Сокращение выбросов автотранспорта, работающего на углеводородном топливе




Автомобильными двигателями выделяются в воздух городов более 95% оксида углерода, около 65% углеводородов и 30% оксидов азота. Расплачиваться за это приходится ухудшением здоровья людей как собственников автомобилей, так и пешеходов.

К сожалению, на фоне безудержного роста числа автомобилей в Беларуси, увеличивается доля подержанных, длительно эксплуатируемых, в частности иностранного производства. Проверки показывают, что каждый пятый автомобиль эксплуатируется с повышенной токсичностью или дымностью отработанных газов. В ряде городов содержание оксида углерода в воздухе над автомагистралями в 10-20 раз превышает предельно допустимую норму. По оценкам медиков и экологов, автотранспорт заметно сокращает среднюю продолжительность жизни населения.

В связи с вышеизложенным возникла острая необходимость в осуществлении таких мероприятий, которые позволили бы снизить выбросы автотранспорта или ослабить его негативное воздействие на качество среды обитания (табл. 13)

Таблица 13

Система мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом

Планировочно-градостроительные Технологические Санитарно-технические Административно-технические
Выделение скоростных дорог безостановочного движения и полос движения общественного транспорта Замена двигателя на более экономичный и менее токсичный Каталитический дожиг выхлопных газов Установка нормативов качества топлива
Замена топлива (улучшение качества, альтернативные виды топлива) Фильтрация твердых частиц Установление допустимых региональных нормативов выбросов
Организация пересечения улиц на разных уровнях Совершенствование рабочего процесса двигателя Установка трехступенчатых систем нейтрализации выхлопных газов Вывод из города транзитного транспорта  
Организация под (над) земных пешеходных переходов Расширение парка и использование муниципального электротранспорта (метро, трамвай, троллейбус) Вывод из города складских баз, терминалов
Озеленение примагистральных и свободных территорий

Планировочно-градостроительные мероприятия

Они включают специальные приемы застройки и озеленение автомагистралей, размещение жилой застройки по принципу зонирования (в первом эшелоне застройки – от магистрали – размещаются здания пониженной этажности, затем – дома повышенной этажности и в глубине застройки – детские и лечебно-оздоровительные учреждения. Тротуары, жилые, торговые и общественные здания изолируются от проезжей части улиц с напряженным движением многорядными древесно-кустарниковыми посадками). Важное значение имеет сооружение транспортных развязок, кольцевых дорог, использование подземного пространства для размещения гаражей и автостоянок.

Исследования показали, что в условиях города двигатель автомобиля работает 30% времени на холостом ходу, 30–40% с постоянной нагрузкой, 20–25% в режиме разгона и 10–15% в режиме торможения. При этом на холостом ходу автомобиль выбрасывает 5-7% оксида углерода к объему всего выхлопа, а в процессе движения с постоянной нагрузкой – только 1–2,5%. Следовательно, наибольший выброс выхлопных газов имеет место при задержках машин у светофоров, при стоянке с невыключенным двигателем в ожидании зеленого света, при трогании с места и форсировании работы мотора. Поэтому в целях снижения выбросов необходимо устранить препятствия на пути свободного движения потока автомашин. В частности, сооружают специальные автомагистрали, не пересекающиеся на одном уровне с движением машин или пешеходов, специальные переходы для пешеходов на всех пунктах скопления машин, а также эстакады или тоннели для разгрузки перекрывающихся потоков транспорта.

В настоящее время все более активно внедряются автоматизированные системы управления (АСУ) городским транспортом.

Еще одно немаловажное обстоятельство. Экономичным может считаться такое транспортное средство, которое способно перевозить груз больше собственной массы. На практике же этому требованию удовлетворяют лишь велосипед и легкие мотоциклы (мопеды), остальные машины в основном возят сами себя. Недопустимо, что в городских и без того экологически тяжелых условиях автомобильный транспорт используется крайне неэффективно из-за низкого коэффициента его загрузки. Очевидно, что повышение коэффициента загрузки транспортных средств является реальной возможностью улучшения экологического состояния автомагистралей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: