Тема урока: «Право в системе государственного управления»




Задание: на основе нижеизложенного материала ответьте на вопросы:

1. Что такое гос.управление?

2. В чем заключается правовой подход рассмотрения гос.управления?

3. Какое место занимает право в системе гос.управления?

Государственное управление (англ. publicadministration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. publicpolicy).

В теории государственного управления существуют четыре основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

· правовой подход;

· политический подход;

· управленческий подход;

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Во взаимодействии государственной власти и государствен­ного управления право, закон и нормативная юридическая си­стема играют свою особую роль.

Традиционно отождествляют право и закон. Суть его выражается в определении права как системы юридических норм, рассмат­риваемых в качестве государственного регулятора обществен­ных отношений. В этом случае государственная власть создает право по своему усмотрению, использует его как одно из средств воздействия на поведение людей. Право превращается в свое­образный инструмент который его обладатель может использо­вать как во благо, так и во вред.

Такое соотношение права, закона характерно для неразвитых сос­тояний названных явлений. В развитой системе государствен­ной власти и государственного управления права и свободы че­ловека определяют смысл и содержание деятельности органов государственной власти, государственного управления. Это означа­ет, что само внутреннее устройство, организация деятельности всех органов власти и управления должны быть подчинены ре­шению задачи закрепления и всемерного содействия и осущес­твления прав и свобод человека. Право выступает в качестве са­мостоятельной ценности, не отождествляемой с законом, представляющим собой одну из форм внешнего выражения юридических норм, нормотворческой деятельности государ­ства.

Народ является источником, носителем, субъектом государ­ственной власти, но он не может непосредственно осуществлять государственное уп­равление. Как социальная общность он обладает правом учре­дительной власти и реализует ее в форме референдума, выбо­ров. Результатом осуществления им государственной власти может быть, например, принятие конституции.
Такие способы, процедуры и результаты деятельности необ­ходимы, но недостаточны для государственного управления. Необходимо конкретное организованное взаимодействие зако­нодательной, исполнительной, судебной, контрольной влас­тей, приводящее в движение закрепленное устройство власти, осуществляемое через принятие и исполнение различных уп­равленческих решений в форме законов, указов, приказов, рас­поряжений во исполнение законов.

С этой точки зрения государственное управление представ­ляет собой как бы посредствующее звено между государствен­ной властью и конкретными сферами жизни общества. Через государственное управление государственная власть, вбираю­щая в себя социальные качества, возвращается к обществу и индивиду со своей продукцией, своими услугами в виде меха­низмов обеспечения прав и свобод человека, исполнения им своих обязанностей. Государственное управление не только обеспечивает связь государственной власти с обществом и ин­дивидом, но и служит важным каналом обратной связи — от об­щества и индивида к органам государственной власти.
Таким образом, во взаимосвязи государственной власти и госу­дарственного управления соблюдение права является исходной ос­новой и конечной целью организации и функционирования государ­ственной власти и государственного управления.
Закон
является основным, главным способом внешней пуб­личной фиксации, нормативного закрепления права, создающим возможность четкого определения его конкретного содержания, а следовательно, и дальнейшей защиты. Одновременно он выступает результатом нормотворческой деятельности государствен­ной власти, нормативной основой государственного управления.

Наряду с законом существуют и другие внешние формы за­крепления юридических норм, подчиненные закону, обладаю­щему верховенством в системе нормативно-правовых актов го­сударства, а также другие правовые средства, объединяемые по­нятием «нормативная юридическая система». Сущность нормативной юридической системы, выражаю­щая ее социальное назначение, состоит в закреплении государ­ством прав и обязанностей социальных субъектов, процессов их осуществления и исполнения как основы стабильного раз­вития общества, утверждения в нем юридического порядка.

Эффективность взаимосвязи государственной власти и госу­дарственного управления во многом зависит от соответствия закона праву, от воплощенности права во всей нормативной юридической системе данного государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: