Петросян В.В, Борозна А.А.




Повышение управления лесопромышленным производством на принципах логистики

Петросян В.В, Борозна А.А.

Введение.

Среди богатств, которыми обладает Россия, лес – самый значимый природный ресурс, который способен к самовозобновлению и обеспечению процветания страны и благосостояния населения.

Лесопромышленный комплекс России – важный сектор экономики, объединяющий несколько видов промышленностей, в том числе лесную, целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую. Деятельность лесопромышленного комплекса базируется на крупнейшей в мире лесосырьевой базе. Более 20% мировых запасов лесных ресурсов приходится на долю России, леса занимают более 800 млн. га. Ежегодный прирост древесины составляет примерно 900 млн. м3 .

Несмотря на то, что экономический потенциал лесного сектора в России оценивается в 100 млрд. долларов США, в настоящее время используется не более чем на 7-10%. Причины сложившейся ситуации:

1) низкий уровень дохода с 1 га эксплуатируемых лесов (в странах Европы этот показатель в 10-15 раз выше);

2) низкая интенсивность использования лесных ресурсов.

Лесопромышленный комплекс Северо-Западного региона обладает огромным сырьевым потенциалом, значительной концентрацией трудовых ресурсов, удобным географическим положением и производственными мощностями. Экономические условия, сложившиеся на данный момент, определяют глубокую переработку древесного сырья наиболее рентабельной в лесной отрасли. Поэтому предприятия региона выпускают более 60% общероссийского производства лесобумажной продукции. [3]

Но существует ряд факторов, которые ограничивают развитие лесозаготовок в лесоперерабатывающей промышленности, а именно:

1) уровень централизованных капиталовложений претерпевает резкий упадок;

2) разобщенность лесохозяйственных, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, как экономическая, так и технологическая;

3) основные производственные фонды сильно изношены;

4) недостаточный учет специфических особенностей предприятия;

5) лесные отношения не отрегулированы;

6) нет четкой и долговременной национальной лесной политики.

Предпочтение для освоения отдается тем районам, где наиболее развита транспортная инфраструктура, где сосредоточена большая часть лесоперерабатывающих предприятий и потребителей лесопродукции. Также в эту категорию включены приграничные районы, в связи с тем, что они ориентированы на экспорт лесной продукции.

Для того чтобы организовать и управлять лесными грузопотоками следует применить комплексный логистический подход при анализе рынка потребителей, рынка лесного фонда и транспортной инфраструктуры. Следует создать системное описание транспортно-технологического процесса региона, а также разработать алгоритмы его оптимального планирования, принимая во внимание особенности функционирования транспортной сети и формирования лесных грузопотоков. [2]

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Для практической реализации решений необходимы не только знания, полученные наукой, но и конкретные действия в области управления материальными потоками. Поэтому логистику можно рассматривать как хозяйственную деятельность, реализованную в сферах производства и обращения. Взаимосвязь и взаимозависимость лесопромышленного производства с ведением лесного хозяйства является отличительной особенностью лесопромышленной логистики.[1]

Логистическая система лесопромышленного предприятия включает в себя три взаимосвязанные логистические подсистемы:

- лесосечно-транспортное производство;

- внутрипроизводственный процесс по первичной переработке древесины с учетом минимизации всех затрат при максимально возможном использовании древесной массы;

- подсистема сбыта готовой продукции.

 

       
   
Поставщики
 
 

 

 


Планирование производства

               
 
Управление пространственно-временным размещением
   
 
   
 
   
 
 
Управление запасами в ходе производства
 

 

 


 
 

 

 


Рис. 1. Оперативно-функциональная схема логистико-информационной системы управления лесопромышленным предприятием.

 

Заключение.

Для того чтобы лесопромышленное предприятие занимало устойчивую позицию в условиях столь жесткой конкуренции, необходима четко отлаженная логистическая система управления движения материаллопотоков от места произрастания древесины до потребителя лесопродукции. На всех этапах движения должно быть реализовано своевременное финансирование и информационное обеспечение.

Создание лесопромышленной логистики как научно-практического хозяйствования заключается в эффективном управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения лесопродукции.

Целью работы является решение научной проблемы планирования транспортных грузопотоков от лесозаготовительных к деревоперерабатывающим предприятиям в условиях различных видов перевозимой продукции и типов транспортных средств, наличия перегрузочных пунктов и учетом сезонности грузоперевозок, целью которых является получение максимального экономического эффекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: