ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ




КОНЦЕПЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

(в редакции от 18 ноября 2019 года)

1. Общие положения

 

Концепция информационно-коммуникационной деятельности по профилактике наркомании в Удмуртской Республике (далее - Концепция) является системой взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления деятельности по профилактике наркомании в Удмуртской Республике.

Концепция призвана придать системный характер информационной работе по сопровождению мероприятий по профилактике наркомании, проводимых в Удмуртской Республике, обеспечить эффективное использование выделяемых на эти цели ресурсов, а также раскрыть и реализовать потенциал различных социальных институтов общества в сфере информационного противодействия наркомании.

Субъектами (участниками) реализации Концепции являются:

- территориальные управления федеральных органов исполнительной власти, руководители которых являются членами Антинаркотической комиссии Удмуртской Республики;

- органы исполнительной власти Удмуртской Республики;

- органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, образовательные организации, медицинские учреждения, учреждения культуры;

- печатные и электронные средства массовой информации, разных форм собственности;

- институты гражданского общества, социально ориентированные общественные движения и организации, религиозные структуры, социально активные граждане.

В целях эффективной реализации Концепции ее участниками проводится активная информационно-коммуникационная деятельность, вырабатываются различные подходы к работе с целевыми аудиториями и изучается передовой опыт работы в этой сфере других субъектов Российской Федерации.

Предусмотренное Концепцией информационное сопровождение деятельности по профилактике наркомании иная информационно-коммуникационная деятельность в области противодействия незаконному обороту наркотиков осуществляется на плановой основе.

В ходе реализации системы комплексных мер воздействия определяются группы населения. Работа с целевыми группами ведется с помощью различных средств и каналов массового и индивидуального информирования и обучения.

 

2. Основные цели и задачи Концепции

 

Цели информационно-коммуникационной деятельности по профилактике наркомании и информационного сопровождения деятельности субъектов профилактики в Удмуртской Республике:

- снижение спроса на наркотики;

- мотивация к отказу от употребления психоактивных веществ;

- формирование идеологии здорового образа жизни.

- побуждение к принятию новых, полезных моделей поведения.

Задачи, решаемые при реализации Концепции:

- формирование единой информационной политики в сфере профилактики наркомании на территории Удмуртской Республики;

- формирование у жителей Удмуртской Республики (с учетом их возраста и особенностей индивидуального восприятия информации) антинаркотического мировоззрения, атмосферы нетерпимости к незаконному обороту наркотикотических средств и психоактивных веществ;

- создание медиасреды, способствующей привлечению наркопотребителей и их окружения к участию в программах профилактики наркомании, реабилитации наркопотребителей и их ресоциализации;

- консолидация финансовых средств всех участников, задействованных в реализации положений Концепции для реализации поставленных целей и задач;

- экспертная оценка эффективности проводимой информационно-профилактической работы.

 

3. Принципы информационного сопровождения деятельности

по профилактике наркомании

 

В основу Концепции положены следующие принципы:

- эффективность – нацеленность на конечный результат и достижение поставленных целей всеми участниками процесса (субъектами реализации Концепции);

- системность - разработка и проведение информационных кампаний на основе системного анализа (ежегодно проводимого мониторинга) наркоситуации в Удмуртской Республике;

- комплексность - согласованное взаимодействие заинтересованных органов и организаций, представляющих субъектаов реализации Концепции по разработке тематической продукции;

- плановость и непрерывность - единство методик проведения информационных кампаний в интересах обеспечения деятельности по профилактике наркомании;

- дифференцированный подход - ориентация информационной кампании с учетом потребностей целевых аудиторий (возрастных, социальных, образовательных и т.д.);

- доступность и доходчивость - использование понятных для восприятия широкими слоями населения инструментов, формулировок, социальных посылов;

- современность - разработка информационных антинаркотических продуктов на основе современных апробированных методов воздействия на целевую аудиторию;

- гибкость - своевременная корректировка и совершенствование информационно-профилактической работы, организация и проведение информационных кампаний с учетом имеющихся реальных возможностей для реализации различных видов информационного воздействия.

 

4. Основные направления Концепции

 

Информационное сопровождение включает в себя ряд направлений:

4.1. Антинаркотическое просвещение населения с использованием средств массовой информации, Интернета (социальных сетей), в том числе по таким направлениям, как:

-совершенствование системы раннего выявления потребителей наркотиков, прежде всего несовершеннолетних (механизмов тестирования обучающихся);

-повышения эффективности деятельности субъектов системы профилактики по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, связанных с немедицинским потреблениям наркотических средств и психотропных веществ;

-регулярное освещение в социальных сетях, в электронных и печатных СМИ на республиканском и муниципальном уровнях наиболее успешных проектов в сфере профилактической и реабилитационной работы;

- системное мотивационное воздействие на наркопотребителей для прохождения процедур медицинской и социальной реабилитации.

4.2. Социальная реклама – использования в профилактических целях всех доступных и приемлемых форм антинаркотической социальной рекламы;

4.3. Образовательное обучение – в первую очередь представителей субъектов реализации Концепции формам и методам информационной антинаркотической работы, втом числе по таким направлениям, как пропаганда:

- профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики наркомании и комплексной реабилитации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача;

- профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц, прошедших этап медицинской реабилитации и ресоциализации с использованием очных, заочных и дистанционных форм обучения.

4.4. Поддержка субъектов антинаркотической профилактической работы, в том числе путем:

- организации и проведения конкурсных (грантовых) мероприятий среди субъектов реализации Концепции;

- организации сети центров профилактики, психолого-педагогической реабилитации и коррекции поведения несовершеннолетних;

- оказания содействия добровольческим (волонтерским) движениям, проводящим среди населения первичную профилактику наркопотребления.

5. Средства реализации Концепции

 

Основные направления информационного сопровождения деятельности по профилактике наркомании реализуются в различных формах.

а) путем изготовления информационных продуктов, подготовленных с использованием активных средств воздействия, к которым можно отнести:

- тематические страницы в социальных сетях;

- теле и радиопрограммы антинаркотической направленности;

- экспертные материалы, оценки в электронных и печатных СМИ;

- полиграфическая и книгоиздательская продукция;

-социальная реклама (аудио- и видеоролики, щитовая (баннерная) реклама, растяжки, штендеры, интернет-баннеры, реклама на электронных табло, реклама на презентационной продукции, текстовые сообщения операторов сотовой связи, иные формы);

- иные средства создания информационных продуктов.

 

б) путем реализации проектов антинаркотической направленности с участием широкого круга представителей социально ориентированных общественных движений и религиозных организаций, в том числе в виде:

- проведения форумов, конференций, семинаров по профилактике наркомании для специалистов в области образования, здравоохранения, социальной работы, журналистики, рекламы;

- массовых публичных мероприятий информационной направленности для целевых аудиторий;

- целевых акций в районах (организациях) со сложной наркоситуацией.

 

6. Целевые группы воздействия

 

Информационные кампании разрабатываются с учетом особенностей восприятия информации следующими целевыми группами:

группа 1 - дошкольники (до 7 лет);

группа 2 - дети младшего школьного возраста (7 - 11 лет);

группа 3 - подростки (12 - 17 лет, в том числе несовершеннолетние группы риска.);

группа 4 - молодежь (18 - 34 года);

группа 5 - средний и старший возраст (35 лет и старше);

группа 6 – семья;

группа 7 – реабилитанты (проходящие, как медицинскую, так и социальную реабилитацию).

 

Дошкольники (до 7 лет)

 

Данная возрастная группа отличается следующими психологическими особенностями развития:

- низкий уровень самосознания;

- недостаточная критичность в оценке информации;

- ориентация на мнение взрослых.

Цель информационно-профилактических мероприятий - создание близких детскому возрасту образов (из мультфильмов, детских сказок, песен), которые вызывают симпатию и сопереживание, способных подводить детей к осознанию вреда употребления самого широкого спектра психоактивных веществ. Превалирующие каналы подачи информации: прямое общение с взрослыми носителями информации, специализированные детские теле/радио программы и иллюстрированные печатные издания.

 

 

Дети младшего школьного возраста (7 - 11 лет)

 

Этот возраст характеризуется началом личностного роста и формирования ценностных ориентаций. Цель информационно-профилактических мероприятий - воспитание у детей младшего школьного возраста общей культуры здоровья на основе понимания совершенности и уникальности человеческого организма. Превалирующие каналы подачи информации: прямое общение с взрослыми носителями информации, специализированные детские теле/радиопрограммы и иллюстрированные печатные издания, средства социальной рекламы.

 

Подростки (12 - 17 лет, в том числе несовершеннолетние группы риска)

 

Подростковый возраст, являясь возрастом выработки собственных оценок и ценностей, характеризуется ориентацией на мнение авторитетных для подростка личностей. Цель информационно-профилактических мероприятий - формирование навыков отказа от употребления психоактивных веществ через развитие положительных личностных качеств и социальных навыков, а также демонстрация примеров осознанного выбора в пользу здорового образа жизни авторитетных в среде подростков лиц. Превалирующие каналы подачи информации: Интернет (социальные сети), лидеры общественного мнения, слоганы, средства социальной рекламы, публичные мероприятий информационной направленности, теле/радиопрограммы, художественные и документальные фильмы, печатные издания.

Несовершеннолетние «группы риска» это дети, которые подвергаются риску из-за отсутствия нормальных условий для их полноценного развития, а также особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения:

- дети из неблагополучных семей;

- учащиеся с проблемами в обучении и развитии не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;

-несовершеннолетние (подростки), замеченные в употреблениии психоактивных веществ;

-учащиеся допускающие систематические пропуски занятий без уважительных причин;

-несовершеннолетние бросившие школу, занимающиеся бродяжничеством;

-подростки с поведением, отклоняющимися от правовых и нравственных норм;

-дети, подверженные жестокому обращению и насилию;

-социальные сироты.

Цель информационно-профилактических мероприятий - акцентирование внимания взрослых на необходимости проведения адресной социальной работы. Превалирующие каналы подачи информации: индивидуальная работа.

 

Молодежь (18 - 34 года)

 

Молодежь характеризуется активной социализацией и руководствуется такими ценностями, как профессиональное образование, работа, карьера, создание семьи и рождение здоровых детей. Цель информационно-профилактических мероприятий - формирование понимания того, что необходимо принимать на себя ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь будущих детей, за их здоровье, благополучие и социальную среду. Превалирующие каналы подачи информации: Интернет (социальные сети), теле/радиопрограммы, средства социальной рекламы, публичные мероприятий информационной направленности.

 

Средний и старший возраст (35 лет и старше)

 

Эта возрастная группа несет основную функцию по воспитанию подрастающего поколения, передаче семейных традиций и жизненного опыта. В эту же группу входит основная масса наркобольных. Цель информационно-профилактических мероприятий - акцентирование внимания взрослых на необходимости оказания социальной, в т.ч. эмоционально-психологической поддержки детям, а также на ответственности за формирование у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни. Использование примеров и личного опыты в целях недопущения негативных последствий и пагубного влияния наркотиков. Превалирующие каналы подачи информации: непосредственные личные встречи, комментарии экспертов, специалистов (наркологов) теле/радиопрограммы, средства социальной рекламы, художественные и документальные фильмы, печатные издания, Интернет.

 

Семья

 

Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к наркотикам. Гармоничное воспитание в семье способно сформировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом достигнутых побед и самоуважения. Цель информационно-профилактических мероприятий - обеспечение родителей и детей информацией по проблемам, связанным с губительными последствиями распространения наркотиков среди подростков и молодежи, формирование здорового образа жизни в семье, уважительного отношения к личности ребенка с учетом его возраста, потребностей и интересов.

Превалирующие каналы подачи информации: Интернет(социальные сети) средства социальной рекламы, художественные и документальные фильмы, печатные издания.

 

Реабилитанты

 

Наркопотребители и их окружение мотивируются к участию в прохождении комплексной реабилитации и ресоциализации.

Цель информационных мероприятий - через имеющиеся медиа-инструменты мотивировать наркопотребителей на прохождение полных курсов реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Работу следует проводить с учетом национальных традиций, вероисповедания, международного опыта.

Превалирующие каналы подачи информации: индивидуальные беседы, средства социальной рекламы, теле/радиопрограммы, Интернет, художественные и документальные фильмы.

 

7. Механизм реализации Концепции

 

К механизмам реализации Концепции относятся:

- программно-целевой метод организации информационных мероприятий с четким определением целей и задач, комплексом соответствующих мер по их реализации и контролем практических результатов;

- проектная деятельность с постановкой конкретных целей и задач по работе с определенной возрастной группой с учетом психологических особенностей развития.

 

Реализация Концепции осуществляется путем:

 

1) регулярного освещения мероприятий по реализации на территории Удмуртской республики Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации с основными показателями статистики, проблемными материалами, адресами передового опыта;

2) информационного сопровождения мероприятий по реализации на территории Удмуртской Республики, решений Государственного антинаркотического комитета;

3) освещения в средствах массовой информации деятельности государственных органов Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике (антинаркотических комиссий) по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни;

4) создания, редактирования и сопровождения открытых информационных ресурсов (разделов, интернет-сервисов, интернет-каналов, интернет-страниц и т.д.), необходимых для полной информированности физических, юридических лиц и СМИ по вопросам антинаркотической профилактики, в том числе реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, работе, проводимой субъектами профилактики;

5) изготовления в рамках социального заказа, серий продуктов социальной антинаркотической рекламы (объединенных общей идеей, слоганом и визуальным решением видео/аудиоролики, наружные и полиграфические рекламные продукты) за счет средств, предусмотренных на реализацию целевых программ и реализуемых проектов;

6) организации и проведения ежегодных конкурсов и проведения обучающих семинаров для субъектов реализации Концепции.

8. Контроль и оценка эффективности реализации Концепции

 

Координацию и контроль практической деятельности по реализации Концепции осуществляет Рабочая группа информационного сопровождения деятельности по профилактике наркомании в Удмуртской Республике при Антинаркотической комиссии Удмуртской Республики (далее - Рабочая группа).

Рабочая группа на постоянной основе осуществляет контроль выполнения текущих мероприятий в рамках реализации Концепции, эффективности проведенных информационных кампаний.Результаты мероприятий по реализации Концепции рассматриваются Рабочей группой не реже одного раза в полугодие и доводятся до председателя и членов Антинаркотической комиссии Удмуртской Республики.

Названия и логотипы информационных кампаний, сроки их проведения, образцы информационных антинаркотических продуктов предварительно рассматриваются Рабочей группой на предмет их соответствия настоящей Концепции. По результатам рассмотрения названий и логотипов информационных кампаний, сроков их проведения, образцов информационных антинаркотических продуктов Рабочая группа принимает одно из комиссионных решений:

- об их утверждении;

- о необходимости их доработки;

- об их отклонении (с указанием причин).

Утвержденные названия и логотипы информационных кампаний, сроки их проведения доводятся Рабочей группой до всех заинтересованных органов и организаций в сфере профилактики наркомании в Удмуртской Республике и средств массовой информации для осуществления совместных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Использование логотипов согласуется с Рабочей группой.

8.1. Индикаторные показатели, отражающие эффективность деятельности субъектов по реализации положений Концепции.

-количество размещенных материалов наружной антинаркотической рекламы на рекламных конструкциях;

- количество размещенных материалов наружной антинаркотической рекламы в ходе проведения различных культурно-массовых, спортивных мероприятий;

- количество размещенной антинаркотической Интернет-рекламы в социальных сетях.

9. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

В ходе реализации Концепции планируется достигнуть формирование нетерпимого отношения в обществе к незаконному обороту наркотиков во всех его формах и проявлениях, рекламе любых видов наркотиков, их распространению и потреблению, и как результат снижение спроса на наркотики среди населения Удмуртской Республики;

 

 

_______________________

 

Данная редакция подготовлена на основании предложений поступивших от членов Антинаркотической комиссии Удмуртской Республики и представителей общественных организаций по состоянию на 18 ноября 2019 года. Исп. Ярославцев Александр Викторович, р.т. 497-154, app@udmurt.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: