Композиция книги «Числа», основные сюжеты и персонажи




 

Памятник древнееврейской литературы книга «Числа», как и остальные книги Пятикнижия Моисеева, композиционно представляет собой сплошной текст, разбитый на тридцать шесть глав. Но можно определить разделение книги на три основные части:

Первая часть – повествует о пребывании израильтян у Синая, об исчислении их, об обязанностях левитов и назореев, о второй Пасхе после исхода. Вторая часть – рассказывает о странствиях по пустыне от Синая к Кадешу и потом к равнинам Моава. Третья часть касается событий, происходивших в Заиорданье, в области Моава. Все три части включают ритуальные постановления[11].

Книга повествует о событиях, следующих за исходом евреев из Израиля. События в книге изложены в прямой последовательности, в хронологическом порядке. Числа – книга, в которой именно нарративно-эпическая хроника приобретает большее значение, чем в остальных книгах Торы[12].

Первая глава начинается фразой «и сказал Бог Моисею в первый день второго месяца во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов израилевых... поголовно от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их – ты и Аарон, с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный[13]». Далее следует полное перечисление всех мужей народа старше двадцати лет возрастом всех колен народа израилева. Подсчет выявил, что двенадцать колен состоят из 603500 мужей. По этим данным можно определить приблизительную численность всего народа евреев в 1-1,4 миллиона человек. В конце главы говорится: «и сказал Господь Моисею, говоря: только колена Левина не вноси в перепись, но поручи левитам скинию откровения и все принадлежности ее, и все, что при ней[14]». Приказ исчислить всех воинов предсказывает обретение земли в боях.

«Служение в Скинии», то есть непрестанная молитва и служба Всевышнему, долженствовала сделать для победы много больше, чем физическое участие. Именно от молитвы Моисея, сопровождаемой воздеванием рук, зависел исход войны между Израилем и Амаликом в книге Исхода, поэтому колену Левиина оставлена особая роль[15].

Во второй главе Бог устами Моисея устанавливает порядок постановки станов народа на ночлег: двенадцать станов колен устанавливаются вокруг главного стана левитов в середине лагеря. Это крайне важное повеление: каждый израильтянин должен точно знать свое место в ополчении Господнем, исполняя именно ту миссию, которая ему предназначена: «Сыны Израилевы должны становиться каждый в стане своем и каждый при своем знамени, по ополчениям своим…».[16]

Но, таким образом, колено Левиина властью Господней и словом Моисеевым ставится во главе народа Израиля. В родовом, патриархальном обществе евреев, выделяется замкнутая наследственная каста жречества.

В третьей главе Бог указывает Моисею: «отдай левитов Аарону и сыном его в распоряжение:... Аарону же и его сыном поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою, а если приступит кто посторонний, предан будет смерти[17]». И здесь же исчислено колено Левиина «мужеского пола от 1 месяца... всего 22000[18]». Обязанности людей колена Левиина распределены по работе при скинии собрания навечно – их религиозная служба становится наследственным долгом. Левиты отдаются в помощь Аарону, будучи одного с ним колена, а Аарон становится первосвященником народа. Недаром глава начинается словами: «Вот родословие Аарона и Моисея…» Аарон здесь назван первым, потому что именно ему должны прислуживать левиты, которые являются «элитой» народа – жречеством. Народ Израиля в этот период управляется посредством религии. Таким образом, левитам надлежит хранить все «сосуды» Скинии и «быть на страже». «Сосуды» Скинии — ковчег, менора, стол для хлебов предложения, курительный жертвенник — вмещают нисходящий свыше благодатный свет и освещают весь мир посредством Богослужения.[19]

Четвертая глава окончательно распределяет обязанности по службе скинии, закрепленные за родами колена Левиина наследственно: сыны Каафовы обязаны носить Святая Святых, причем перед этим Аарон и его сыны покрывают все предметы синим и пурпуром, чтобы никто не видел Святая Святых, а сыны Каафы забирают ее, чтобы нести на переходе. И только семейства Каафы не имеют права на переходе использовать ездовых животных, так как Господь заповедовал им нести Святая Святых на плечах. Семейства Гирсоновы должны носить и хранить покровы скинии, а сыны Мерарины переносят брусья и шесты скинии. В этой главе определен порядок исполнения обязанностей по службе храму при отправлении народа в путь.

Все это указывает на незыблемость духовной иерархии, установленной в обществе, и на недопустимость даже для избранных и призванных служителей претендовать на большее, чем им поручено.[20] Характерно, что любое установление Моисея освящается «волей Господа».

Пятая глава начинается с повеления Моисея: «Моисей повелел сынам израилевым выслать из стана всех прокаженных и всех, имеющих истечение, и всех, осквернившихся от мертвого[21]». Далее начинается перечисление заветов, по которым следует жить народу: «если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются в грехе своем... и возвратит сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили[22]». Один из наиболее серьезных конфликтов между людьми — это конфликт семейный, связанный с ревностью. Поэтому устанавливается порядок Божьего суда, в том случае, если есть подозрения в измене жены мужу: по обращению к священнику, тот обязан дать женщине выпить «горькой воды», и, если женщина виновна, то эта вода наложит на нее проклятие, если невиновна – то с ней ничего дурного не произойдет.

В шестой главе описываются правила, которым должны следовать принявшие обет назорейства. «Назорей» означает «освященный», «воздерживающийся». Дававший временный обет назорейства посвящал определенный период жизни важным, требующим самоотдачи делам во имя Бога и народа. В течение всего этого срока он считался «освященным», то есть отделенным от обыденной жизни, и должен был воздерживаться от соприкосновения с любой нечистотой[23]. Назорей обязуется не пить крепких напитков, не стричь волосы и не подходить к мертвому. Запрет стричь волосы, очевидно, обусловлен необходимостью выделения назореев из народа. По выполнении обета назорей обязан принести жертву богу и этим завершить исполнение обета.

Седьмая глава уделяет большое внимание вопросам культа и перечисляет обильные жертвы, которые каждый из родов должен приносить Господу.

В восьмой главе устанавливаются цензы на службу Господу в скинии собрания для колена Левиина: «от двадцати пяти лет и выше они должны вступать в службу для работ при скинии собрания, а в пятьдесят лет должны прекращать отправление работ и более не работать[24]».

В девятой главе Господь совершает чудо, чтобы направить путь евреев по пустыне: днем скинию покрывало облако, светящееся подобно огню ночью, которое указывало им, когда идти, а когда становиться станом на ночлег: «по указанию господню отправлялись в путь: следовали указанию Господню по повелению Господню, данному через Моисея[25]». И в десятой главе евреи отправляются в дальнейший путь, начинается второй год странствований от дня Исхода.

В одиннадцатой главе повествуется о том, как среди народа израилева появляются первые ропщущие против Моисея. Недовольство вспыхивало всякий раз, как только люди не могли мгновенно удовлетворить свои желания, в большинстве случаев — материального характера. Прошлое, которое было сопряжено с беспросветным рабством и угрозой смерти, представляется теперь неким подобием рая.

Так описывает эти события, и особенно последовавшее наказание, одиннадцатая глава: «Народ стал роптать вслух на Господа, и Господь услышал, и воспламенился гнев его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана[26]». Чтобы спасти народ от кары Господней «помолился Моисей Господу и утих огонь[27]». В этом моменте обнаруживается, что в чертах и свойствах Яхве остается что-то от образа стихии огня[28], пережиток «высшего» язычества – поклонения стихиям и светилам.

Народ роптал, ибо в пустыне не могли они есть мяса, которого было в достатке в Египте. И Господь вновь разгневался и пообещал их кормить мясом целый месяц, чтобы отвратно оно им стало – таково было наказание за недоверие Господу для всего народа.

В стане евреев появляются пророки Елдад и Модад, которые пророчествуют против Моисея. «И поднялся ветер от Господа и перенес от моря перепелов и набросал около стана на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И поразил Господь народ весьма великою язвою[29]». Единственным, кто смог спасти народ евреев от мора, оказался Моисей, что укрепило его право властвовать. Здесь видна другая стихийная метафора Яхве – ветер. И это никоим образом не просто ветер, но и проявление «духа» Яхве[30].

В двенадцатой главе раздоры в стане евреев продолжаются – Мариам и Аарон упрекают Моисея, за то, что в жены тот взял ефиоплянку: «и сказали [они] – одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли он и нам?»[31]. Но Моисей устроил Божий Суд: он, Аарон и Мариам вышли к скинии собрания, и тогда Господь снизошел к ней. Мариам покрылась язвами на семь дней и была изгнана из стана народа Израиля, так как запрещено им было общаться с оскверненными. Прокаженный подобен мертвому: прикосновение к нему оскверняет, его все сторонятся. Видимо, поэтому сам Аарон как первосвященник избежал подобной кары: иначе ему пришлось бы отстраниться от Богослужения.

Почему же их наказание было меньшим, ведь иные ропщущие были поглощены разверзнувшейся землей? Утверждение Мариам и Аарона касательно Господа: «Не говорил ли Он и нам?» — было истинным: ведь они были подлинными пророками! Лишь неведение о той наивысшей ступени пророчества, на которой стоял Моисей, побудило их говорить безрассудно.[32]

В тринадцатой главе в путешествии через пустыню наступает новый период: «И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им:... осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб... и какова земля, на которой он живет, хороша она или худа?»[33]. Возвратившиеся разведчики известили: «в ней [земле] подлинно течет молоко и мед,... но народ, живущий на земле той силен, и города укрепленные[34]». Среди еврейского народа начинается оживленный спор, идти ли воевать эту землю, или же отступить и искать другую. Противники войны заявляют: «не лучше ли вернуться в Египет, чем пасть от меча?» [35]. Но возражает Моисей: «только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется нам на съедение, защиты у них не стало, а с нами Господь[36]». Но в споре все же преобладают настроения, способствующие отказу от войны. Этот ропот был признан «решающим», определившим судьбу всего поколения, вышедшего из Египта. После стольких милостей и чудес люди не пожелали довериться Богу.

Развязка этого спора описана в четырнадцатой главе, где в него вступает Бог: «и сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать меня народ сей? И доколе будет он не верить мне при всех знамениях, которые делал я среди него?» [37]. После этого выносится пророчество о том, что все роптавшие падут в пустыне, за исключением невинных детей, а сыны их будут кочевать в пустыне в течение сорока лет и нести наказание за злодейство отцов. И вышли хананеи из земли своей на евреев, и были евреи разбиты ими и амаликитянами. В результате странствования евреев по пустыне продолжились, так как любая сила без Божьего содействия становится бессилием.[38]

В пятнадцатой главе приводятся подробные указания, как следует приносить жертвы в благодарность Господу после вхождения в новую землю. Также в этой главе приводится страшный пример судьбы нарушителя «божественных заповедей»: по указанию Моисея забит был камнями до смерти человек, собиравший дрова в священный день – субботу.

Шестнадцатая глава повествует о том, как «Корей... и Дафан и Авирон... восстали на Моисея и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей[39]». Бунт вызван недовольством против власти Моисея, уходом из благословенной земли и долгим блужданием по пустыне. Моисей предложил совершить им обряд Божьего суда, чтобы определить правого. И Господь явил знамение, разверзнув землю под станом бунтовщиков: «и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю[40]», а далее сожжены были те, кто пошел за предводителями бунта. Тем не менее, ропот продолжился, и Господь вынужден был поразить весь народ мором, который был остановлен только Моисеем. От мора умерло четырнадцать тысяч семьсот мужей.

В семнадцатой главе повелел Господь сложить все жезлы начальников родов в скинии собрания, а после исполнения указания явил чудо – заставил расцвести жезл наиболее угодного Богу Аарона. Так указывал Господь достойных править народом израилевым. Расцветший жезл — мертвое дерево, вновь обретающее жизнь,— может рассматриваться как центральный символ всей Библии. Ибо это — знак воскресения из мертвых и Мессии, и народа Божьего, и, наконец, души каждого человека[41]. Расцветший жезл Аарона должен был храниться в Скинии, дабы напоминать о свершившемся чуде, унимать ропот непокорных и утверждать незыблемость священства.

В восемнадцатой главе продолжается раздача указаний народу – была установлена обязательная выплата десятины в пользу скинии собрания, а в девятнадцатой главе указывается обряд очищения тех, кто осквернился прикосновением к мертвому.

В двадцатой главе неразумным евреям вновь явлено чудо – силой Господа Моисей открыл источник воды из скалы. В продолжение странствований израильтяне подходят к царству Едома, от которого вынуждены отступить, так как царь Едом отказался пропустить их сквозь свои земли и выступил с войском против евреев. Также еще одно бедствие постигает евреев – на горе Ор умер Аарон, его жезл и власть первосвященника передана его сыну Елиазару.

В двадцать первой главе ханаанский царь Азада вступает в сражение с израильтянами, а ропот еврейского народа против действий Моисея все усиливается и усиливается. Чтобы устранить ропщущих, на евреев силой Господа насланы ядовитые змеи. Царь аморрейский Симеон объявил о том, что не пропустит народ евреев сквозь свои земли, и выступил с отрядом воинов против народа Израиля, но Израиль его поразил мечом в открытой битве и взял во владение землю его. Так описывает эти события Библия: «и поразили они его и сынов его, и весь народ его, так, что ни одного не осталось, и овладели землею его[42]».

Двадцать вторая глава продолжает историю евреев, которые остановились станом против Иерихона. Валак, царь моавитян, послал послов к Валааму за помощью против нашествия евреев. Валаам слыл великим колдуном, чье проклятие действовало безотказно[43]. Мы не знаем, была ли возложена на Валаама миссия возвещать имя и волю Господа; однако в своем ответе послам он вполне определенно дает им понять, что именно от Господа получает все указания. Господь объявил Валааму, чтоб не проклинал тот народа Израилева, ибо люб тот народ Господу. Валаам отказался, но Валак отправил второе посольство с дарами. Тогда Господь объявил Валааму: «пойди с ними, но делай, что я буду говорить тебе[44]». Но когда Валаам отправился на войну, Ангел Господень отправился препятствовать ему, и трижды останавливал ослицу, на которой ехал Валаам, а после, когда разъяренный Валаам начал бить упрямую ослицу, явился ему и повторил наказ Господа следовать только Господним указаниям.

В двадцать третьей главе продолжается история Валаама: подчиняясь слову Господа, он при исполнении ритуалов благословляет народ евреев, что возмутило царя Валака. И в двадцать четвертой главе благословил Валаам евреев три раза с различных святых мест, на что Валак разгневался и решил изгнать Валаама, которого призвал для помощи. Валаам же в ответ сказал, что сгинет народ Валака, а также произнес много запутанных пророчеств о судьбе народа евреев и других народов мира.

В двадцать пятой главе повествование возвращается к судьбе народа Израиля. Повествуется о том, как «начал народ блудодействовать с дочерями Моава... и воспламенился гнев Господень на Израиля[45]». И повелел Господь Моисею взять всех начальников народа и повесить их в наказание за блуд. И когда исполнил Моисей поручение Господне, тогда утих гнев Господа.

В двадцать шестой главе начинается повесть о повторном исчислении народа Израиля, мужчин от двадцати лет возрастом и старше, тех, кто был годен для войны. И оказалось таких во всех коленах народа 601730. И указал Моисей разделить завоеванные земли среди родов, по численности каждого из родов.

Двадцать седьмая глава повествует о назначении Иисуса, сына Навина, одним из предводителей народа евреев. В двадцать восьмой и двадцать девятой главе повторно устанавливается порядок жертв, приносимых Господу, особенно на Пасху, а датой Пасхи установлен четырнадцатый день первого месяца.

В тридцатой главе Господь устанавливает правила о произносимых обетах и правилах их выполнения.

В тридцать первой главе Господь устами Моисея указал пойти войной на мадианитян. Велено было выделить по тысяче воинов из каждого колена народа, всего двенадцать тысяч воинов в поход. Далее Библия так повествует о событиях: «и пошли войной на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола... а жен мадиамских и детей их сыны израилевы взяли в плен, и весь скот их, все стада их и все имение их взяли в добычу, и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем[46]». Но прогневался Моисей на своих военачальников: «[для чего] вы оставили в живых всех женщин?... и так убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе убейте, а всех детей женского пола, которые не познали мужского ложа, оставьте в живых для себя[47]». Далее в главе описывается добыча, захваченная в этом походе.

В тридцать второй главе походы евреев продолжаются, колена Гада и Рувима отправились в поход за Иордан. В тридцать третьей главе повторяется описание всего пути народа евреев по пустыне.

Тридцать четвертая глава посвящена разделу земли Ханаанской, отданной Господом евреям. Указано, что землю делят первосвященник Елиазар и Иисус, сын Навин, а также по одному представителю от колена. А в тридцать пятой главе Господь указал левитам, служащим ему, выделить города, в числе сорока восьми с полями при них на две тысячи локтей вокруг. Так же установлено, что при наличии одного свидетеля, человек не может быть осужден на смерть - для этого нужно не меньше двух.

Тридцать шестая глава завершает книгу: «Сие суть есть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам израилевым на равнинах моавитских у Иордана против Иерихона[48]».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: