Русская культура в XV – начале XVI века




Учитель:Сегодня на уроке мы познакомимся с достижениями русской культуры в XV-XVI веке, выделим новые черты в культуре, рассмотрим особенности культуры, развитие общественной мысли и летописания, зодчество, живопись, литературу.Авторы литературных произведений XV века продолжали обращаться к теме Куликовской битвы. Воспоминание о победе князя Дмитрия Донского рождало надежду на окончательное освобождение страны от ордынского владычества. Особенно знаменитым было «Сказание о Мамаевом побоище». Его автор, имени которого мы не знаем, восхищался подвигом русских воинов. Он хорошо изучил историю – вставил в книгу имена реальных героев. Речь шла при этом не только о князе и других знатных людях, но также и о рядовых участниках сражения. Был автор и фантазёром – в угоду интересам государства и церкви переиначивал некоторые события.

Ученый-архивариус: Во многих русских городах продолжали составлять летописи, рассказывавшие о важнейших событиях в жизни страны. При этом у наших предков стал усиливаться интерес к жизни других стран и народов. Появились «хронографы», рассказывавшие о всемирной истории. Первый из них составил в середине XV века выходец из Сербии Пахомий Логофет. Он полагал, что все основные события в истории разных стран и народов происходят по Божьей воле.

Всё чаще русские люди совершали путешествия в далёкие страны. Приключения в неведомых краях описывались в «хождениях», которые с увлечением читали на Руси. Три года прожил в далёкой Индии тверской купец Афанасий Никитин. Любознательного путешественника интересовало буквально всё в жизни индийцев. Он изучил их язык, культурные и религиозные традиции, общественное устройство. Всё это Никитин описал в увлекательной книге «Хождение за три моря», которую заканчивал словами: «А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!»

Учитель:В XV веке появлялось всё больше самых разных произведений литературы, расширялись интересы читателей.

Расцвет древнерусской живописи. К началу XV века относится расцвет творчества выдающегося русского художника Андрея Рублёва (он родился около 1360 года, умер в 1430 году). Мы уже знаем о том, что он был самым талантливым учеником Феофана Грека. О жизни Рублёва известно немногое. Он был монахом Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. Расписывал храмы. Работал также в Москве, Владимире, Дмитрове, Звенигороде. Жизненный путь, страдания самого талантливого художника Руси скрыты от нас тьмою веков. Первое летописное упоминание о творчестве художника относится к 1405 году. Он принимал участие в росписи Благовещенского собора в Москве. Здесь Рублёв работал вместе с Феофаном Греком над созданием иконостаса. Творение византийского и русского художников поразило современников, стало образцом для многих других храмов Руси. Не случайно о создании иконостаса Благовещенского собора упомянул летописец. Вместе с художником Даниилом Чёрным Рублёв работал в Успенском соборе Владимира. Его кисти принадлежит несколько картин и фресок. Особенно выразительна фреска «Шествие праведников в рай». Лица святых, написанные Рублёвым, исполнены внутреннего достоинства и благородства, их фигурам придана удивительная грация. Для работ художника характерно использование мягких, спокойных живописных тонов. Самая известная работа Рублева — икона «Троица» написана для иконостаса Троицкого собора. Великий мастер впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных юношей — ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжелые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. В творчестве Рублева получает свое логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях они создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения русского человека того времени. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI века был бывший князь, ставший монахом, Дионисий. Творческое наследие Дионисия было огромно. Только для Иосифо-Воло-коламского монастыря он написал 87 образов, но до наших дней дошло всего несколько икон. Сохранилась почти в первозданном виде последняя и наиболее значительная работа Дионисия — фрески Ферапонтова монастыря. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути. Многих легендарных воинов и мучеников Дионисий показывал с копьями в руках, в доспехах, они напоминали могучих богатырей, готовых встать на защиту своей земли.

Иконописные произведения XV века стали вершиной древнерусской живописи.

Московский Кремль – рубеж в развитии архитектуры. В XV веке ведущим центром русского зодчества стала Москва. Во второй половине столетия по приказу Ивана III была предпринята основательная перестройка Кремля.

Ученый-археолог: Грандиозные работы начались с постройки нового Успенского собора. Он должен был заменить старое здание, сооружённое ещё при Иване Калите. Но почти законченный новый собор, возведённый московскими зодчими, рухнул. Причиной этого стало плохое качество строительного раствора и отмеченное в летописи землетрясение.

Тогда для возведения собора был приглашён из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти. Перед тем как приступить к строительству, он по заданию великого князя поехал во Владимир, а затем – в Новгород. Там итальянский зодчий внимательно изучил знаменитые архитектурные памятники Руси. Проектируя собор в Москве, он использовал старинные образцы, главным из которых стал Владимирский Успенский собор. Фиораванти наладил в Москве выпуск кирпича, научил русских мастеров готовить прочный раствор, пользоваться различными приборами – и строительство началось. Оно продолжалось с 1475 по 1479 год (зимой тогда строительные работы не вели). Творение Фиораванти вошло в число наиболее выдающихся шедевров российской архитектуры. Успенский собор стал главным сооружением Москвы, символом Российского государства, образцом для других построек своего времени. Вскоре в Кремле были сооружены Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата – тронный зал, предназначенный для приёма иностранных послов. В их постройке также принимали участие итальянские архитекторы (Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари и другие). Изменились и оборонительные укрепления. На смену белокаменным пришли стены из красного кирпича. Оформление башен, зубцов роднит кремлёвские стены с крепостями Италии.

Учитель: В облике Московского Кремля слились традиции древнерусского зодчества и мастерство итальянских архитекторов эпохи Возрождения.

Новый облик российских городов. В это же время в Москве начинали строить каменные дома, принадлежавшие отдельным людям. Например, кирпичные палаты соорудили для себя один из купцов и митрополит. Так было положено начало каменной застройке в городах. Появляется ещё одна черта в русской архитектуре – сооружение церквей «под звоны», когда звонница располагалась над храмом, а над ней – глава. По такому образцу псковскими зодчими была построена Духовная церковь Троице-Сергиева монастыря. Это сооружение кажется необычайным. Праздничность храму придаёт отделка из зелёных, красных и коричневых изразцов.

Стены и башни Московского Кремля были построены с учётом последних достижений военной техники того времени. Поэтому они послужили образцом для оборонительных сооружений других городов России. Государство начало строительство нескольких крепостей. Руководил им Пушкарский приказ.

На западных границах государства, «на немецком рубеже», в 1492 году был возведён Иван-город. Он имел редкую, для того времени чёткую, правильную планировку. Укреплялись также земли, подвергавшиеся нападениям «казанцев». В начале XVI века каменный кремль был построен в Нижнем Новгороде. На южных границах, за Окой, там, где начинались степные дороги в Крым, сооружались целые линии крепостей для защиты от набегов «крымцев». Вскоре и здесь появились мощные каменные крепости – в Туле, Коломне, Зарайске. Русские города постепенно одевались в «каменный наряд».

Русская культура отразила основные события истории Московской Руси (освобождение от ордынской зависимости и создание Российского государства). Основой духовного развития страны стало возрождение культурных и государственных традиций домонгольской Руси, утверждение православной веры. В то же время культура русского народа обогащалась обычаями и достижениями других народов. Всё это закладывало основы российской цивилизации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: