Закрепление нового материала.




Урок: Табличные модели.

Форма проведение: комбинированный урок.

 

Цели: ввести классификацию структур информационных моделей; сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся составлять табличные информационные структуры.

 

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

· - структуры информационных моделей;

· - структуру и типы таблиц.

Учащиеся должны уметь:

· - строить различные по типу таблицы.

 

Ход урока

 

Постановка целей урока

Понятия синтаксис и семантика таблицы. Виды заголовков, головки, боковики, прографки (составные элементы) – что это? Просто ли построить таблицу? Что при этом необходимо учитывать? Простые правила построения таблиц. Таблица, как информационная модель, типы таблиц.

Проверка домашнего задания

Предыдущая тема «Моделирование». Вопросы для повторения:

а) Что такое модель?

б) Что такое информационная модель?

в) Поясните разницу между технической моделью самолета и информационной моделью самолета (чертежом)?

г) Что такое формализация? Можно ли выставление учителем оценки за ваш ответ на уроке назвать формализацией?

д) Приведите примеры графических информационных моделей.

 

Проговаривают в устной речи возникшие затруднения и исправляют ошибки.

 

Актуализация знаний

Попросить учащихся назвать преимущества упорядочения информации в виде таблицы. Попросить учащихся перечислить элементы таблицы. Попросить учащихся перечислить типы таблицы.

 

Объяснение нового материала

Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не вызывает. Но для обучения их построения надо приложить определенные усилия.

Записать тему урока в тетради «Табличные информационные модели»

 

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Основные понятия таблицы

Записать формулировку: Таблица – универсальное средство представления информации.

Следует различать синтаксис и семантику таблицы. Синтаксис - это структура таблицы.

Если синтаксис таблиц определен давно и точно, то, что же является семантикой таблицы? (Дать учащимся высказать предположения и сформулировать ответ самостоятельно).

Записать в тетрадь сформулированный о твет: Семантика – это содержательная часть таблицы. Базовыми понятиями содержательной части являются:

Объект – это то, о чем идет речь.

Свойства объекта – характеристики, признаки объекта (каждое свойство имеет название (цвет, форма, материал) и значение (зеленый, прямоугольник, железо).

Класс объектов – группа объектов с одинаковыми свойствами.

Таблицы делятся на типы в зависимости от сочетания объектов и свойств, информация о которых отображается в таблице. Для каждого типа таблиц предложена схема размещения информации, в которой указывается, сколько ярусов должно быть в головке таблицы, где именно должны быть записаны названия классов, названия объектов, названия и значения свойств.

 

Слайд № 4

Типы таблиц.

Рассмотрим перечень различных типов таблиц. Для каждого типа укажем определитель, т. е. по каким признакам нужно выбирать именно этот тип таблицы.

Записать в тетрадь:

1. Таблица типа «объекты – свойства» (ОС)

Таблица ОС – это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу.

Порядок построения таблиц ОС:

1. Выделить объекты и свойства.

2. Назвать класс объектов.

3. Вписать названия объектов и их свойств.

4. Вписать значения свойств.

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество граф – от количества рассматриваемых свойств.

Табл. 1. Общий вид таблиц типа ОС (объекты-свойства):

Имя класса объектов Имя свойства 1 Имя свойства 2
Имя объекта 1      
Имя объекта 2 Значение свойства объекта    

Слайд № 5

 

Слайд № 6

 

Если объектов в таблице много (в качестве уточнения «много» берётся «больше 4»), то располагать их надо в некотором порядке (по алфавиту, по возрастанию или убыванию значения какого-нибудь свойства).

Таблица ОС может быть «повёрнута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки. Обычно таблица, в которой много граф и много строк, бывает удобней, чем таблица, в которой много граф и мало строк.

 

2. Таблицы типа «объекты - объекты - объекты – один» (ООО)

Таблица ООО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство.

Порядок построения таблиц ООО:

  1. Выделить объекты и свойства.
  2. Назвать класс первых и вторых объектов.
  3. Вписать названия первых и вторых объектов.
  4. Вписать значения свойств в ячейки.

Таблица типа «объекты – объекты – один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

В этой таблице заголовок имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Табл.2. Общий вид таблиц типа ООО «объекты –объекты - один»:

Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов
Имя 1-го объекта второго класса Имя 2-го объекта второго класса
Имя 1-го объекта первого класса      
Имя 2-го объекта первого класса Значение свойства пары объектов    

 

 

Слайд № 7

Слайд № 8

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» - строки превращены в графы, а графы – в строки.

 

3. Таблицы типа «объекты - объекты – несколько» (ООН)

Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам.

В этой таблице верхний заголовок имеет трехъярусную структуру.

Табл.3. Общий вид таблиц типа ООН:

Слайд № 9

Слайд № 10

Таблица ООН может быть «повёрнута набок» – строки превращены в графы, а графы в строки.

 

4. Таблицы типа «объекты - свойства – объекты» (ОСО)

Таблицы типа ОСО содержат информацию и о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Табл.4. Антропометрические данные учеников 7 класса:

Ученик Рост (см) Вес (кг)
Баутин Дима    
Голубев Миша    
Куликов Иван    

 

Эта таблица относится к типу ОС.

Результаты, показанные ребятами в школьной спартакиаде, приведены в таблице 4. Эта таблица относится к типу ООН.

Табл. 4. Результаты школьной спартакиады:

Ученик Упражнение
Прыжок в длину с места Бег на 1000 м
Результат, см Оценка Результат, с Оценка
Баутин Дима        
Голубев Миша        
Куликов Иван        

 

Объединим информацию, содержащуюся в таблице 3 и таблице 4. Для этого добавим в таблицу 3 графы из таблицы 4. Получим таблицу 5.

Табл. 5. Антропометрические данные и спортивные результаты:

Ученик   Рост, см   Вес, кг Упражнение
Прыжок в длину с места Бег на 1000 м
Результат, см Оценка Результат, с Оценка
Баутин Дима            
Голубев Миша            
Куликов Иван            

 

В таблице 5 свойства «рост» и «вес» не являются парными, они относятся только к объектам класса «ученики». Свойства «результат» и «баллы» характеризуют пары объектов классов «ученик» и «упражнения».

В отличие от таблиц других типов, таблицы типа ОСО нельзя «повернуть набок», так как одиночные свойства объектов обязательно должны находиться в боковике.

 

Слайд № 11

Слайд № 11

Слайд № 12

 

  1. Двоичные матрицы.

В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и еденицы, то она называется двоичной матрицей. Двоичная матрица отражает качественный характер связей между объектами.

Слайд № 13

Закрепление нового материала.

Решение задач и работа по карточкам – заданиям.

Слайд № 14

 

Слайд № 15

 

Самостоятельная работа.

Предлагается решить загадку Эйнштейна.

Слайд № 16

Слайд № 17

Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока, что было усвоено.

Перед учениками на парте лежит карточке, в которой предлагается дополнить одну или несколько из следующих фраз:

1. сегодня я узнал(а)…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял(а) задания…

5. я понял(а), что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал(а), что…

8. я приобрел(а)…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог(ла)…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Перед уходом карточка сдается учителю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: