Всемирный потоп. Сыновья Ноя




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Сотворение мира. 4

Сотворение человека. 6

Потерянный рай. 7

Каин и Авель. 8

Всемирный потоп. Сыновья Ноя. 9

Вавилонская башня. 11

Авраам. 11

Сара и Агарь. 12

Содом и Гоморра. Дочери Лота. 13

Исаак и Ревека. 14

Иаков и Исав. 15

Дети Иакова. 17

История Иосифа. 19

Египетское рабство. Исход. 22

Странствия по пустыне. Завет на г. Синай. 24

Завоевание Палестины.. 27

Судьи. 28

Самсон. 29

Самуил и Саул. 30

Давид. 30

Соломон. 32

Разделение на 2 царства и их падение. 33

Книга Иова. 34

Книга Экклезиаста (Коэлета) 35

Книга Руфи (Рут) 36

Книга Есфирь (Эстер) 37

Книга пророка Даниила. 38

 

Сотворение мира

Вопреки расхожему заблуждению, что Библия начинается со слов «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1), Книга книг открывается фразой «В начале сотворил Бог небо и землю». Иудейская традиция, придающая значение каждой букве Пятикнижия, за несколько тысяч лет своего существования накопила огромное количество смыслов этого маленького предложения. Приведем лишь небольшой пример, чтобы было ясно, о чем идет речь. Книга «Бытия» на древнееврейском языке начинается с буквы «бейт» - ב (от нее произошла греческая «β» и русская «Б»). По преданию, буква «бейт» имеет такое начертание, потому что она как бы отгораживает «то, что наверху», «то, что внизу» и то, что было «до» мироздания. Человечеству, таким образом, открыто лишь «написанное далее» - в Книге и во Вселенной. Кроме того, «бейт» на древнееврейском означает еще и «дом», что символизирует наш мир. Заметим, что Библия, описывая космогонию (сотворение мира), никак не описывает теогонию (сотворение богов). Таким образом, библейский Бог не имеет начала и конца, т.е. Он вечен.

Далее Библия приводит последовательность творения:

1 день – создание света и отделение его от тьмы;

2 день – создание неба;

3 день – создание суши, морей растений;

4 день – создание светил;

5 день – создание птиц небесных и морских тварей;

6 день – создание животных и человека.

Обратите внимание, что мир был создан «по слову», а каждый день творения завершался фразой «И увидел Бог, что это хорошо». Из хаоса и тьмы Бог создал гармоничный мир, а 7 день благословил и посвятил отдыху. Однако предписания об освящении 7 дня не сводятся лишь к физическому отдыху, они предполагают отвлечение от всего физического ради духовного. Вот почему, например, в шаббат нельзя работать, но можно учиться (изучать Тору). Завершив творение, Бог дал всему живому первую библейскую заповедь - «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:22, 1:28). Таким образом, изначально Библия не только не запрещает сексуальные отношения между мужчиной и женщиной (и других тварных существ), но и подчеркивает их необходимость – ради поддержания того мира, который создал Бог. Вопреки расхожему мнению, «декалог» - 10 заповедей, важнейшие, но далеко не единственные заповеди Библии, всего в Ветхом Завете содержится 613 заповедей, касающихся различных сторон жизни еврейского народа.

В еврейском календаре седьмым днем недели является шаббат, именно от этого слова происходит русское слово суббота. Однако у христианских народов суббота является шестым днем, а выходным и святым днем считается воскресенье. Почему так произошло? Все дело в разных системах счета суток. В Библии дни творения считаются следующим образом: «и был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:5). Т.е. сутки начинаются с заходом солнца. Следовательно, переводя на европейскую неделю, Бог начал творить мир в воскресенье вечером, а закончил вечером пятницы. И по сей день у евреев шаббат начинается в пятницу после захода солнца и заканчивается вечером субботы. Воскресенье же значимо только для христианской (европейской) традиции, т.к. считается, что в этот день воскрес Иисус.

Еще один важный вопрос, который нельзя обойти стороной, это употребление множественного числа по отношению к Богу, которое в Библии встречается несколько раз. Причем впервые подобную «несогласованность» мы можем найти уже в 1 главе книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Исследователи, рассматривающие Библию как исторический источник, созданный людьми, объясняют это пережитками политеизма: сначала еврейские племена были язычниками, а потом пришли к идее монотеизма, часть своих верований и фольклора они изменили в соответствии с идеей единого Бога, но в некоторых местах остались грубые швы, например, в виде использования глаголов во мн. числе по отношению к единому Богу. Звучит правдоподобно, если не брать во внимание, что первая такая «описка» встречается уже на первой странице книги. Другие объяснения носят религиозный характер. Возможно, подразумевается Бог и ангелы. Христианская традиция видит в этом доказательство троичности божества (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух). Еще одно объяснение приходит уже из области лингвистики: в различных языках мира, чтобы подчеркнуть иерархию, лицо на вершине властной пирамиды всегда использовало мн. число. Например, российский царь так говорил и писал о себе: «Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский…». Вспомните, что к незнакомому или старшему человеку мы всегда обращаемся «на Вы».

Итак, Библия начинается с рассказа о том, что было в начале Вселенной. Наука также пытается объяснить, что происходило в самом начале? Сегодня наиболее распространенным ответом на этот вопрос является гипотеза большого взрыва. Конечно же, ученые не могут согласиться с тем, что мироздание возникло за 6 дней. Грубой ошибкой библейских авторов многие считают появление растений на 3 день, а уже после – светил. На первый взгляд может показаться, что у религиозной и научной картин мира не может быть ничего общего. Но как же они тогда умещаются в одной голове? Истории известны многие верующие ученые (взять хотя бы выдающихся физиков XX в, нобелевских лауреатов А. Эйнштейна и М. Планка). Может быть, все дело в том, что научные гипотезы и библейский рассказ служат разным целям, как физика и метафизика.

Вопросы:

1) Что было создано Богом в каждый из дней творений? Как библейский рассказ о сотворении мира соотносится с научными представлениями?

2) Рассказ о сотворении мира заканчивается словами: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Согласны ли вы с такой оценкой? Как это соотносится с сегодняшним состоянием мира? Обоснуйте свою точку зрения.

Сотворение человека

В «Бытие» содержится два рассказа о сотворении человека – в 1 и во 2 главах. Библейская критика объясняет это наличием нескольких авторитетных редакторов библейского канона. Религиозная традиция видит в первом рассказе общий план Творения (человек в нем создан в один день с животными, по образу и подобию Бога, сотворены последовательно мужчина и женщина). Во втором же рассказе приводятся более подробные сведения, показана частная история человека. В Библии не раз используется подобный прием общего-частного.

Человек создан в один день с животными, что подчеркивает их родство, но в то же время он создан по образу и подобию Бога, что кардинальным образом отличает человека от любого другого существа. Человек, таким образом, обладает божественной искрой, нравственной и интеллектуальной потенцией, творческим началом, он не просто может, но и должен быть со-творцом Бога: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Таким образом, Библия уже на первых своих страницах провозглашает активную, преобразовательную роль человека в мире.

Интересно, что первоначально все животные и человек были созданы вегетарианцами (Быт. 1:29-30). В созданном мире не было ни жестокости, ни уничтожения, ни убийства, ни соперничества – все жили в мире и согласии. Возможно, о возвращении к таким временам, когда придет Мессия, говорит пророк Исайя:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.

И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. (Исайя 11:6-8)

Второй рассказ о сотворении человека сначала описывает создание мужчины «из праха земного» (возможно, подразумевается глина, которая была универсальным материалом в Месопотамии, создание людей из глины – распространенный сюжет в мифах разных народов), а уже потом творение женщины: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Мужчина был погружен в сон, во время которого Бог взял у него ребро и сотворил из него жену. Возможно, здесь мы имеем дело с неточным переводом: древнееврейское слово «цела» означает не только «ребро», но и «сторона», «грань». Женщина могла быть сотворена из какой-то «грани» Адама, нашедшей в ней наиболее полное воплощение. С другой стороны, этот сюжет мог быть заимствован евреями из шумерского эпоса. В шумерском мифе у бога Энки болело ребро («ти» на шумерском языке). Богиню, которую позвали вылечить ребро, называли Нинти, то есть «женщина от ребра». «Нинти» означает также «дать жизнь». Заимствования становятся очевидны, если вспомнить, что имя первой женщины Ева означает «дающая жизнь».

Так или иначе, именно второй рассказ о сотворении мужчины и женщины из его ребра лег в основу средневекового христианского мировоззрения, согласно которому женщина являлась творением второго порядка, производной от мужа, а, значит, должна была во всем беспрекословно ему подчиняться. Ко всему прочему, далее в Библии женщина вопреки запрету, данному Богом людям, вкушает сама и дает попробовать мужу плод с древа познания добра и зла, что становится причиной изгнания людей из Эдема. Впоследствии эти сюжеты использовали в качестве доказательства изначальной порочности и легкоискушаемости женщины, слабости ее духа и частой дружбы с дьявольскими силами.

В библейском каноне существует рассказ о Еве как о первой женщине. Однако в каббале (еврейская мистика) и некоторых христианских апокрифах упоминается Лилит, которая была создана до Евы, но не смогла найти общий язык с Адамом. Лилит связалась с павшими ангелами и породила бесчисленное воинство демонов. В различных культурах мира она часто ассоциируется с женой Дьявола, демоницей, мужской соблазнительницей и убийцей младенцев.

Вопросы:

1) В чем исключительное своеобразие человека?

а. В чем, по вашему мнению, более всего проявляется сходство человека с Богом?

б. Какие требования накладывает это сходство на поведение человека?

в. В чем проявляется сходство между человеком и животным?

Потерянный рай

Итак, Бог создал людей и поселил их в Эдемском саду – рае, который располагался на земле, а точнее где-то в Месопотамии (Библия повествует, что Эдем был окружен 4 реками, одна из которых – Евфрат). В центре Эдема Бог посадил два особых дерева – древо познания добра и зла и древо жизни, запретив вкушать с них плоды. Змей искусил Еву, пообещав, что люди станут, «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Людская чета съела запретный плод, «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). Здесь мы сталкиваемся с первым непослушанием Богу. Почему оно произошло? Возможно, все дело в человеческой природе и его слабости, или, наоборот, той активности, которая была заложена в человека изначально. Христианская традиция объясняет грехопадение происками Дьявола, облеченного в образ змея. Дьявол (Сатана, Мефистофель) в христианстве рассматривается как падший ангел, ведущий непримиримую борьбу с человечеством. В иудаизме существует ангел Сатан, что с древнееврейского переводится как «противодействующий», «противостоящий на суде», «обвинитель». Его функция – внушать сомнение и искушать. Всем нам известно, что через преодоление испытаний, человек становится сильнее. Может быть, это было первое серьезное испытание, с которым люди не смогли справиться, потерпели поражение. Человек не оправдал чаяний Бога. А может люди обрели свободу воли и получили возможность самим выстраивать свою жизнь и мир вокруг себя, падая и ошибаясь, взрослея и совершенствуясь?

Самим фактом непослушания история не заканчивается, во многом – она только начинается! Далее следует интересный диалог между Богом и человеком. Бог зовет Адама, но тот прячется. Тогда Бог спрашивает: «не ел ли ты от древа, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:11). Творец мог подвергнуть человека наказанию сразу же после ослушания, но вместо этого задает вопросы. Зачем? Возможно, Он дает человеку шанс раскаяться в содеянном. Но вместо этого, человек перекладывает вину на жену и косвенно на самого Бога: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел». Жена же винит во всем змея: «змей обольстил меня и я ела». Человек оказался слишком слаб, чтобы взять ответственность за свои поступки. Но не будем забывать, что люди были достаточно молоды. Много позже, после потопа, Бог скажет: «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8:21).

За грехопадением последовали наказания. Люди стали смертными и были изгнаны из рая. Мужчина был осужден великим трудом добывать себе пропитание («в поте лица твоего будешь есть хлеб»). Женщина была обречена на мучительные роды и подчинение мужу. Змей же с тех пор должен был ползать на чреве, есть прах и враждовать с людьми.

Вопросы:

1) Какие черты человеческого характера (на примере Адама и Евы) проявляются в истории об эдемском саде?

2) Что вы думаете по поводу наказаний, полученных провинившимися?

3) В чем различие между состоянием мира до грехопадения и после?

 

Каин и Авель

История Каина и Авеля свидетельствует о дальнейшем нравственном падении человека, это история о первом убийстве. Каин и Авель были первыми сыновьями Адама и Евы. Каин (старший сын) был земледельцем, а Авель – скотоводом. Братья совершили жертву: Каин принес «от плодов земли», а Авель – «от первородных стада своего и от тука их». Бог же принял только жертву Авеля, что разозлило старшего брата. Заметим, что люди уже изгнаны из рая, но они еще слышат голос Бога. Он предупреждает Каина: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7).

Почему Бог принял только жертву младшего брата? Есть версия, что Авель принес отборное, лучшее, что у него было, в то время как Каин просто принес «от плодов земли». Т.е. Авель проявил большее внимание и рвение в своей жертве. Несмотря на то, что посыл братьев был одинаковым, важно, как именно они их претворили в жизнь: дело важнее намерения. Если мы подробно рассмотрим функции жертвы у разных народов, то увидим, что чаще всего жертва была подношением божеству за ту или иную просьбу. Чем сильнее Бог и больше просьба, тем богаче должна быть жертва. Богатство в данном случае измеряется количеством той энергии, которая высвобождается в процессе жертвоприношения. Очевидно, что продукты земледелия обладают меньшей энергией, чем животные. С этой точки зрения, жертва Авеля была энергетически более ценной для Бога.

Каин, вопреки наставлениям Бога, впадает в грех и убивает Авеля. Бог, как и ранее в Эдемском саду, не насылает наказание сразу же. Он спрашивает: «где Авель, брат твой?». Он опять дает человеку возможность раскаяться. Вместо этого, Каин явно ему дерзит: «не знаю; разве я сторож брату моему?». За содеянное Бог сделал Каина скитальцем. А чтобы никто не убил вечного изгнанника, Господь дал Каину знамение – каинову печать, чтобы все знали: «за всякого, кто убьет Каина, отомстится всемеро». Примечательно, что в эпоху противостояния иудаизма и христианства история двух братьев служила метафорой в отношениях двух религий. Евреи (Каин), убив Иисуса Христа (Авель) стали изгнанниками, помеченные особой каиновой печатью – обрезанием.

Вместо Авеля был рожден Сиф, который стал прародителем Ноя. В иудейской традиции можно встретить интересный комментарий, подводящий итог истории братьев. Каин является олицетворением грешника, Авель – праведника. Большинство же людей находятся посередине от обеих крайностей, воплощением чего является Сиф. Именно от их личного каждодневного выбора зависит, какая из крайностей возобладает.

Вопросы:

1) В чем сходство и в чем различи в поведении Адама и Каина после совершения ими греха?

 

Всемирный потоп. Сыновья Ноя

Миф о всемирном потопе имеет реальные исторические основания. Наводнения были вполне обычными бедствиями для жителей Месопотамии, в Библии же идет речь о гораздо более масштабной катастрофе. В XX в. английский археолог Леонард Вулли открыл гробницы шумерских царей. Под этими захоронениями был пласт ила в 3-4 метра, а за ним – след совершенно иной культуры. Чтобы нагромоздилось столько ила, вода в том месте должна была стоять в течение очень долгого времени на высоте без малого 8 метров. Таким образом, библейский всемирный потоп является отражением грандиозной катастрофы далеких времен. Воспоминания о ней сохранились в мифологии народов Месопотамии, которая являлась в представлении человека того времени сосредоточием всего мира.

Видимо, евреи позаимствовали сюжет о потопе из шумерской мифологии. Однажды работник Британского музея в Лондоне гравер Джордж Смит приступил к расшифровке табличек с клинописью, присланных из Ниневии и сложенных в подвале музея. Его заинтересовали фрагменты сказания о потопе, которые были поразительно похожи на библейскую историю. Позже были найдены все части произведения, которое получило название «Эпос о Гильгамеше» или «О все видавшем». В ней от потопа спасается праведный человек Утнапиштим, построив ковчег, который в итоге пристал к горе (в Библии – горы Араратские), он также как и Ной выпускает ворона и голубя, чтобы узнать сошла ли вода. Все эти совпадения доказывают еврейские заимствования из шумерского эпоса.

Однако Библия привносит и новое в эту историю, она оценивает события с точки зрения морали и монотеистического мировоззрения. Человечество погрязло в грехах, поэтому Бог решил уничтожить его. Но есть праведник – Ной, который не может погибнуть вместе с нечестивцами. Он делает ковчег из дерева гофер, приводит туда жену, троих сыновей и их жен, а также по паре всех живых существ. Утнапиштим в «Эпосе о Гильгамеше» становится бессмертным и удаляется на край света, в то время как история Ноя продолжается: он (и все его потомки) заключает завет (договор) с Богом, символом которого становится радуга (напоминание для Бога об его обещании не уничтожать впредь людей). Бог дает Ною заповеди, в числе которых запрет убийства и употребления мяса с кровью (по убеждению древних в крови содержалась душа живого существа). В иудаизме по-прежнему сохранилось представление о ноахидовых (Ноах – Ной с древнееврейского) законах, которые следует исполнять всем неевреям (гоям). Заметим, что уже здесь человечеству предписан запрет на употребление крови, который будет позже повторен в кашруте (правилах питания иудеев). Однако все это не помешало возникновению и распространению так называемого «кровавого навета» - лживого обвинения евреев в использовании крови христианских детей для приготовления пасхальных лепешек (мацы).

От трех сыновей Ноя Библия ведет происхождение трех групп народов: от Сима произошли семиты (в том числе евреи и арабы), от Иафета произошли индоевропейцы (в том числе большинство европейских народов), от Хама – хамиты (народы Ханаана, эфиопы и другие народы, имеющие черную кожу). Среди трех сыновей подчиненное положение занимает Хам. Библия объясняет это следующим рассказом. Ной после потопа стал возделывать виноградники и делать вино. Однажды он напился и уснул голым в своем шатре. Хам, увидев это, рассказал своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежды и покрыли наготу отца. «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньшой сын его, и сказал: проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:24-25). Предания говорят, что Хам оскопил своего отца, за что и получил проклятие. Позже, уже в европейской истории, этот отрывок использовался церковью для оправдания работорговли черными людьми – якобы так исполняется пророчество Библии.

Вопросы:

1) Что нового вы узнали об истории о потопе? Изменило ли это ваше отношение к Библии?

 

 

Вавилонская башня

Сюжет о строительстве вавилонской башни повествует о гордыне человечества, задумавшего построить башню до небес. Долгие годы этот рассказ объяснял возникновение разных языков – Бог, чтобы помешать строительству башни, смешал все языки и рассеял народы по всему свету. Конечно, размежевание языков произошло гораздо раньше. Но в этом сюжете мы можем найти реальные исторические факты. Вавилонская башня, скорее всего, является воспоминанием о зиккуратах – ступенчатых пирамидах-святилищах, распространенных в Месопотамии. Самый знаменитый зиккурат находился в городе Вавилоне. Название столицы «Вавилон» означает на вавилонском языке «врата божьи» (баб-илу), что созвучно с древнееврейским «балал» - процесс смешения. Впечатление смешения языков и даже «народной свалки» представляли собой многоязычные улицы Вавилона. В целом в еврейской традиции этот город всегда символизировал грех.

Сюжет строительства Вавилонской башни нашел отражение в мировой культуре. В нашем языке существует фразеологизм «вавилонское столпотворение», которым обозначают толпу и хаотичную разноголосицу. В монотеистических религиях Вавилонская башня стала символом таких грехов, как гордыня и высокомерие.

Заметим также, что Библия рассматривает многообразие языков и народов как следствие продолжающегося духовного падения людей. Почему? Потому что с этого начинается разобщенность некогда единого человеческого рода, пропадает коммуникация между людьми и народами, а значит надежды на понимание в этом вселенском хаосе из разных народов и языков все меньше и меньше.

Вопросы:

1) Как соотносится библейское и научное объяснения множества языков на земле?

 

Авраам

Первые 11 глав книги Бытия повествуют об истории всего человечества. Начиная с 12-ой, Тора переходит к изложению истории еврейского народа. Традиция связывает возникновение еврейского народа с именами трех патриархов: Авраама (жена - Сарра), Исаака (жена- Ревекка) и Иакова (жены - Лия и Рахиль).

Отец Авраама Фарра жил в Уре по-видимому во времена правления царя Хаммурапи и поклонялся божеству Луны. Аврам же истинно уверовал в единого Бога и вышел по его повелению из Ура на поиски земли, на которую укажет Господь. Подумать только, Авраам бросает все и отправляется навстречу неизвестности. Вместе с Аврамом отправились странствовать его жена Сара и племянник Лот. Вскоре между пастухами Аврама и Лота начались споры из-за пастбищ и источников воды. Аврам предложил Лоту самому выбрать себе желаемую землю. В итоге Лот ушел в населенные негодяями, но плодородные земли в районе городов Содом и Гоморра.

Долгое время не существовало каких-либо свидетельств историчности описанного Библией рассказа. Однако в XX в. в найденных архивах государства Мари были обнаружены упоминания названий городов Нахур, Фаррахи, Сарухи и Фалеки, схожие с именами родственников Аврама - Нахора, Фарры, Серуха и Фалека. Кроме того, там упоминалось о племенах Авам-рам, Иакоб-эль и даже о племени Вениамин. Позже, когда будем говорить о 12 коленах Израиля, мы столкнемся с археологическими данными, подтверждающими наличие 12 племен, покоривших Ханаан. Возможно, под именами еврейских патриархов скрываются целые племена, легшие в основу формирования еврейского этноса.

В своем путешествии Аврам дважды сталкивался с царями и отдавал им Сару, славившуюся красотой, в наложницы, выдавая себя и ее за брата и сестру. В патриархальном мире Ветхого Завета женщина являлась собственностью мужчины, поэтому акт измены был важен, если только происходил без ведома мужа. К тому же, согласно Библии ни тот ни другой царь не успели дотронуться до Сары – Бог не допустил этого. В целом в жизни Аврама одно испытание следует за другим - это путешествие в неизвестные земли, войны, бездентность, но он не ропщет и продолжает верить обещаниям Бога.

Вопросы:

1) Авраму сказано, что он должен покинуть место, где живет, но не сказано, куда он должен идти. Почему? Ниже даны три возможных ответа:

а. Бог хочет, чтобы сам Аврам доказал свою готовность идти в любое место;

б. Бог не хочет, чтобы Аврам знал, что новая земля будет лучше прежней;

в. Бог не хочет, чтобы Аврам испугался предстоящего дальнего пути.

Какой ответ кажется вам правильным и почему? Может быть, у вас есть свой ответ на этот вопрос?

Сара и Агарь

Во время странствий Аврам и Бог заключают завет, в котором Господь обещает произвести великий и многочисленный народ от Аврама и передать ему во владение Ханаан: «и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт. 17:5). Аналогично Сара переименовывалась в Сарру. Знамением этого завета должно было служить обрезание, совершаемое на 8 день рождения каждого мальчика. Обычай обрезания распространен у множества народов, до сих пор его значение до конца не ясно. Некоторые объясняют этот обряд гигиеническими правилами. Другие исследователи видят в этом один из видов жертвоприношения богам. В иудаизме обрезание является знаком на теле каждого мужчины-еврея, свидетельствующем о завете с Богом.

Однако годы шли, а Сара оставалась бесплодной. Тогда Авраам решил взять себе наложницу – египтянку Агарь. Согласно законам, которые мы можем подробно изучить из «Кодекса Хаммурапи», муж в случае бесплодия жены мог взять себе наложницу. Дети от наложницы считались законными наследниками, если роды проходили по заведенному обычаю - наложница должна была родить на колени жены. Так и случилось, первенцем Авраама стал Измаил. Бог обещал, что произведет от Измаила великий народ, но завет продолжит именно с сыном от Сарры.

На сотый год жизни к Аврааму у дубравы Мамре явились три странника, которые оказались ангелами Божьими и вестниками скорых родов Сарры. Христианская традиция видит в этих странниках триединого Бога. Так или иначе, Авраам с почетом принял мужей, но Сарра рассмеялась, узнав о скорых своих родах – «Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» (Быт. 18:11).

Все предзнаменования сбылись. У Авраама и Сарры родился Исаак. Далее, согласно Библии, между Саррой и Агарью начались ссоры, которые привели к изгнанию Агари и Измаила. Заблудившись в пустыне, мать и дитя могли умереть, но Бог повторил обещание произвести от Измаила великий народ и открыл Агари глаза на колодец с водой. Согласно преданию, от Измаила произошли арабы. Таким образом, евреи и арабы имеют единого и, что важно, признаваемого обоими народами предка – Авраама (Ибрагима в Коране).

Вопросы:

1) Раскройте значение завета с Богом для Авраама и еврейского народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: