ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деят-ти и включающий в себя три стороны:
☺ коммуникативная - обмен инф-цией, эмоциями, планами, замыслами, реш-ми...
☺ перцептивная - восприятие людьми друг друга в процессе общения
☺ интерактивная - взаимодействие в процессе общения.
ВИДЫОБЩЕНИЯ
= формально-ролевое
= деловое
= духовное (# друзья)
= светское
= манипулятивное - чел-к рассматривается как средство достижения цели
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
1 - контактная
2 - информационная
3 - налаживание взаимодействия
4 - эмативная - понимание эмоций
5 - побудительная
СТОРОНЫОБЩЕНИЯ:
I. КОММУНИКАТИВНАЯ
умение правильно слушать.
Слушание:
- пассивное (нерефлексивное)- не предполагает активное участие слушателя в беседе
обязательно угукать, агакать, дакать, кивать головой, в крайнем случае - ну и что там дальше?..
- активное (рефлексивное)- активное участие в том, что говорят
шаблоны фраз: что, где, когда, почему, правильно ли я вас понял..., исходя из ваших слов..., другими словами вы хотите сказать...
Ошибки слушания:
- перебивать
- отвлечение
- переход на другую тему
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
● вербальные = 35 % - инф-ция
● невербальные = 65 % - отнош-е к инф-ции, к собеседнику, дополн-е инф-ции...
Классификация невербальных средств:
♠ Кинесика
экспрессивно-выразительные движения
= жесты - руками и головой
- открытые
- закрытые
= позы - тела
Жестикуляция не д.б. ниже пояса/близко к телу
национальные особ-ти
= мимика - лица
= походка
◊ визуальный контакт
взгляд (<3/4 разговора) - оценивается чистота контакта, продолжительность, направление взгляда
взгляд: деловой, светский, интимный.
♠ Просодика и экстралингвистика
невербальные хар-ки речи: тембр, громкость интонации,
экстралингвистика: паузы, кашель, смех, плач
♠ Такесика
динамические прикосновения к собеседнику: похлопывание, рукопожатие, поцелуи
♠ Праксемика
дистанция и ориентация в простр-ве
Дистанция общения
- интимная - 50 см.
- личная - до 1 м.
- социальная - до 4 м.
- публичная - > 4 м.
Ориентация в простр-ве:
1) деловая
2)дружественная
3) соперничество
4) независимая
II. ПЕРЦЕПТИВНАЯ
ВОСПРИЯТИЕ - целостный образ партнёра по общению, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
Механизмы социальной перцепции:
1. Идентификация - отождествление себя с партнёром по общению (поставить себя на место другого)
2. Эмпатия - понимание партнёра на уровне чувств, но модель поведения не принимается
3. Аттракция - понмиание партнёра на основе устойчивого позитивного чувства к нему.
Формирование аттракции:
√ улыбка
√ искренняя заинтересованность в собеседнике
√ подчёркивание значимости собеседника "твой совет был полезен", "твоя идея меня спасла"...
√ экспертная зона - хвалите чел-ка за его экспертную зону
√ комплимент - небольшое преувеличение достоинств чел-ка
√ Я-сообщение вместо Ты-высказывание
Вместо "ты обманщик" -> "я чувствую себя обманутым"
далее идёт описание поведения чел-ка, к-ое вас не устраивает
Ваша реакция на это неправильное поведение
объясняетя, почему это поведение составляет трудность
пожелание того, чтобы Вы хотели
√ вербализация чувств - сказать:
- своих чувст
- чувств собеседника - "я чувствую, что Вы расстроены"
- относительно ситуации - "я чувствую, наш разговор зашёл в тупик"
√ реакция на критику и умение критиковать
Критика:
- агульная - "не реф-т, а, бог знает, что"; "у вас нечего купить". ответ - "что конкретно Вы имеете в виду", "а какое поведение тебе бы понравилось", "хорошо, я подумаю"
- несправедливая -
- справедливая - касается действий, а не лич-ти чел-ка
4. рефлексия - понимание себя через партнёра по общению
ФАКТОРЫВОСПРИЯТИЯ:
♦ привлекательность
невычурный внешний вид
внешне привлекательного чел-ка мы склонны переоценивать
♦ отношение к нам
люди, к-ые хорошо к нам относятся, оцениваются нами выше
♦ превосходства
если выигрыш по одному фактору, то переношу на всё остальное
ЭФФЕКТЫВОСПРИЯТИЯ:
= стереотипизация - стереотип - эмоционально-нерациональное суждение
= ореола - инф-ция, полученная о чел-ке до встречи с ним, очень влияет на первое восприятие
III. ИНТЕРАКТИВНАЯ -
взаимодейтсвие
Трансакции (Эрик Берн)
Р Р (Р->В) при совпадении - сотрудничество
В В (Р->Д) при пересечении - конфликт.
Д Д (м.б. Д->Д + В->В)
Барьеры общения:
● социально-культурные
● психо-физиологические
● среды
● понимания
- логический (нелогичность речи)
- фонетический - э...бе... ме..., заикание, картавость
- стилистический
- семантический - говорят об одном и том же, но понимают разное
● отношений
неприязненное отн-е к коммуникатору плохо сказывается на передаче инф-ции
Типы лич-ти прест-ков
Случайный тип.
Ситуативный
Корыстный
Насильственный
Рецидивный
Лиц, впервые совершивших тяжкие преступления под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств и характеризуемых помимо этого деяния в основных сферах жизнедеятельности положительно, принято относить к ситуационному типу преступников.
Неустойчивый тип преступников составляют лица, совершившие преступления впервые, но допускавшие и ранее правонарушения и аморальные поступки.
Злостный тип преступника включает лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе и ранее судимых.
Особо злостными преступниками принято считать лиц, совершивших опасный или особо опасный рецидив преступлений.
Главными типологическими признаками антисоциальной направленности личности являются:
негативно-пренебрежительное отношение к личности человека и ее важнейшим благам;
корыстные побуждения;
индивидуалистическое, антисоциальное отношение к различным общепринятым ценностям и социальным установкам;
легкомысленно-безответственное отношение к своим обязанностям и охраняемым законом социальным ценностям.
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (СПЭ)
Предмет - психологические особ-ти психически здоровых лиц.
СПЭ проводится тогда, когда необходимы специальные познания в области научной психологии и владения методами научного познания.
Компетенция СПЭ
I. Установление спос-ти несоверш-х обвин-х, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания (временной задержки) в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий и определение меры их спос-ти руководить этими действиями
II. Установление принципиальной спос-ти психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учётом их индивидуально-психологических и возрастных особ-тей, уровня психич-го развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обст-ва и давать о них правильные показания
III. Установление, находился ли обвиняемый в момент совершения прест-я в состоянии физиологического аффекта и других психических состояний
IV. Установление спос-ти психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании (в первую очередь малолетних и несоверш-х) понимать хар-р и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление
V. Установление принципиальной возм-ти возникновения у S-та в конкретной ситуации различных психических состояний, делающих невозможным или существенно затрудяющих выполнение профессиональных функций в области управления современной техникой
VI. Установление у S-та индивидуально-психологических особ-тей (например, повышенной внушаемости, импульсивности, подражательности и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в конкретной ситуации
VII. Установление, находился ли умерший в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и, если находился в этом состоянии, чем оно могло быть вызвано.
VIII. СПЭ в составе комплексных экспертиз
ДИАГНОСТИКА ЛЖИВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Критерий оценки высказываний | Правдивые | Лживые |
Компетентность и осведомлённость | Часто выходят за рамки знаний чел-ка | Ограничены опытом, квалификацией, образованностью чел-ка, его фантазией Строятся на основе «типовых историй» |
Речевая хар-ка высказываний | Формулируются собственными словами | Изобилуют сложной терминологией |
Уникальность высказываний | Индивидуальные, правдивые, в них больше деталей, тонкостей | схематичны |
Эмоциональная насыщенность и убедительность | Больше свойственны. Человека трудно сбить с толку | Неэмоциональны, искусственная эмоция. Убедительность достигается путём ссылок на чужие слова |
Кажущееся несоответствие высказываний | больше | Все факты «приглажены» и согласованы |
Ролевая позиция говорящего | От своего имени | Постороннего наблюдателя |
Уклонение от ответа на прямой вопрос | нет | да |
Неоднократность повторения одних и тех же суждений | нет | да |
Приговорки | нет | Часто проявляются |
ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
√ - что рассказывать. концентрация рассказа. не пытайтесь объять необъятное
√ - кому рассказать.
√ - из каких частей состоит выступление: введение - тема, почему это будет интересно; основная часть - в предложении не более 10 слов; заключение - итоги. оригинальная концовка: # если я не убедила вас, жизнь в скором времени это сделает.
√ - украшения речи # афоризмы, высказывания
√ - побуждайте слушателей к действию # представьте себе, подумайте...
√ - избегайте ошибок говорения # стилистические, фонетические, лексические, морфологические, двусмысленность, злоупотребление иностранными словами, фактические...
√ - фигуры речи: анафора - единоначалие, антитеза, парадокс, антифразис, гипербола, литота - преуменьшение, паралипсис, антиципация-"я предвижу вопрос", эпитет, риторический вопрос
√ - невербальное поведение
√ - психологический контроль аудитории
√ - цель
♠
☺
♦
◦
●
√
◊
ПРИМЕЧАНИЕ:
"Не мы на детей похожи, а дети на нас".
"Родители жили отдельно и без тебя.;-)"
Мирзакорим Нарбеков. Опыт дурака или ключ к прозрению.
Майерс. Социальная психология.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Субъективные признаки:
Интерес (вопросы "как?", "почему?"), увлечение, стремление всё узнать, состояние нетерпения, состояние возбуждения
Объективные признаки:
Блеск в глазах, сосредоточенный взгляд, приоткрытый рот, постоянно задаёт вопросы.
ГНЕВ
Голова прямая, сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу. Расширение глазных щелей, быстрые движения глазных яблок. Губы плотно сомкнуты с подворачиванием губ внутрь. Руки размахивают, дрожание, кисти сжаты в кулак. Корпус наклонён вперёд. Топание ногами. Наличие разрушительной тенденции.