Соединенные Штаты Америки. Из отдельных церковных организа­ций наибольшее число последователей имеет Римская




Весьма сложна картина религиозной принадлежности населения в США. По обилию сект и са­мостоятельных церковных организаций эта страна стоит на первом месте в мире. Хотя в Соеди­ненных Штатах почти все церковные группы ведут системати­ческий учет своих членов, определе­ние религиозного состава населения представляет большие трудности. Они заключаются в том, что церкви и секты США придерживаются различных критериев при определении числен­ности своих членов. Так, Римская католическая церковь, а в последнее время также Епископальная цер­ковь и многие лютеранские церковные орга­низации учитывают всех крещеных. Иудаистские об­щины считают своими членами всех евреев. Большинство же протестантских организаций пока­зыва­ет численность лишь „полноправных членов", т. е. лиц, достигших опреде­ленного (чаще всего 13-летнего) возраста. Отсюда видно, что официальные данные о численности различных рели­гиозных группировок во многих слу­чаях не дают возможности определить удельный вес той или иной вероиспо­ведной группы во всем населении страны.

Из отдельных церковных организа­ций наибольшее число последователей имеет Римская като­лическая церковь. Католики в США -это в первую очередь потомки выход­цев из Ирландии, Ита­лии, Польши и других стран с преимущественно като­лическим населением. Кроме католи­ков ла­тинского обряда в США имеются также католики восточных обрядов (так называемые униаты). Среди униа­тов резко преобладают греко-католики. В подавляющем большинстве это украинцы, румыны, итальянские греки, венгры, хорваты, небольшое число белору­сов и русских.

Крупнейшую группу среди протес­тантов США образуют баптисты. Пол­ноправных членов бап­тистских общин 27, 1 млн. Их объединяет ряд самостоя­тельных церковных организаций, из кото­рых более или менее значительны­ми являются Южная баптистская конвенция (13 790 тыс. чле­нов).

В США есть ряд церковных орга­низаций старокатоликов. Крупнейшая из них — Северо­амери­канская старая римская като­лическая церковь (английского обря­да) - насчитывает 61 тыс. Кроме того, в стране имеется также Польская национальная католическая церковь, являющаяся по веро­уче­нию старокатолической.

Последователей православия в Со­единенных Штатах - 4, 9 млн. человек. Однако в стране нет единой православ­ной церкви, а есть значительное число отдельных православных националь­ных церквей, причем иногда даже в пределах одной национальной груп­пы православные дробятся на несколь­ко церковных организаций.

 

Мексика

Подавляющее большинство населе­ния (89%) - католики. Протестанты образуют около 4% на­селения, среди них больше всего баптистов (363 тыс.) и пресвитериан (233 тыс.). Имеются также последователи Шведской сво­бодной миссии (80 тыс.), адвентисты седьмого дня (53 тыс.), мето­дисты (40 тыс.), разные группы пятидесят­ников.

 

Бразилия

В Бразилии, крупнейшей латино­американской стране, католики состав­ляют большинство насе­ления (90%). Протестантов в этой стране 7, 9 млн. человек. Наиболее крупную группу образуют лютеране (2, 1 млн., пре­имущественно немцы). Кроме того, имеются баптисты (1, 1 млн.).

 

Венесуэла

В Венесуэле католики также со­ставляют большую часть населения (96%). Протестантов не­много.

 

Колумбия

 

В Колумбии Римская католиче­ская церковь считается государст­венной. К ней принадлежит 96% всего населения. Общая численность протестантов - 90 тыс. человек. Крупнейшие группы протестантов образуют адвентисты седьмого дня (16 тыс.), пресвитериане (15 тыс.), последова­тели Евангелических церк­вей (11 тыс.), баптисты (10 тыс.), пя­тидесятники.

 

Эквадор

В Эквадоре к католицизму при­надлежит подавляющее большинст­во населения (94%). Протес­тантов -19 тыс. Значительная их часть -последователи Христианского и мис­сионерского альянса.

 

Перу

Большинство населения Перу (93%) - католики. Протестантов -128 тыс. Из протестантских групп наиболее значительны адвентисты седьмого дня (33 тыс.), пятидесят­ники (12 тыс., в том числе Ассамблеи бога - 7 тыс., Пятидесятнические автономные церкви - 5 тыс.), ме­тодисты (9 тыс.). приверженцы Перу­анской евангелической церкви (8 тыс.), назаряне (5 тыс.), баптисты (5 тыс.), последователи Христианского и миссионерского альянса (4 тыс.), пресвитериане (3 тыс.), лютеране (3 тыс.), приверженцы Паломнической церкви святости (2 тыс.), В Перу живет также 5 тыс. иудаистов.

 

Боливия

 

В Боливии основная часть населения (94%) — католики. В стране проживает 43 тыс. протес­тантов. Наиболее многочисленны из них ад­вентисты седьмого дня (11 тыс.), баптисты (8 тыс.), квакеры (б тыс.), последователи Боливийской индей­ской миссии (6 тыс.), методисты (3 тыс.), пя­тидесятники (3 тыс., в том числе последователи Ассамблей бога - 2 тыс.), назаряне (2 тыс.). Иу­даистов в Боливии - 750 человек.

Чили

В Чили к католицизму относится большинство (86%) жителей- По све­дениям церковных орга­низаций, протестантов - 880 тыс. Основная группа чилийских протестантов - пятидесятники (по официальным церковным источникам, 700 тыс.).

Аргентина

 

В Аргентине большинство населе­ния (92%) составляют католики. Протестантов в этой стране - свыше 400 тыс. Из них лютеран - 188 тыс. (преимущественно немцы и датчане).

 

Парагвай

В Парагвае католицизм является государственным исповеданием. Ка­толики составляют боль­шую часть (около 90%) населения. Протестан­тов - 25 тыс. Наиболее крупные груп­пы образуют баптисты (11 тыс.).

 

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

К моменту проникновения евро­пейцев в Австралию и Океанию на­селение этой части света придер­живалось различных местных куль­тов. В Австралии и Океании жило большое число наро­дов и племен, заметно различавшихся между со­бой как по уровню своего социаль­но-экономиче­ского развития, так и по хозяйственно-культурным особен­ностям. В силу этого традиционные ве­рования австралийских и океаний­ских народов отличались довольно большим разнообразием.

Традиционные верования в боль­шей части Австралии и Океании были постепенно вытеснены христи­анством, которое стало распростра­няться вслед за проникновением ко­лонизаторов. Раньше всего миссио­нерская работа была начата на Ма­рианских островах. Уже во второй половине XVll в. на отдельные остро­ва этого архипелага прибыли ка­толические миссионеры, сопровож­даемые испанскими солдатами. Про­поведники, принадлежавшие к орде­ну иезуитов, начали бесцеремонно вмешиваться в жизнь коренных жи­телей, предпринимали неоднократ­ные попытки насильствен­ного крещения их детей. Когда же острови­тяне стали оказывать сопротивление назойливым „гос­тям", иезуиты ис­пользовали прибывших с ними сол­дат для беспощадной расправы с местными жителями. Кровавая бой­ня привела к почти полному истреб­лению взрослого мужского населе­ния Марианских островов.

Протестантские миссионеры про­никли в эту часть света значитель­но позже. Первые попытки начать миссионерскую работу в Океании были предприняты протестантами в конце XVIII в., ко­гда отдельные проповедники высадились на остро­вах Тонга и Общества. Однако ши­рокое разви­тие деятельность мис­сионеров (как протестантских, так и католических) получила лишь в XIX в., когда они обосновались на всех более или менее значительных океанийских островах и атоллах.

Очень быстро между протестант­скими и католическими миссионерами возникло острое сопер­ничество. Со­перничавшие служители религии на­травливали своих адептов друг на друга, что привело на некоторых архипелагах к кровавым столкнове­ниям. Особенно жестокая борьба между католиками и протестантами шла на островах Общества, Уоллис, Ротума, Луайоте.

Миссионеров справедливо называ­ют предвестниками колониального порабощения океаний­ских народов. Именно они подготовили колониаль­ный захват многих архипелагов Океании.

Везде, где появлялись миссионе­ры, они старались полностью иско­ренить старую языческую культуру и внедрить христианские, нередко совершенно чуждые аборигенам обы­чаи. В этом своем старании пропо­ведники часто доходили до полного обскурантизма. Например, испанские миссионеры на острове Пасхи унич­тожили большую часть табличек с древней письменностью острови­тян. Конечно, все это не означает, что среди миссионеров не было честных людей, хо­рошо относившихся к ко­ренному населению и искренне же­лавших ему добра. Нужно отметить и то, что некоторые аспекты миссио­нерской работы (например, обучение островитян грамоте) объ­ективно спо­собствовали подъему культурного уровня местных жителей. Однако в целом дея­тельность миссионеров в Океании должна быть оценена отри­цательно.

Как уже указывалось, в настоящее время подавляющее большинство ко­ренного населения Ав­стралии и Океа­нии - христиане. Следует, однако, подчеркнуть, что очень часто при­надлежность местных жителей к хри­стианской религии носит весьма фор­мальный характер. Они обычно не вникают в тонкости религиозного вероучения и, кроме того, нередко сохраняют верность своим старинным традициям и ритуалам. Зачастую, осо­бенно среди народов, недавно обра­щенных в христианство, можно наблюдать своеобразное двоеверие, когда соблюдаются предписания как старой, так и новой религии.

Отмечавшаяся выше борьба между протестантами и католиками принес­ла больше побед пер­вым, чем вто­рым. Кроме того, и среди иммигри­ровавших в Австралию и Океанию европейцев протестанты численно пре­обладали над католиками. В резуль­тате протестантизм в этой части све­та оказался более влиятельным, чем католицизм. В то же время протестанты, в отличие от като­ликов, как известно, не представляют единства в организационном отношении, а рас­падаются на значительное число течений и сект. В Австралии и Океании наиболее влиятельны такие проте­с­тантские течения, как англиканство, методизм, лютеранство, пресвитери­анство, реформатство, конгрегационализм. Имеются также баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесят­ники и другие протестантские секты.

Протестантизма придерживаются все население Питкэрна, большинство христианского насе­ления Австралии, Новой Зеландии, Норфолка, Папуа-Новой Гвинеи, Соломоновых Остро­вов, Ва­нуату, Фиджи, Науру, Тувалу, Токелау, Западного и Восточного Самоа, Тонга, Ниуэ, островов Кука, Французской Полинезии, несколько более половины христиан Кирибати и подопечной тер­ритории „Тихооке­анские острова", значительная часть жителей Новой Каледонии (вместе с под­чиненными ей островами) и Га­вайев.

Англиканская церковь по числен­ности своих приверженцев — наибо­лее значительное протес­тантское течение в Австралии и Океании. Подавляющее большинство англикан это потомки анг­лийских переселенцев в Австралии и Новой Зеландии. Ведущие позиции занимает англиканство и на Норфолке. Среди корен­ного населения значительные группы англикан имеются в Меланезии — прежде всего на Соломоновых Островах и в Папуа-Новой Гвинее.

Методистов довольно много в Но­вой Зеландии, они резко преобладают среди христиан Фиджи и Тонга.

Пресвитериане наиболее многочис­ленны в Новой Зеландии, а также на Вануату (в этой стране пресвите­рианство занимает первое место по числу последователей).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: