Художественные произведения, которые используются для воспитания у детей самостоятельности в самообслуживании.
«Маша - растеряша» Л. Воронковой,
«Лекарство» В. Осеевой,
«Мойдодыр» К. Чуковского,
«Девочка чумазая», «Помощница» А. Барто,
«Что взяла, клади на место», «Топотушки» З.Александровой,
«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима,
«Я сама» И Муравейка,
«Сам» В. Степанов,
«Сами и само» В. Левин,«Алёша ехал в детский сад»
Г. Ладонщиков,
«Кто скорей допьет» С. Капутикян.
Народные песенки, потешки: «Водичка, водичка умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту принесла».
Мультфильм «Письмо неумейке»
И активно пользуемся системой Марии Монтессори! На страничке сайта тема уже поднималась.
Девиз: “Помоги мне сделать это самому”.
(Монтессори – метод дома. Руководство для родителей).
Задача взрослого – простроить среду так, чтобы у ребенка не было нужды каждый раз прибегать к помощи взрослого.
Пространство вокруг ребенка должно отвечать его потребностям: много двигаться, трогать руками, исследовать и участвовать в домашних делах.
Помните: полноценное развитие ребенка возможно только тогда, когда он имеет возможность изучать окружающий мир.
Десять активностей по системе Монтессори:
· Утоление жажды
Чтобы выпить воды, ребенок может сделать это самостоятельно.
Возьмите небольшой кувшинчик, стаканчик из натуральных материалов (керамика, стекло) и поставьте на видном месте.
· Сметание мусора
Подберите веник, совок и щетку и покажите ребенку, как ими пользоваться.
· Собирание пролитого
Понадобится ведерко, небольшая губка, которой ребенок сможет собрать жидкость, и тряпочка, чтобы вытереть пол насухо.
· Уход за домашними растениями
Для этого вам понадобится маленькая лейка с тонким носиком.
· Место для переодевания
Повесьте несколько крючков для верхней одежды. Поставьте низенький стульчик‑пуфик. И самое главное, не нервничайте, если ребенок тратит на застегивание ветровки слишком много времени. Заранее выделите на этот процесс столько времени, сколько необходимо именно ребенку, а не взрослому.
· Обед и сервировка стола
Участие в сервировке стола – полезный повседневный ритуал. Необходимо, чтобы ребенок знал, где хранятся его посуда и столовые приборы. Предоставить возможность ему самому выбрать и положить столько еды, сколько он хочет съесть. Для этого поставьте в центр стола супницу или блюдо с едой для всей семьи. После обеда ребенок вполне может не только убрать за собой посуду, но и вымыть ее.
· Использование холодильника
В холодильнике освободите нижнюю полку для продуктов, которые ребенок сможет брать в течение дня.
· Приготовление пищи
Кухня – это исследовательский рай, именно сюда постоянно тянет ребенка. Разрешите ребенку принимать участие во всех процессах, предварительно продумав безопасность.
· Использование собственного шкафа
Установите удобный шкаф или низкую тумбу – нужно, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. Позвольте ребенку самому выбирать одежду. Покажите разные способы складывания вещей. Кстати, пересчет вещей – это прекрасный способ освоить первичные навыки порядкового счета.
· Начинайте с предложения: «Ты хочешь поухаживать за растением, убрать мусор, вытереть пыль? Пойдем, я покажу тебе, как ты можешь это сделать».
Используя эти подходы, родители способствуют приобретению ребенком функциональной независимости, поднимая его самооценку на уровень «я могу» и «я полезен».
Утверждаю
Директор ГБУ ШРЦДиП
__________Казакова И.В.
_______________2012г.
Перспективное планирование
комплексных коррекционных занятий
учителя – дефектолога на летний период
(заезд -24 дня)
Пояснительная записка
Как следствие, у дошкольников и младших школьников 6-7 лет с ОВЗ отмечается низкий уровень интеллектуальной активности, незрелость эмоционально – личностных компонентов деятельности, неумение произвольно сосредоточиться на заданиях, повышенная утомляемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и определений.
Коррекционная работа, построенная мною не как простая тренировка умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающая в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте для детей с ЗПР универсальной формой коррекции является игровая ситуация. Поэтому все занятия предложены в форме игры.
Цель: обеспечить коррекционно- образовательный процесс для детей с ОВЗ в летний оздоровительный период
Задачи:
Развитие координации и пространственных представлений;
Коррекция наглядно –действенного и наглядно – образного мышления;
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
Развитие речи; Развитие мелкой моторики.
Формы работы:
индивидуальные; фронтальные: прогулки – наблюдения, экскурсии, развлечения, утренники;
Основные направления деятельности:
Работа с родителями: - создание заинтересованности у родителей: практические консультации по результатам экспресс диагностики.
-обсуждение необходимости коррекционной работы, знакомство родителей с программой.
-коррекционное занятие в присутствии родителей.
-обсуждение результатов совместно с родителями.
2. Работа с детьми.
Адресат: Дети возраст 6 -7 лет с ОВЗ
Занятия построены по материалам автора – составителя Зуевой Н.А., учителя начальных классов высшей квалификационной категории МУ СШ№ 39 г.Кургана
Редактор Казымова Е.Н., доцент кафедры научных основ управления образованием ИПКиПРО Курганской области.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3неделя | 4неделя |
Июнь Заезд с 1 по 24.06 | Диагностика Лексическая тема: Лето. 2.06. Игра «Плавание в океане» Способствовать формированию понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз» -Формировать представление о штриховке Развивать мелкую моторику; совершенствовать слуховое восприятие, внимание. -Преодолевать речевой негативизм. Воспитывать старание. Игра «Космическое путешествие» 1. Способствовать формированию понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз» формировать представление о разных способах штриховки; Развивать целеноправленность внимания, глазомер, восприятие величины и формы. Воспитывать положительное отношение к победе и поражению, умению радоваться за успехи других. | Лексическая тема: Лето, летние развлечения 6.06 Игра«В магазине» -Способствовать формированию умения располагать предметы в заданном порядке, используя слова «справа», «слева», «между». Развивать импрессивную сторону речи Формировать умение воспринимать и понимать речь педагога, его инструкции. Развивать наглядно – действенное мышление. Воспитывать интерес к знаниям. Игра«В гости пришел Незнайка» Учить детей составлять предложения, работать над пониманием текста. Развивать координацию движений, двигательную память, чувство ритма. Преодолевать речевой негативизм. Игра«Следопыты» Выявить уровень сформированности понятий «прямоугольник», «круг», «треугольник». -Развивать наглядно – образное мышление, умение находить «круглые»предметы. Воспитывать аккуратность. Игра «Лесная школа» - Закреплять умение составления рассказа о животном по плану. -Закреплять навык распознания сходных предметов, нахождения сходных и отличительных признаков. -Расширять активный словарный запас. Воспитывать интерес к занятиям. | Лексическая тема: Цветы летом 13.06. Игра «Веселый поезд» -Формировать навык построения графического диктанта с использованием приема сравнения объектов построчно и по по рядам. -Развивать общую моторику, координацию движений. -Воспитывать позитивное отношение к собственным ошибкам, стремление их не повторять. Игра «Веселый фотограф» -Способствовать формированию умения группировать слова по указанному учителем признаку. -Развивать пространственное восприятие и глазомер, наглядно-образное мышление. -Воспитывать аккуратность при работе с пластилином; интерес к занятиям. Игра «На почте» - Совершенствовать осмысление детьми понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз», умения штриховать в разных направлениях. -Развивать зрительную память, пространственное восприятие расположения предметов относительно друг друга. -Преодолевать инертность психических процессов. Игра - Путешествие в сказку «Колобок» -Способствовать формированию умений звукослогового анализа. Развитие умения делать словесно –логические сравнения. -Развивать восприятие формы и пространства, координацию движений. Воспитывать интерес к творчеству, любовь к сказкам. | Лексическая тема: Животные, насекомые, птицы летом 19.06 Игра «Волшебный кубик» -Совершенствовать умение делить слова на слоги, обучать детей распределять внимание. Развивать наглядно – образное мышление, умение находить «квадратные» предметы воспитывать любовь к животным. Игра «Повара» Развивать просодическую сторону речи (Темп, ритм, мелодичность) Развивать умение анализировать звучащую речь, сравнивать слова и предметы по разным признакам. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых. Игра «Идем в гости» Обучать умению комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении. - развивать воображение, логическое мышление. - закреплять правила поведения в гостях, умение употреблять «вежливые» слова. Игра «Мы птицы» Развивать навыки словоизменения и словообразования. - развивать слуховую и двигательную память. -развивать любовь к животным. |