Сущность полового воспитания как условия их подготовки к ответственному родительству подростков




 

Половое воспитание рассматривается как часть процесса формирования личности, который включает не только вопросы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты. Программы полового воспитания должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к семейной жизни и ответственного родительства. Задачи полового воспитания включают в себя:

формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том числе репродуктивному;

повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период; обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений; формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения к раннему началу половой жизни [6].

Работа с подростками и молодежью в области полового воспитания на сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений, осуществление которого приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих ненужных проблем и явится залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем. Разрабатывая концепцию полового воспитания подростков, необходимо учитывать, что в задачу педагога входит формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, к принятию осознанного решения и обучение умению сказать «нет». Повышение информированности подростков по вопросам пола следует рассматривать в контексте повышения общей культуры, а также как превентивную меру в сохранении репродуктивного здоровья подрастающего поколения. В связи с этим половое воспитание направлено не только на то, чтобы уберечь подростков от раннего начала половой жизни, но и на то, чтобы научить их осознанно и ответственно относиться к этой важной стороне человеческой жизни, к родительству.

Половое воспитание должно быть частью школьного учебного плана и должно начинаться как можно раньше. Основная цель такого воспитания - научить молодых людей быть ответственными за свое сексуальное поведение. Несмотря на то, что подростки указывают на своих сверстников и средства массовой информации как важные источники сексуальной информации, родители, их опыт остаются важным фактором для формирования репродуктивного здоровья детей. Большинство родителей хотели бы быть педагогами для своих детей, однако они чувствуют себя неподготовленными по различным причинам: недостаток информации, дискомфорт в обсуждении сексуальных проблем, что нередко заканчивается конфликтами. Тем не менее, информация относительно чувства собственного достоинства, восприятия своего тела, ролей пола и межперсональных отношений могут и должны быть переданы через семейные установки. С другой стороны, поведение многих родителей, не желающих обсуждать со своими детьми вопросы сексуального поведения и его последствий, так же как и многие школьные образовательные программы здоровья, имеющие различное качество, привели к тому, что телевидение стало ведущим источником сексуального образования. В этой связи должны быть подготовлены профессиональные работники, которые смогли бы обсудить с подростками «миф совершенного тела», изображаемого в кино, журналах и телевидении. Такими людьми вполне могут быть медицинские работники (включая школьных медицинских сестер) и специально подготовленные педагоги [21].

Родительство является одним из наиболее значимых ценностей культуры, многогранным социокультурным феноменом. Родительские отношения выступают одним из системообразующих оснований института семьи, представляя собой относительно самостоятельную систему и социальный институт. Основная задача родительства как социального института - обеспечить воспроизводство, взросление, освоение и реализацию взрослости подрастающим поколением. А.Г. Харчев определяет родительство, с одной стороны, как феномен социальный по своей сути, но имеющий свои корни в природной, генетической связи между ребенком и родителем, а с другой - как особый тип поведения, определяемый родительской любовью и социальным долгом. [36] С.Ю. Девятых описывает родительство как социальный институт, характер функционирования которого изменяется с изменением общественных формаций, и связывает успешное освоение личностью родительской роли с достижением ею полоролевой идентичности. Так как родительство является социальным установлением, его передача происходит в результате процесса социализации. Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно определить как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [12]

Существует ряд социально-значимых функций, которые выполняет родительство. Наиболее важная из них, репродуктивная функция - основная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей. К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в родительской семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей. К экзистенциальной функции относятся ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности родителей и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия родителей. Экономическая функция родительства включает в себя связи родителей и производства или семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя.

Ценность родительства относится к тем явлениям жизни, которые продуцируются на самые различные и широкие ее пласты и затрагивают буквально каждого человека. Это одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом. Институт родительства, семьи является базой любого государства. И надо признать, что в нашей стране он разрушен. Началось разрушение со времен советской власти, когда государство взяло функции воспитания детей на себя и не стимулировало развитие здоровых семейных отношений.

Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для человека. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Полноценное семейное воспитание, основой которого является осознанное отношение супругов к родительской роли, существенно влияет на психологическое здоровье последующих поколений. Влияние собственных родителей, самостоятельное выполнение родительской роли воздействуют на качество жизни каждого человека. В настоящее время проявляются признаки кризиса семьи: нестабильность, малочисленность, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, которые отражаются на характере семейного воспитания. Рост социального сиротства, детская беспризорность являются ярким свидетельством того, что для многих семей, воспитывающих детей, родительство не стало осознанной миссией. Для его полноценного становления и развития необходима специальная работа с молодежью по подготовке к семейной жизни и молодыми семьями по формированию осознанного родительства [27].

Роль семьи в передаче следующим поколениям социокультурного опыта, в воспроизведении ценностно-смыслового пространства национальной культуры, формировании культурного облика человека представляется исключительной. Феномен родительской культуры - это не только зеркало народа, его самобытности, ценностей, обычаев и традиций, понимания обществом конкретной эпохи, личности, человеческих взаимоотношений, но также и отражение будущего этого народа. Жесточайшее демографическое пике, в котором оказалась Россия на рубеже веков ставит серьезные вопросы относительно состояния семейной культуры в обществе, для которого супружество, семья, рождение детей традиционно входили в число приоритетных ценностей. Падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, кардинальное изменение демографического поведения не могут не вызывать серьезной обеспокоенности в обществе.

Таким образом, семья и дети должны стать приоритетными ценностями, стать естественной и желанной целью реализации возможностей каждого подростка. Для этого необходимо, чтобы объектом социального развития стала именно семья, а не ребенок или женщина и, тем более, не абстрактные показатели воспроизводства народонаселения. Добиться этого невозможно без изменения статуса родителя. Роль родителя в современном мире требует особой компетенции, которую можно получить посредством самообразования или специализированной подготовки. Сделать эти процессы общедоступными можно только в результате сплоченных усилий государства, общества и бизнеса. Только компетентный родитель сможет отказаться от концепции оградительного детства и превратиться из контролера и надзирателя в друга и наставника. [26].

Родительство, в высшем своем проявлении - родительской любви - оно не является врожденным, инстинктивным свойством, а формируется и развивается в течение жизни человека. Основания родительских чувств закладываются еще в детстве самого потенциального родителя. Освоение родительской роли начинается практически со дня рождения ребенка и является неотъемлемым компонентом социализации, процесса, в результате которого ребенок «усваивает поведение, навыки, мотивы, установки и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными». Следовательно, чтобы стать отцом или матерью каждое новое поколение молодых мужчин и женщин должно учиться родительскому поведению: их «биологическая роль дополняется социальной, выученной родительской ролью» [35].

Р.В. Овчарова выделяет два больших этапа в формировании родительства. Первый этап относится к добрачному периоду, еще до того, как мужчина или женщина станет отцом или матерью. Здесь существует лишь его образно сконструированное содержание, которое может включать в себя «образы эмоций, связанные с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и др., а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом. На этом этапе закладывается сама возможность стать родителем [28].

С рождением собственного ребенка начинается следующий этап формирования родительства, - этап реализующегося родительства, продолжающийся в течение всей жизни человека. Факт рождения ребенка, знаменует критический период в развитии личности взрослого и его социализации, а И.В. Шаповаленко полагает, что «формирование родительской позиции означает окончательное приобщение к взрослому поколению». Вместе с тем и предшествующий его этап - это этап, когда родительство существует лишь на «теоретическом» уровне, в его ментальной репрезентации - важен для становления будущего родителя, так как фантазии, мечты, образы представления, являясь мощными мотивирующими факторами, могут предопределить его будущее «лицо». Этот этап можно условно разделить на два больших периода. Первый начинается с самого рождения и продолжается до начала пубертата. Второй приходится на позднее отрочество и продолжается в юности. Эти периоды различаются по «весу» в их формировании двух основных факторов. Первый из них можно обозначить как фактор семьи и внесемейного окружения. Если в первый период ребенок преимущественно взаимодействует с родителями и другими членами семьи, то во втором он начинает испытывать значительные влияния самого широкого круга агентов социализации. Второй фактор можно определить как фактор полового созревания. Именно на фоне полового созревания происходит становление личности ребенка и формирование его гендерной идентичности [37].

В подростковом возрасте и юности происходит процесс перестройки взаимоотношений ребенка с родителями, да и со взрослыми вообще. Молодые люди приступают к освоению профессии, значительно увеличивается их автономия от семьи, а с ней и мера ответственности за свою собственную судьбу. Однако в социальном плане юность все же представляет собой некое маргинальное состояние. Р.В. Овчарова полагает, что представления о родительстве юношей отличаются от представлений девушек. Так, в представлениях девушек на первых местах фигурирует любовь, ответственность, внимание и трудности воспитания детей. В представлениях юношей на первых местах находятся проблемы обеспечения будущего для ребенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета. Однако испытуемые не говорят о том, какие личностные качества им придется в себе развить, как нужно работать над собой. И в этом, по мнению автора, отражается узость представлений молодежи о родительстве. Оценивая брачно-семейные представления современной молодежи в целом, следует отметить в них две негативных особенности: во-первых, молодые люди разделяют и противопоставляют понятия любовь и брак, воспринимая семью как помеху своим чувствам; во-вторых, брачно-семейные представления молодежи характеризует их явная потребительская нереалистичность [28].

Необходимо отметить, что в установках многих молодых людей брак ассоциируется только с любовными отношениями и отвлеченной перспективой рождения ребенка, при этом молодые люди не подготовлены к выполнению всего комплекса функций, необходимых в семье. У значительной части молодых людей отсутствуют самые элементарные знания и навыки по уходу за маленькими детьми, особенно за грудными. Мало того, многие молодые мамы не умеют ухаживать за новорожденными, не могут организовать его питание, диету, ежедневного ухода и нуждаются в помощи. А.И. Воднева, обобщая результаты исследования готовности юношей и девушек к выполнению домашних обязанностей, пришла к выводу, что осознанная неподготовленность к семейной жизни и уходу за детьми и их воспитанию существует у двух третей опрошенных юношей и девушек. Кроме того, исследователи говорят о том, что репродуктивные установки подростков и юношей являются в основном продуктом стихийно сложившегося, неуправляемого процесса. [10]

Заметим, что определенный опыт родительства, образцы поведения будущие отцы и матери получают в родительской семье и от усилий родительской семьи во многом зависит успешность выполнения юношами и девушками будущей родительской роли. Вместе с тем, матери довольно редко разговаривают с дочерями на темы их будущей супружеской и родительской жизни, а отцы крайне редко обсуждают эти вопросы с сыновьями. Родители практически освободили детей (особенно в городах) от участия в домашней работе, что еще больше усугубляет их неподготовленность к будущей семейной жизни. Хочется отметить, что по результатам опроса К.К. Баздырева, приводимого на подростках и юношах и девушек, посвященного готовности молодежи к ведению семейного хозяйства: только треть опрошенных ответила, что умеют планировать бюджет семьи и рационально вести домашнее хозяйство. Здесь следует заметить, что формирование и развитие молодых людей - будущих родителей - происходит не только под влиянием родителей, но и общества в целом, вместе с тем, в обществе ширится убеждение о том, что оно не несет ответственности за воспитание человека и формирование системы его ценностных ориентаций, в том числе, и ориентаций семейных отношении.

Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование и развитие полового воспитания подростков необходимо, поскольку важно и необходимо готовить подрастающее поколение к ответственному родительству. Наиболее оптимальное время начала подготовки к ответственному родительству подростковый возраст, т. к. дети на данном этапе жизни ориентированы на общение с противоположным полом, задумываются о ценностях семьи и более четко формулируют для себя образ своей будущей семьи. Мы считаем, что основная ответственность за подготовку к родительству лежит на семье и родителях. Помощь семье в этой работе должны оказать специалисты, сопровождающие семьи: психологи, педагоги, социальные педагоги и социальные работники. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является построение единой программы подготовки к ответственному родительству, которая будет охватывать все возрастные этапы от дошкольного периода до юношеского возраста и учитывать специфику обучения и воспитания ребенка в разных образовательных учреждениях. Программа подготовки к родительству должна реализовываться в образовательных учреждениях, в первую очередь в школе, при определенной поддержке психологических центров и центров помощи семье и детям. Семья, субъекты семейной системы должны подключаться к процессу подготовки детей к родительству всех на его этапах[36].

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: