Урок: Табличные модели.
Форма проведение: комбинированный урок.
Цели: ввести классификацию структур информационных моделей; сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся составлять табличные информационные структуры.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
· - структуры информационных моделей;
· - структуру и типы таблиц.
Учащиеся должны уметь:
· - строить различные по типу таблицы.
Ход урока
Постановка целей урока
Понятия синтаксис и семантика таблицы. Виды заголовков, головки, боковики, прографки (составные элементы) – что это? Просто ли построить таблицу? Что при этом необходимо учитывать? Простые правила построения таблиц. Таблица, как информационная модель, типы таблиц.
Проверка домашнего задания
Предыдущая тема «Моделирование». Вопросы для повторения:
а) Что такое модель?
б) Что такое информационная модель?
в) Поясните разницу между технической моделью самолета и информационной моделью самолета (чертежом)?
г) Что такое формализация? Можно ли выставление учителем оценки за ваш ответ на уроке назвать формализацией?
д) Приведите примеры графических информационных моделей.
Проговаривают в устной речи возникшие затруднения и исправляют ошибки.
Актуализация знаний
Попросить учащихся назвать преимущества упорядочения информации в виде таблицы. Попросить учащихся перечислить элементы таблицы. Попросить учащихся перечислить типы таблицы.
Объяснение нового материала
Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не вызывает. Но для обучения их построения надо приложить определенные усилия.
Записать тему урока в тетради «Табличные информационные модели»
Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3
Основные понятия таблицы
Записать формулировку: Таблица – универсальное средство представления информации.
Следует различать синтаксис и семантику таблицы. Синтаксис - это структура таблицы.
Если синтаксис таблиц определен давно и точно, то, что же является семантикой таблицы? (Дать учащимся высказать предположения и сформулировать ответ самостоятельно).
Записать в тетрадь сформулированный о твет: Семантика – это содержательная часть таблицы. Базовыми понятиями содержательной части являются:
Объект – это то, о чем идет речь.
Свойства объекта – характеристики, признаки объекта (каждое свойство имеет название (цвет, форма, материал) и значение (зеленый, прямоугольник, железо).
Класс объектов – группа объектов с одинаковыми свойствами.
Таблицы делятся на типы в зависимости от сочетания объектов и свойств, информация о которых отображается в таблице. Для каждого типа таблиц предложена схема размещения информации, в которой указывается, сколько ярусов должно быть в головке таблицы, где именно должны быть записаны названия классов, названия объектов, названия и значения свойств.
Слайд № 4
Типы таблиц.
Рассмотрим перечень различных типов таблиц. Для каждого типа укажем определитель, т. е. по каким признакам нужно выбирать именно этот тип таблицы.
Записать в тетрадь:
1. Таблица типа «объекты – свойства» (ОС)
Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу.
Порядок построения таблиц ОС:
1. Выделить объекты и свойства.
2. Назвать класс объектов.
3. Вписать названия объектов и их свойств.
4. Вписать значения свойств.
Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств.
Табл. 1. Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):
Имя класса объектов | Имя свойства 1 | Имя свойства 2 | … |
Имя объекта 1 | |||
Имя объекта 2 | Значение свойства объекта |
Слайд № 5
Слайд № 6
Если объектов в таблице много (в качестве уточнения «много» берётся «больше 4»), то располагать их надо в некотором порядке (по алфавиту, по возрастанию или убыванию значения какого-нибудь свойства).
Таблица ОС может быть «повёрнута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки. Обычно таблица, в которой много граф и много строк, бывает удобней, чем таблица, в которой много граф и мало строк.
2. Таблицы типа «объекты - объекты - объекты – один» (ООО)
Таблица ООО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство.
Порядок построения таблиц ООО:
- Выделить объекты и свойства.
- Назвать класс первых и вторых объектов.
- Вписать названия первых и вторых объектов.
- Вписать значения свойств в ячейки.
Таблица типа «объекты – объекты – один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
В этой таблице заголовок имеет сложную (двухъярусную) структуру.
Табл.2. Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:
Имя первого класса объектов | Имя второго класса объектов | ||
Имя 1-го объекта второго класса | Имя 2-го объекта второго класса | … | |
Имя 1-го объекта первого класса | |||
Имя 2-го объекта первого класса | Значение свойства пары объектов |
Слайд № 7
Слайд № 8
Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки.
3. Таблицы типа «объекты - объекты – несколько» (ООН)
Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам.
В этой таблице верхний заголовок имеет трехъярусную структуру.
Табл.3. Общий вид таблиц типа ООН:
Слайд № 9
Слайд № 10
Таблица ООН может быть «повёрнута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки.
4. Таблицы типа «объекты - свойства – объекты» (ОСО)
Таблицы типа ОСО содержат информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.
Табл.4. Антропометрические данные учеников 7 класса:
Ученик | Рост (см) | Вес (кг) |
Баутин Дима | ||
Голубев Миша | ||
Куликов Иван |
Эта таблица относится к типу ОС.
Результаты, показанные ребятами в школьной спартакиаде, приведены в таблице 4. Эта таблица относится к типу ООН.
Табл. 4. Результаты школьной спартакиады:
Ученик | Упражнение | |||
Прыжок в длину с места | Бег на 1000 м | |||
Результат, см | Оценка | Результат, с | Оценка | |
Баутин Дима | ||||
Голубев Миша | ||||
Куликов Иван |
Объединим информацию, содержащуюся в таблице 3 и таблице 4. Для этого добавим в таблицу 3 графы из таблицы 4. Получим таблицу 5.
Табл. 5. Антропометрические данные и спортивные результаты:
Ученик | Рост, см | Вес, кг | Упражнение | |||
Прыжок в длину с места | Бег на 1000 м | |||||
Результат, см | Оценка | Результат, с | Оценка | |||
Баутин Дима | ||||||
Голубев Миша | ||||||
Куликов Иван |
В таблице 5 свойства «рост» и «вес» не являются парными, они относятся только к объектам класса «ученики». Свойства «результат» и «баллы» характеризуют пары объектов классов «ученик» и «упражнения».
В отличие от таблиц других типов, таблицы типа ОСО нельзя «повернуть набок», так как одиночные свойства объектов обязательно должны находиться в боковике.
Слайд № 11
Слайд № 11
Слайд № 12
- Двоичные матрицы.
В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и еденицы, то она называется двоичной матрицей. Двоичная матрица отражает качественный характер связей между объектами.
Слайд № 13
Закрепление нового материала.
Решение задач и работа по карточкам – заданиям.
Слайд № 14
Слайд № 15
Самостоятельная работа.
Предлагается решить загадку Эйнштейна.
Слайд № 16
Слайд № 17
Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов урока, что было усвоено.
Перед учениками на парте лежит карточке, в которой предлагается дополнить одну или несколько из следующих фраз:
1. сегодня я узнал(а)…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял(а) задания…
5. я понял(а), что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал(а), что…
8. я приобрел(а)…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог(ла)…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Перед уходом карточка сдается учителю.