является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. ЯЛ. Пономарёв связывает творческие способности с уровнем развития внутреннего плана действия. Творческий продукт возникает как побочный результат мышления по решению задач, и творческий человек отличается особой чувствительностью к п °бочным продуктам своей познавательной деятельности. Л.Б. Ермолаева-Томина среди основных продуктов творчества выделяет следующие: - открытия на всех уровнях, от всеобщих закономерностей существования материи до открытия проявления всеобщего в конкретном; - изобретения, направленные на совершенствование способов адаптации к среде как через орудия труда, так и посредством нахождения оптимальных способов организации деятельности, взаимодействий между людьми, воздействий на них; - создание новой формы материи, начиная с материалов типа металла и кончая произведением искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: