Получение основных средств в счёт вклада в уставной капитал.




Оценка основных средств

Для правильного измерения суммы затрат, капитализированных в основные средства, а затем расчета начисляемой амортизации и налоговой базы по налогу на имущества необходимо руководствоваться требованиям нормативных актов, предъявляемым к оценке данных активов. ПБУ 6/01 предусмотрены три вида оценки основных средств:

· по первоначальной стоимости;

· восстановительной;

· остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость основных средств устанавливается в момент ввода объектов в эксплуатацию и равна сумме фактических затрат организации на их приобретение, сооружение или изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Структура первоначальной стоимости зависит от способа приобретения объекта, представленных в таблице1.


Направления поступления основных средств в организацию

 

 

       
 
   
 

 

 


Способ приобретения основных средств Порядок первоначальной оценки
Приобретение за плату у других лиц Суммы, уплачиваемые продавцу, а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования
Строительство Суммы, уплачиваемые организациями за выполнение работ по договорам строительного подряда и иным договорам
Получение в обмен на другое имущество Стоимость ценностей, переданных организацией или подлежащих передаче в обмен на основные средства, а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и привидение его в состояние, пригодное для использования
Внесение в счет вклада в уставный капитал Денежная оценка основных средств, согласованная участниками организации, а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования
Получение по договору дарения (безвозмездно) Текущая рыночная стоимость основных средств на дату их принятия к учету в качестве вложений во внеоборотные активы, а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и привидение его в состояние, пригодное для использования

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных стандартами по бухгалтерскому учету.

Согласно п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичное ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Восстановительная стоимость основных средств - это текущая рыночная стоимость имеющихся в организации основных средств на определенную дату.

Остаточная стоимость основных средств - это разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью объектов и суммой начисленной по ним амортизации.

В синтетическом и аналитическом учете основные средства учитываются по первоначальной (восстановительной) стоимости. В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости.

Синтетический учет объектов основных средств, принадлежащих организации на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления), ведется на счете 01 «Основные средства» и счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Счет 01 предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, эксплуатируемых самой организацией, а тоже тех объектов, которые находятся в запасе, на консервации, доверительном управлении. Сальдо по дебету счета показывает сумму первоначальной стоимости всех основных средств, имеющихся в организациях на начало и конец отчетного периода. Оборот по дебету счёта – это сумма основных средств по первоначальной стоимости, поступивших в организацию в текущем периоде, а оборот по кредиту – сумма выбывших объектов основных средств по различным причинам в указанном периоде.

На счете 03 ведется синтетический учет основных средств, специально приобретенных для извлечения дохода путем их передачи в лизинг (прокат).

Основные средства, переданные в аренду другим организациям, учитываются на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в аренду», а арендуемые самой организацией у других лиц – на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

3.2.1Учет поступления основных средств

Процесс движения основных средств в организации включает три стадии:

· поступление ОС в организацию;

· эксплуатация;

· выбытие.

На первой стадии производится принятие ОС к учету на основе первичных учетных документов и их стоимостная оценка.

3.2.1.1 Формирование первоначальной стоимости основных средств при их строительстве и покупке

Перечень фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств приводится в п.8 ПБУ 6/01 и в дальнейшем постоянно корректируется.

С введением гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» первоначальная стоимость ОС в налоговом и бухгалтерском учете формируется по - разному. Примерный перечень фактических затрат в составе первоначальной стоимости приведен в таблице:

  № п/п Составляющие первоначальной стоимости В бухгалтерском учете В целях налогообложения прибыли
  Суммы, уплаченные поставщику + +
  Суммы, уплаченные по договорам строительного порядка + +
  Сумма, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования + +
  Суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги + +
  Таможенные пошлины и таможенные сборы + +
  Невозмещаемые налоги и государственная пошлина + Не включается
  Вознаграждение посредническим организациям, через которые приобретен объект + +
  Расходы по страхованию имущества + Не включается
  Проценты по земным средствам, взятым на приобретение Включаются до принятия к учету Не включается
  Курсовые разницы, образовавшиеся по расходам, связанным с приобретением ОС. Включаются до принятия к учету Не включается

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, если они непосредственно не связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.

Все фактические расходы организации, связанные с приобретением (сооружением и изготовлением) основных средств, первоначально отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на соответствующих субсчетах:

· 08-3 «Строительство объектов основных средств»;

· 08-4 «Приобретение объектов основных средств».

Бухгалтерские записи по поступлению основных средств не требующих монтажа путем их покупки отражаются следующими записями:

№ п/п Наименование хозяйственных операций Корреспонденция счетов
  Оплачен счет поставщика Д-т-60; К-т 51
  На стоимость ОС, оприходованных на склад (без НДС) Д-т 08; К-т 60
  На сумму НДС, уплаченного при приобретении Д-т 19; К-т 60
  На сумму расходов по доставке (без НДС) Д-т 08; К-т 60, 69, 70, 71, 76
  На сумму НДС, уплаченного по доставке Д-т 19; К-т 60, 76
  При вводе в эксплуатацию Д-т 01, К-т 08
  Списание НДС, уплаченного по ОС производственного назначения Д-т 68, К-т 19

 

При приобретении объектов основных средств, требующих монтажа, должны быть учтены особенности технологического процесса капитального строительства. Если поставку оборудования, предназначенного для установки на строящемся объекте, осуществляет заказчик или организация ведет работы по монтажу хозяйственным способом, то стоимость такого оборудования формируется на счете 07 «Оборудование к установке». Счет основной, активный.

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:

Содержание хозяйственных операций Дебет Кредит
Принято на учет оборудование, требующее монтажа 0,7  
Отражен НДС по приобретенному оборудованию    
Оплачено поставщику за оборудование   51;52
Отражены заготовительно-складские расходы   10;70;69;26 и др.
Отражены услуги транспортной организации за доставку оборудования    
Отражена сумма НДС по транспортным услугам    
Оборудование передано в монтаж    
Принято на учет в качестве основных средств смонтированное оборудование    
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком объекта ОС и организациями по оказанным услугам    
Оплачены услуги по монтажу и доведению объектов до состояния, пригодного к эксплуатации 76;60  

Оборудование, полученное от заказчика для монтажа, подрядная строительная организация учитывает на забалансовом счете 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Аналитический учет данного оборудования строительная организация ведет по заказчикам и видам оборудования в оценке, установленной в документах заказчика.

Завезенное заказчиком на строительную площадку оборудование, подрядная строительная организация в бухгалтерском учете отражает следующим образом:

1. Д-т 005 – принято оборудование для монтажа;

2. Д-т 20, К-т 10; 70; 69 и др. – отражены затраты на монтаж полученного оборудования;

3. К-т 005 – списана с учета стоимость оборудования, переданного в монтаж.

Если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства оборудованием, требующим монтажа, осуществляет заказчик, то на основании ст. 745 ГК РФ обязанность по обеспечению строительства оборудованием несет подрядчик. Подрядчик учитывает стоимость приобретённого оборудования на отдельном субъекте счета 10 «Материалы».

3.2.1.2 Безвозмездное получение основных средств

В соответствии с п. 10 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признаться их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы с включением расходов на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования.

Согласно п.8 ПБУ 9/99 активы, полученные организацией безвозмездно, являются прочими доходами (поскольку имущество не приобреталось, а подарено).

В бухгалтерском учете рыночная стоимость безвозмездно полученного имущества отражается по дебету счету 08 «Вложение во внеоборотные активы», субъект 4 «Приобретение объектов ОС», и кредиту счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления».

Счет 08 используется как формирующий первоначальную стоимость ОС и НМА, а счет 98-для отражения дохода, который будет получен в будущем.

Безвозмездное поступление объектов основных средств отразится записями:

1. Д-т 08.4, К-т 98.2 – учтена рыночная стоимость безвозмездно полученных основных средств;

2. Д-т 08.4, К-т 76 (60) – отражены расходы по доставке и затраты по доведению объектов ОС до состояния, пригодного к эксплуатации;

3. Д-т 19, К-т 76 (60) – учтен НДС по расход, связанный с доставкой объекта и приведением в состояние, пригодное для использования.

Сформированная первоначальная стоимость основных средств на счете 08.4 списывается с кредита этого счёта в дебет счета 01 «Основные средства»:

4. Д-т 01, К-т 08.4 – объект ОС введен в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете стоимость безвозмездно полученного имущества отражается в составе доходов по мере отнесения стоимости полученного имущества на расходы

· по объектам основных средств или нематериальных активов – по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования;

· по иному имуществу – по мере списания на счета учета затрат при его использовании в производстве (продаже).

Таким образом, в месяце, следующим за месяцем принятия объекта к учету, по поступившему объекту начисляется амортизация и одновременно признается доход от безвозмездно поступивших основных средств:

5. Д-т 20, К-т 02 – начислена амортизация по безвозмездно поступившему объекту ОС;

6. Д-т 98.2, К-т 91.1 – отнесена на прочие доходы часть рыночной стоимости безвозмездно полученного объекта (в размере начисленной суммы амортизационных отчислений).

В налоговом учете: в целях исчисления налога на прибыль доходы организации в виде безвозмездно полученного имущества признаются внереализационными доходами (п.8 ст.250 НК РФ). При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости полученного имущества.

Датой получения внереализационного дохода признается дата подписания сторонами акта приемки – передачи имущества, т.е. в целях исчисления налога на прибыль организация признает внереализационный доход одновременно при его получении (п.п.1 п.4 ст. 271 НК РФ).

Таким образом, возникает временная разница между суммой дохода, признаваемого в целях бухгалтерского и налогового учета, на величину которой, согласно ПБУ 18/02, необходимо откорректировать текущий налог на прибыль (ТНП).

Получение основных средств в счёт вклада в уставной капитал.

В бухгалтерском учете расчеты с учредителями организации и по денежным и по имущественным вкладам отражаются с использованием счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

По дебету счета показывается задолженность учредителей перед обществом по вкладам в УК. По кредиту – сумма погашенной дебиторской задолженности, равная стоимости вкладов, фактически внесенных учредителями.

Образование задолженности учредителей по вкладам в УК отражается проводкой: Д-т 75.1, К-т 80

Первоначальной стоимостью объекта ОС, полученного в качестве вклада в уставной капитал, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, а также расходы, связанные с доставкой и приведением в состояние, пригодное для использования (п.п. 8;9;11 ПБУ 6/01).

Стоимость имущества, полученного в качестве вклада в уставной капитал, не учитывается в составе доходов организации - получателя (п.2 ПБУ 9/99) и отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08.4 «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 75.1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»: Д-т 08.4, К-т 75.1 – принят к учету объект ОС, полученный в качестве вклада в уставной капитал.

Первоначальная стоимость объекта ОС, введенного в эксплуатацию, списывается со счета 08 субсчет 08.4, в дебет счета 01 «Основные средства»: Д-т 01, К-т 08.4 – введен в эксплуатацию объект ОС, внесенный в качестве вклада в УК.

С месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, в бухгалтерском учете начисляется амортизация, которая учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств»: Д-т 20, К-т 02

При приеме основных средств в счет вклада в уставный капитал организация получает суммы НДС, восстановленные передающей стороной (п. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Сумма НДС, полученная от передающей стороны, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19.1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал» (Письмо Минфина России от 19.12.2006 №07-05-06/302, от 30.10.08 №07-05-06 / 262).

Указанную сумму НДС организация вправе принять к вычету при принятии к учету указанного объекта ОС (п. п. 1 п. 3 ст. 170; п.11 ст 171; п.8 ст. 172 НК РФ). Принятая к вычету сумма НДС по полученному объекту ОС отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19, субсчет 19.1: Д-т 68, К-т 19.1

Схема корреспонденции счетов по учету поступления объекта ОС, бывшего в эксплуатации, в счет вклада в УК:

Содержание операции Дебет Кредит Первичный документ
1.Отражена задолженность учредителей по взносам в уставный капитал 75-1   Учредительные документы
2. Отражена стоимость объекта ОС, полученного в качестве вклада в УК 08-4 75-1 Учредительные документы; акт приемки – передачи имущества
3. Отражены расходы организации по доставке ОС, их установке и регистрации 08-4 10,23,60,76 и др. Счета транспортной организации; требование – накладная; бухгалтерская справка- расчет и др.
4. Отражена сумма НДС, восстановленная учредителем при передаче объекта ОС 19-1   Учредительные документы; акт приемки - передачи имущества
5.Объект принят к учету в составе ОС   08-4 Акт о приемке – передаче объекта ОС, инвентарная карточка учета объекта ОС
6.Принята к вычету сумма НДС   19-1 Акт приемки- передачи имущества
7. Начислена амортизация по поступившему объекту     Бухгалтерская справка

 

Когда остаточная стоимость актива по данным передающей стороны равна нулю, принимающая сторона отражает операции, связанные с получением актива, следующими записями:

1. Д-т 08.4, К-т 75.1 - отражена согласованная стоимость ОС и фактические затраты по принятию объекта в счет вклада в уставный капитал.

2. Д-т 01, К-т 08.4 – введены в эксплуатацию основные средства, полученные в счет вклада в уставный капитал.

Для целей исчисления налога на прибыль имущество, внесенное учредителями в качестве вклада в уставный капитал, оценивается на момент перехода права собственности по его остаточной стоимости согласно данным учредителя. Для налоговой амортизации необходимо получить от учредителя документы, подтверждающие остаточную стоимость переданного имущества. При отсутствии такого документа налогоплательщику придется отразить в налоговом учете основное средство в нулевой оценке. Таким образом первоначальная стоимость объекта ОС в бухгалтерском учете может не совпадать с данными по налоговому учету. Несовпадение первоначальной стоимости объекта ОС в бухгалтерском и налоговом учете приводит к необходимости применения ПБУ 18/02.

3.3.1 Начисление и учет амортизации основных средств.

В виду того что объекты основных средств приобретаются организацией на длительный срок и имеют значительную стоимость, расходы, связанные с их приобретением, включаются в затраты производства частями посредством начисления амортизации.

Порядок и способы начисления амортизации объектов ОС регулируются ПБУ 6/01 и заключаются в следующем.

Начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта, либо до его списания с бухгалтерского учета.

Начисление амортизационных отчислений по объекту ОС прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта либо его списания с бухгалтерского учета.

Начисление амортизационных отчислений по объектам ОС производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете того периода, к которому относятся.

Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования объекта основных средств и не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3-х месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Организации могут самостоятельно определять срок полезного использования и способ начисления амортизации ОС, исходя из тех или иных условий.

В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии его к бухгалтерскому учету с учётом следующих данных:

· ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

· ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества рабочих смен в сутки), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

· нормативно-правовых и др. ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

Для отдельных групп основных средств срок их полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Срок полезного использования объекта ОС может быть пересмотрен, если в результате проведенной реконструкции или модернизации улучшаются (повышаются) технические характеристики функционирования объекта.

Для целей бухгалтерского учета ПБУ 6/01 устанавливает следующие способы начисления амортизации:

· линейный способ;

· способ уменьшаемого остатка;

· способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный организацией способ начисления амортизации применяется для каждого объекта основных средств или к группе однородных объектов в течение всего срока их полезного использования.

Метод начисления амортизации объектов ОС и принятый срок полезного использования отражаются в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Для погашения стоимости объектов ОС определяется общая годовая сумма амортизационных отчислений.

Порядок определения годовой суммы амортизационных отчислений при использовании того или иного способа начисления амортизации объектов ОС установлен нормами ПБУ 6/01.

При использовании линейного способа годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (группы объектов) по формуле:

АМОг = Fп(в) x Hа /100,

где АМОг –годовая сумма амортизационных отчислений, руб.

Fп(в) - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта ОС руб.(среднегодовая стоимость группы однородных объектов ОС)

Hа - годовая норма амортизации, %.

Линейный метод основан на том предположении, что функциональная полезность актива зависит от времени его использования и не меняется на протяжении срока службы и поэтому норма амортизации является постоянной.

При способе уменьшаемого остатка – годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией:

АМОг = Fо x Hа x K/100,

где Fо - остаточная стоимость объекта ОС на начало отчетного года;

Hа - норма амортизации,%;

K - коэффициент ускорения;

Увеличенная норма амортизации должна относится к остаточной стоимости основных средств в конце каждого года, кроме последнего года эксплуатации.

В последний год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений определяется вычитанием из остаточной стоимости объекта на начало последующего года его ликвидационной стоимости.

При использовании способа уменьшаемого остатка начисленная сумма амортизации с каждым годом уменьшается. Поэтому ежемесячные суммы амортизационных отчислений должны рассчитываться для каждого года отдельно.

Метод уменьшаемого остатка основан на том, что полезность и производительность объекта основных средств в начальные периоды использования значительно выше, чем в последующие. В связи с этим очевидно более целесообразно списывать большую сумму амортизационных отчислений в текущем отчетном году, чем в будущем.

При использовании способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта ОС и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта:

АМОг = Fп(в) x Tо/S S = T x (T + 1)/2,

где Fп(в) - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;

T - число лет предполагаемого срока службы объекта ОС;

Tо - оставшееся число лет эксплуатации;

S - сумма чисел лет срока полезного использования объекта;

Способ списания стоимости объектов ОС по сумме чисел лет срока полезного использования позволяет учесть процесс реальной эксплуатации основных средств по годам и быстрее накопить амортизационный фонд на их восстановление.

При использовании способа списания стоимости пропорционально объему продукции (выполненных работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (выполненных работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС:

АМОг = No x Fn/ N,

где No – объем продукции в отчетном периоде в натуральных единицах;

Fn - первоначальная стоимость объекта ОС;

N - объем продукции (работ) за весь срок использования.

При методе списания амортизационных отчислений пропорционально объему продукции (работ) предполагается, что функциональная полезность объекта зависит не от времени, а от результатов его использования.

В течение отчетного года начисление амортизации ОС производится ежемесячно независимо от применяемого способа в размере 1/12 начисленной годовой суммы амортизационных отчислений.

В соответствии с нормативными документами одной из основных задач бухгалтерского учета является предотвращение отрицательных результатов деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. В этом случае организации, прежде чем определить способ начисления амортизации по основным средствам, должны провести анализ эффективности каждого из четырех поименованных в ПБУ 6/01 способов и выявить оптимальный для использования.

В случае принятия объекта ОС к учету в течение отчетного года, годовой суммой амортизационных отчислений считается сумма, определенная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету, до отчетной даты годовой бухгалтерской отчетности.

Например: В апреле принят к учету объект с первоначальной стоимостью 60 тыс. руб., сроком полезного использования 4 года или 48 месяцев. Организация использует линейный способ начисления амортизационных отчислений. Годовая сумма амортизационных отчислений составит (60 000: 48) х 8 мес= 10 000 руб.

По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по ОС начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Например: О рганизация, осуществляющая речные перевозки грузов в течение 7 месяцев в году, приобрела объект ОС первоначальной стоимостью 200 тыс. руб. Срок полезного использования - 10 лет. Годовая норма амортизационных отчислений -10% (100%: 10 лет). Тогда годовая сумма амортизационных отчислений составит: АМОг = 200 х 0,1 = 20 тыс. руб. и начисление будет производится равномерно в течении 7 месяцев в размере 2857 руб./мес.(20 тыс. руб.: 7 месяцев)

Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в учете путем накопления этих сумм на отдельном счете.

Для обобщения информации о сумме амортизации объектов основных средств, накопленной за время их эксплуатации, предназначен контрарный – пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».

Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в учете по кредиту счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство продукции. Бухгалтерская запись имеет вид: Д-т 20; 23;26;08, К – т 02 – начислена амортизация основных средств, используемых соответственно в основном и вспомогательном производстве, для нужд управления и в капитальном строительстве.

При выбытии объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 в кредит счета 01 «Основные средства» (субсчет 01-2 «Выбытие основных средств»).

Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным объектом.

В случае если основные средства передаются другим обособленным подразделениям организации, выделенным на отдельный баланс (например филиалам) по договору доверительного управления имуществом, то на сумму начисленной амортизации производится запись по дебету счета 02 и кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Способ и порядок расчета суммы амортизации основных средств для целей налогообложения прибыли регламентируются ст. 259 НК РФ.

Метод начисления амортизации объектов ОС устанавливается организацией самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества

3.7.1 Учет выбытия основных средств

Согласно п.29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Причинами списания с баланса объекта основных средств при их выбытия могут быть:

· продажа основного средства;

· прекращение использования вследствие морального или физического износа;

· ликвидация в результате аварии, стихийного бедствия, иной чрезвычайной ситуации;

· передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;

· передача по договору мены, дарения;

· внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности;

· выявление недостачи и порчи активов при их инвентаризации;

· частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции;

· в иных случаях.

Списание основных средств проводится по решению специально созданной ликвидационной комиссии и оформляется актами на списание объектов ОС, утверждаемыми руководителем организации.

В этих целях могут быть использованы акты типовых форм: № ОС-4; № ОС-4а и № ОС – 4б – соответственно о списанию объекта ОС, автотранспортных средств и группы объектов ОС.

Данные об исключении объектов из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку аналитического учета объекта ОС (форма №ОС-6, инвентарную карточку группового учета объектов ОС (форма №ОС-6а) или в инвентарную книгу учета объектов ОС (форма № ОС-6б).

3.7.1.1 Отражение выбытия основных средств на счетах бухгалтерского учёта

Для учета выбытия объектов основных средств предусматривается использование к счету 01 «Основные средства» субсчета «Выбытие основных средств». По дебету субсчета показывается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего объекта, а по кредиту - сумма начисленной амортизации за период эксплуатации объекта.

Дебетовый остаток по счету, отражает сумму остаточной (недоамотризированной) стоимости выбывающего объекта ОС.

Списание объекта основных средств при его ликвидации отражается в учете следующими записями:

1. Д-т 01.в, К-т 01 – списана первоначальна стоимость ликвидируемого основного средства;

2. Д-т 02, К-т 0-1.в – списана сумма начисленной амортизации.

При списании основных средств организация несёт дополнительные расходы (например, затраты на демонтаж оборудования и конструкцией, вывоз мусора, услуги подрядчика) или может получать доходы в виде выручки от продажи материальных ценностей, относящихся к выбывшему объекту (запасных частей, металлолома, материалов).

На основании п.31 ПБУ 6/01 доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. Таким образом, по окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта переносится с кредита субсчета 01 «Выбытие основных средств» в дебет счета 91.2 «Прочие расходы» и отражается как понесенный расход, а полученные материальные ценности приходуются на счет 91.1 «Прочие доходы» и учитываются в составе дохода:

3. Д-т 91.2, К-т 01.в – учтена остаточная стоимость основного средства;

4. Д-т 91.2, К-т 23 (25, 26) 76 – списаны расходы, связанные с ликвидацией основных средств;

5. Д-т10, К-т 91.1 – оприходованы материалы (записанные части), полученные при демонтаже объекта.

Если выбытие объекта ОС происходит вследствие его продажи, то поступление денежных средств от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре (п.30 ПБУ 6/01), и отражается по кредиту счета 91.1 «Прочие доходы»:

6. Д-т 62, К-т 91.1 – отражена продажная стоимость объекта ОС в составе прочих доходов организации.

Согласно п.п.1 п.1. ст.146 НК РФ реализация ОС на территории РФ является объектом обложения НДС. В бухгалтерском учете на сумму начисленного НДС производится бухгалтерская запись:

7. Д-т 91.2, К-т 68 – начислен НДС с продажной стоимости объекта.

В конце месяца финансовый результат от продажи объекта зачисляется на счет прибылей и убытков:

8. Д-т 91.9, К-т 99 – отражена прибыль от продажи объекта.

В налоговом учете выручка от реализации объекта основных средств включается в состав доходов для целей налогообложения прибыли за вычетов остаточной стоимости объекта. Убыток от выбытия основного средства в результате продажи включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение оставшегося срока полезного использования этого имущества (п.3 СТ. 268 НК РФ).

3.7.1.2 Отражение выбытия основных средств при безвозмездной передаче

При совершении сделок по безвозмездной передаче имущества между коммерческими организациями существуют ограничения. Так, согласно ст. 575 ГК РФ безвозмездная передача и получение имущества на сумму более 5 МРОТ между коммерческими организациями запрещены. Поэтому безвозмездно передать объект ОС фирма может только физическим лицам, некоммерческим организациям или государственным учреждениям.

Порядок отражения в бухгалтерском учете безвозмездной передачи объекта ОС аналогичен порядку списания объектов с учета вследствие их морального или физического износа. Первоначальная (восстановительная) стоимость объекта и сумма начисленной амортизации списываются на счет 01 «Основные средства» субсчета «Выбытие основных средств», недоамотризированная стоимость переносится с субсчета 01 «Выбытие основ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: