Современные политические идеологии




I. Сообщение темы и цели урока.

 

II. Изложение (с элементами беседы) программного материала.

 

Всегда ли люди участвуют в политической жизни сознательно? Почему существуют разные взгляды на политику? Влияют ли на политическую жизнь психологические особенности её участников? Кто может манипулировать сознанием и поведением людей?

 

Политическое сознание, как вы знаете, - это одна из форм общественного сознания. Это мыли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём. Политическая жизнь, деятельность политических институтов, политические события и политические решения по-разному осознаются социальными общностями – классами, нациями, социальными группами, а также индивидами. Все политические явления находят отражение в представлениях о политике, переживаниях, мыслительных операциях.

Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причём заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе – положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для участников политического процесса. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях – обыденно-практическом и идеолого-теоретическом.

 

Обыденное и теоретическое сознание

 

Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. Вступая во взаимодействие с различными политическим институтами, социальными силами, втягиваясь в политические процессы, переживая политические события, люди познаю мир политики, у них формируется отношение к политическим явлениям, политическим деятелям, возникает практический опыт, представления, эмоции, привычки. В сознании людей отражается то, что непосредственно наблюдается, что находится как бы на поверхности политической жизни. Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология. Это политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей.

Идеолого-теоретическое сознание в отличие от обыденного выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности учёных, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений или идеологических доктрин. Научное исследование политики создаёт науку политологию. А система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов.

Между обыденным и теоретическим сознанием нет непреодолимой стены. Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. Обыденное сознание индивидов в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом определяет политическое поведение каждого субъекта политики.

 

Что такое идеология

 

Термин «идеология», появившийся в XVIII в., первоначально означал «наука об идеях» (сравним: геология – наука о Земле, зоология – наука о животном мире и т. п.). А слово «идея» греческого происхождения, в переводе – понятие, представление. Однако в дальнейшем значение слова «идеология» менялось.

В современной науке под политической идеологией понимается совокупность по преимуществу систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на неё.

Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых её потребности в духовных и материальных благах удовлетворялись бы наиболее полно. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут не совпадать, а нередко бывают и прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его развития, те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. В самом деле, могли ли люди, составлявшие во Франции в XVIII в. «третье сословие», смотреть на существующие общественные условия так же, как первые два сословия – дворянство и духовенство? Могли ли наёмные рабочие в XIX в. так же относиться к фабричным порядкам, как владельцы предприятий?

Появились мыслители, которые в своих произведениях оценивали существующее положение с позиций определённого сословия, класса, той или иной социальной группы. И в интересах этой группы они предлагали осуществить в обществе определённые изменения. Иными словами, в подобных произведениях излагалась такая система взглядов, идей, идеалов, которую принято называть идеологией, а её создателей – идеологами. Так, интересы «третьего сословия» во Франции в XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескье, а интересы наёмных рабочих XIX в. – в трудах К. Маркса.

И в наше время общество состоит из многих социальных групп. Их интересы находят выражение в различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на её использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий и идей, в которых определённый субъект политики отражает в своём сознании политическую жизнь, осознаёт собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы. Содержанием политической идеологии является трактовка государственной власти, отношение к различным партиям, массовым движениям, другим государствам. В ней фиксируются идеалы, представления о наилучшем общественном устройстве, принципах, методах и средствах социальных преобразований. В отличие от обыденного мировоззрения, которое содержит неупорядоченные, отрывочные представления о жизни общества, идеология представляет собой систематизированную, целостную совокупность понятий, идей, оценок.

Многие современные исследователи рассматривают идеологию как теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики. Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества. То, что для одного человека имеет большую ценность, для другого – малую или вообще не представляет никакой ценности, а подчас является антиценностью, т. е. вызывает негативное отношение. Так, для одних людей большая ценность – монархическое государство, для других ценностью является лишь республиканский строй. Ценность – это не свойство самих объектов, а результат их включенности в сферу человеческой деятельности, их потребностей и интересов. Когда, например, люди участвуют в выборах, они руководствуются своими ценностными ориентациями, которые определяют их социальные установки, т. е. предрасположенность к каким-либо политическим решениям. Идеология, выдвигая систему ценностей, задаёт цели, ориентиры для политических действий.

В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов определённых субъектов политики, хотя она может включать в себя и научные знания.

На процессе познания общества сказываются субъективные позиции исследователя, а выводы учёных, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Однако наука призвана дать объективное знание, достигаемое в результате всестороннего и по возможности беспристрастного изучения политического процесса.

Что же касается идеологии, то ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под тем или иным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную её картину. Пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются существенной характеристикой содержания идеологии.

Социальная группа, чьи интересы обслуживает определённая идеология, предрасположена к её восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощённая интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру.

Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели действуют в том направлении, которое задаётся принятой ими идеологией. Определённая идеология является существенной характеристикой любой политической партии. Партия, как правило, объединяет приверженцев этой идеологии и противопоставляет её идеологическим позициям других политических партий, ведёт с ними идеологические дискуссии, а нередко и идеологическую борьбу.

В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего, она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определённых ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса. Идеологи систематизируют идеи и понятия, придают своим оценкам, принципам, идеалам упорядоченность и согласованность. Идеология предстаёт в логически стройном, теоретическом виде.

Важными формами воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, а также выступления партийных и государственных деятелей. Политические программы (прежде всего, партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают её цели и способы их достижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдвигаемых задач и провозглашённых лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры.

Идеология присутствует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей. Идеология как бы вплетена в политические действия, делая их ценностно-рациональными. Сила идеологии измеряется степенью её освоения гражданами, мерой её воплощения в политической деятельности.

Таким образом, политическая идеология – это и учение, и программа, и её претворение в политической практике.

 

Современные политические идеологии

 

Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в XX в. Это идеологии либеральные, консервативные, социалистические и фашистские.

Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII-XVIII в. классический либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности. В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях – равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни – свободу мысли и слова.

В середине XX в. стало ясно, что надежды либералов на возможность решать общественные проблемы с помощью рыночной, конкурентной экономики, защищённой от вмешательства государства, не оправдались. Происходит корректировка либеральной идеологии, результатом которой стал новый либерализм. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предпринимательство, неолиберализм признаёт необходимость участия государства в регулировании экономической жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слоёв общества.

Консервативная идеология длительное время выступала оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма – традиционализм, стабильность, порядок. Признаётся естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоёв. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма, интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида. Вместе с тем, консерватизм, как и либерализм, придаёт основополагающее значение частной собственности, свободе предпринимательства.

Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в XX в., консервативная идеология изменялась, сближаясь с либеральной. Неоконсерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признаёт необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики. Акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые каждый должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. Выдвигаются идеи творческого труда, привлечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции. В числе основных ценностей консерватизма – мораль, религия, закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть.

Социалистическая идеология связана с многовековой мечтой угнетённых классов об обществе социальной справедливости. Она проявилась в утопических проектах, содержавших идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и др. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному, началу.

Наиболее разработанным социалистическим учением в XIX в. стал марксизм (по имени его основоположника К. Маркса). Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растёт пролетариат, который, совершив революцию и создав государство пролетарской диктатуры, построит общество социальной справедливости. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое хозяйство и распределение по труду.

На общественное сознание и политику в XX в. наибольшее влияние оказали два течения социалистической идеологии: социал-реформизм и ленинизм.

Социал-реформизм, или социал-демократическая идеология, возник на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. В середине XX в. эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение состояния окружающей среды.

Социализм, с точки зрения социал-демократов, - это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справедливости в общественной жизни. Социал-демократические партии, находившиеся у власти в некоторых странах (например, в ФРГ, Швеции), реализовав в политике свою идеологию, существенно повлияли на развитие в этих странах социальной демократии.

Ленинизм, или коммунистическая идеология, сделал акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особое внимание в этой идеологии обращается на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Во второй половине XX в. многие носители коммунистической идеологии в ряде стран отказывались от идеи диктатуры пролетариата и разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями. Другие, радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования. Опыт реализации коммунистической идеологии правящими партиями в СССР и ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы в конце XX в. завершился крахом созданной в этих странах общественной системы.

Идеология фашизма, в отличие от либеральных, консервативных и социалистических идей, возникла в XX в. и была отражением глубоких кризисов, поразивших различные страны. Современные исследователи отмечают присущие ей идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценку личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощённое в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение национального милитаризма, культ войны, которая должна вести к сплочению нации.

Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия – всё это в большей или меньшей степени присуще всем разновидностям фашизма. С наибольшей полнотой черты фашистской идеологии воплотились в германском национал-социализме, который обосновывал цель мирового господства арийской расы. Реализация идей национал-социализма привела к тягчайшей трагедии как народ Германии, так и народы всей Европы.

В современных условиях фашистская идеология стремится отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины XX в. Но неофашизм по-прежнему проповедует культ насилия, национализм и расизм, сохраняя преемственную связь с идеологией своих предшественников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: