Спасатели должны их надеть до начала проведения мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫКАТАСТРОФ

«ЗАЩИТА»

ПРИЕМЫОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ПОСТРАДАВШИМ

В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОИСШЕСТВИЯХ

 

Учебное пособие

Для сотрудников служб,

Участвующих в ликвидации последствий

Дорожно-транспортных происшествий

 

Москва 2008

УДК 614.8:656.1

ББК 51.1(2)2

П75

Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях:

Учебное пособие для сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Под ред. С.Ф.Гончарова. М.: ФГУ «ВЦМК «Защита», 2008. 74 с.

Авторы: Л.В.Борисенко, А.ВАкиньшин В.А.Власенко, К.В.Науменко, В.Э.Шабанов

Под редакцией члена-корреспондента РАМН С.Ф.Гончарова

В учебном пособии изложены основные особенности характера повреждений у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Представлены организация и последовательность про­ведения мероприятий первой медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП.

С использованием иллюстративного материала описаны приемы оказания первой медицинской по­мощи: безопасное извлечение пострадавшего из автомобиля, устранение асфиксии, реанимационные мероприятия, временная остановка кровотечения, иммобилизация при переломах, наложение повязок, способы переноски и транспортировки пострадавших и др.

Учебное пособие разработано в соответствии с существующей программой подготовки сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи.

Учебное пособие может быть использовано и при обучении водителей приемам оказания первой медицинской помощи

 

 

ISBN 5-93064-110-2

 

© ФГУ «Всероссийский центр

медицины катастроф «Защита», 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  
Характер повреждений при дорожно-транспортных происшествиях  
Порядок действий сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий  
Приемы извлечения пострадавших из автомобиля  
Способы переноски и транспортировки пострадавших  
Определение и мероприятия первой медицинской помощи  
Кровотечения и методы их остановки  
Способы иммобилизации при переломах  
Способы наложения повязок при повреждениях  
Реанимационные мероприятия и устранение удушья  
Первая медицинская помощь при термических поражениях (ожоги, отморожения и переохлаждение)  
Синдром длительного сдавливания  
Приложения  
Приложение I. Состав аптечки первой медицинской помощи (автомобильной) для легкового и грузового автотранспорта (до 5 пассажиров)  
Приложение I. Состав аптечки первой медицинской помощи (автомобильной) для легкового и грузового автотранспорта (до 5 пассажиров)  
Приложение И. Состав медицинской укладки автомашины дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях  
Приложение III. Состав медицинской укладки стационарного поста дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях    

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» выполнено в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100.

Дорожно-транспортные травмы занимают первое место среди причин смерти от механических повреждений и являются одной из основных причин инвалидности граждан трудоспособного возраста.

Травмы, полученные участниками движения в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), характеризуются особой тяжестью и разнообразием. Часто встречаются различные комбинации повреждений головы, груди, живота, таза, позвоночника и конечностей.

Жизнь и здоровье пострадавших часто зависят от своевременных и грамотных действий тех, кто оказался рядом: сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, водителей проезжающих мимо автомобилей, прохожих.

Существенную помощь пострадавшим могут оказать сотрудники ГИБДД, прибывающие для ликвидации последствий ДТП раньше бригад скорой медицинской помощи. Объем и характер помощи на месте происшествия зависит от уровня подготовки лиц, оказывающих эту помощь.

Бригады скорой медицинской помощи прибывают к месту происшествия через 15—20 мин, а в условиях крупных городов-мегаполисов в часы «пик» это время составляет более 1 ч. В этот период наступают необратимые изменения в организме пострадавшего от кровопотери, асфиксии и других патологических состояний.

Около 50% пострадавших в ДТП умирают до прибытия бригады скорой медицинской помощи, а исход последующего лечения оставшихся в живых во многом зависит от своевременности и адекватности оказания первой медицинской помощи. Поэтому овладение приемами оказания первой медицинской помощи сотрудниками служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, и грамотное применение этих приемов на месте происшествия представляется чрезвычайно важным.

Важнейшим условием обучения сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП является обеспечение их учебными пособиями, максимально отвечающими современно­му уровню знаний в этой области.

Сотрудники служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, должны владеть следующими основными практическими навыками:

• извлечение пострадавших из транспортного средства;

• владение приемами переноски и транспортировки пострадавших;

• придание пострадавшему оптимального положения в зависимости от повреждения;

• оценка степени нарушения жизненно важных функций: сознания, дыхания, кровообращения;

• восстановление проходимости верхних дыхательных путей;

• проведение искусственной вентиляции легких методами: «рот—салфетка—нос»; «рот—устройство - рот», с помощью воздуховода, ларингеальной трубки, мешка типа Амбу;

• проведение закрытого массажа сердца;

• оценка эффективности сердечно-легочной реанимации;

определение вида кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное);

• остановка кровотечения различными способами: наложение жгута, пальцевое прижатие, тугое бинтование;

• иммобилизация конечностей табельными шинами и подручными средствами, наложение шейного воротника-шины:

• наложение повязок;

• наложение герметизирующей повязки на грудную клетку при открытом пневмотораксе;

• местное охлаждение области повреждения;

• оказание первой медицинской помощи при термических ожогах;

• применение термоизолирующих повязок при отморожениях;

• применение средств и устройств, находящихся в аптечке первой медицинской помощи (автомобильной) и медицинских укладках* автомашины и стационарного поста дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России.

Всем этим вопросам и посвящено предлагаемое пособие.

В последнее десятилетие человечество столкнулось с различными инфекционными заболеваниями, передаю­щимися от человека к человеку, такими как ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты А, В, С, D и Е, туберкулез, сифилис и др.

В условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе и в ДТП, при дефиците времени, неизвестности личности пострадавших, а также состояния их здоровья сами спасатели подвергаются высокому риску заражения различными инфекционными заболеваниями при проведении спасательных мероприятий и контакте с биологическими жидкостями организма пострадавших (кровь, слюна, слизь, рвотные массы, секрет носоротовой полости и т.д.)

(Далее — укладки)

Поэтому при проведении мероприятий первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП спасатель должен обезопасить себя от возможного случайного заражения инфекционными заболеваниями при контакте с пострадавшим.

Для обеспечения безопасности спасателей при проведе­нии спасательных мероприятий в состав укладки входят:

• перчатки смотровые;

• защитная маска для лица.

Спасатели должны их надеть до начала проведения мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

 

  1. Характер повреждений при дорожно-транспортных происшествиях

 

При дорожно-транспортном происшествии человек получает повреждения при столкновении автомобилей между собой, выпадении из движущегося автомобиля, переезде тела колесами автомобиля, сдавливании тела между частями автомобиля и другими предметами или преградами, при столкновении движущегося автомобиля с неподвижным препятствием и др.

Наиболее распространенными (44,9—48,6%) видами ДТП в городах являются наезды транспортных средств на пешеходов (рис. 1).

Именно пешеходы занимают лидирующее место среди по­гибших (39% от общего числа погибших), а доля раненых пе­шеходов составляет 30,3% от всех получивших ранения в ДТП.

Водители, пострадавшие в ДТП, составляют треть всех пострадавших и примерно столько же от числа погибших (31,2%) и раненых (30,8%).

Рис. 1. Механизм возникновения травмы при наезде автомобиля на пешехода

 

Значительный удельный вес среди всех категорий участников дорожного движения, пострадавших в ДТП, прихо­дится на долю пассажиров (35,9%); они составляют 27,7% от общего числа погибших и 36,8% от числа раненых.


 

Количество ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет на­ходится на уровне 25—26 тыс. в год. При этом более 1 тыс. детей погибают и около 25 тыс. получают ранения. Свыше половины (51,4%) всех пострадавших в ДТП детей участвуют в дорожном движении в качестве пешеходов.

Особой тяжестью последствий характеризуются ДТП, связанные со столкновением автомобиля с железнодорожным транспор­том на железнодорожных переездах, так как в них погибают примерно 20% всех пострадавших и около 70% получают ранения.

В догоспитальном периоде у пострадавших в ДТП крайне тяжелые повреждения диагностируются в 11,2% случаев, тяжелые — до 37, средней тяжести — до 45, легкие — в 26% случаев. До 65% пострадавших нуждаются в проведении неотложных реанимационно-анестезиологических мероприятий.

Дорожно-транспортные травмы часто носят множественный или сочетанный характер, что увеличивает угрозу смертельных исходов. На месте происшествия состояние пострадавших почти в 40% случаев рассматривается как тяжелое.

При дорожно-транспортном происшествии наблюдаются повреждения различного характера, локализации и тяжести.

В структуре травматических повреждений значительное место занимают наиболее опасные для жизни черепно-мозговые травмы (ЧМТ) — 14,2%; травмы кровеносных сосудов — 13,0%. Достаточно часто (32,0%) наблюдаются повреждения опорно-двигательного аппарата: переломы позвоночника, переломы костей верхних, нижних конечностей, вывихи, растяжения капсульно-связочного аппарата суставов, травмы мышц и сухожилий. Травматические ампутации конечностей составляют 0,5%, а травмы органов грудной и брюшной полостей — 0,9%. Поверхностные травмы отмечаются в 32,6% случаев.

При ранении мягких тканей головы нередко возникает обильное кровотечение. Первая помощь заключается в немедленном прижатии кровоточащей раны освобожденным от упаковки бинтом, удержании его в таком положении в течение 5—10 мин до остановки кровотечения и фиксации его вторым бинтом

 

 

Рис. 2. Первая помощь при ранении мягких тканей головы

 

Если в ране видны отломки костей черепа или вещество головного мозга, то прижимать бинт (салфетку) не следует. Рану необходимо закрыть стерильной салфеткой.

Черепно-мозговая травма чаще всего проявляется в виде сотрясения, ушиба и сдавливания головного мозга.

Сотрясение головного мозга характеризуется потерей сознания, которая может быть кратковременной (в течение нескольких секунд), но иногда может продолжаться до 30 мин. При сотрясении головного мозга, после восстановления сознания у пострадавших возникает головная боль, потеря памяти на события, предшествующие травме и периода травмы, недооценка тяжести своего состояния, тошнота, рвота, головокружение. Все эти признаки могут проявляться как вместе, так и по отдельности

Ушиб головного мозга — тяжелая форма черепно-мозговой травмы. Утрата сознания продолжается от нескольких минут до 1—2 ч, происходит кратковременное нарушение речи. При тяжелой форме присоединяется снижение реакции зрачка на свет, нарушение дыхания и кровообращения.

Сдавливание мозга наиболее часто обусловлено кровоизлиянием в ткань мозга, отломками костей свода черепа. У таких пострадавших наблюдаются судорожные припадки, разная величина зрачков, развитие параличей конечностей. При бессознательном состоянии пострадавшему необходимо создать максимальный покой, придать устойчивое положение, вызвать бригаду скорой медицинской помощи (рис.3). Важно отметить наличие такого опасного и коварного симптома, как «светлый промежуток», когда симптомы отсутствуют и больной не оценивает адекватно свое состояние, отказывается от госпитализации.


Рис. 3. Устойчивое положение пострадавшего при бессознательном состоянии

 

 

При ДТП часто возникают так называемые открытые повреждения — раны и ссадины.

Раны — это нарушение кожных покровов и слизистых оболочек, которые, как правило, сопровождаются повреждением глубжележащих тканей (мышц, сухожилий и т.д.).

Ссадины — повреждения, локализующиеся только в пределах кожи.

Рана имеет следующие признаки: зияние, кровотечение, боль. Интенсивность боли, также как и зияние раны, зависят от глубины и характера повреждения. Кровотечение, его интенсивность и объем кровопотери зависят от характера повреждения, диаметра поврежденного сосуда и его вида (артерия или вена).

Артериальное кровотечение, даже непродолжительное, может привести к большой кровопотере и представляет серьезную угрозу для жизни пострадавшего.

Повреждения опорно-двигательного аппарата проявляются ушибами мягких тканей и переломами костей верхних и нижних конечностей, таза, позвоночника. Наиболее опасны переломы позвоночника, особенно в его шейном отделе. В этих случаях пострадавший неподвижно сидит, опираясь руками о сиденье, из-за боли избегает движений головой.

При подозрении на переломы костей конечностей следует убедиться в наличии их повреждения: попросить пострадавшего сделать несколько активных движений поврежденной конечностью (сгибание, разгибание). Невозможность этих действий обычно свидетельствует о серьезном повреждении костей (вывихи, переломы), так как при более легких повреждениях (ушибы, надрывы связок) активные движения возможны, хотя и болезненны. Если во время активных движений или при попытке к ним обнаруживается видимая глазом деформация конечности, то это явно указывает на наличие перелома.

Повреждения груди могут быть различной тяжести — от легких, таких как ушибы, закрытые переломы ребер, до тяжелых, приводящих к смерти — отрывы сердца, главных бронхов, легких и т.д. В результате травмы рулем автомобиля у водителей часто происходят переломы ребер. Места переломов определяются при прощупывании ребер по их ходу от грудины до позвоночника, а также при осторожном сдавливании грудной клетки. Выявление резкой болезненности на ограниченном участке ребра свидетельствует о переломе ребра. На это указывает также и отставание соответствующей половины грудной клетки при дыхании.

Характерной травмой для водителей является также перелом грудины, который возникает вследствие прямого воздействия руля автомобиля на грудину. Перелом грудины характеризуется сильными болями в области перелома, на­личием подкожного кровоизлияния и деформации грудины в виде «ступеньки».

Повреждения органов живота при ДТП бывают открытые и закрытые, с повреждениями внутренних органов и без них. Боль — самый частый симптом при повреждениях органов живота, она постоянна, усиливается при попытках переме­нить положение тела. У пострадавшего с закрытой травмой органов живота пульс частый, нередко нитевидный, его трудно сосчитать. Живот резко болезненный, подвздутый, передняя брюшная стенка напряжена, живот «как доска». При внутреннем кровотечении отмечается выраженная бледность кожных покровов и слизистых оболочек, холодный липкий пот, частый нитевидный пульс (свыше 100 уд./мин). При открытой травме живота в ране определяются петли кишечника, большой сальник, выделение жидкости типа крови, желчи, кишечного содержимого, мочи и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: