Структурно-содержательные характеристики журнала




ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

МДК.02.03 Многостраничный дизайн

Специальность 54.01.02Графический дизайн

Курс 2

ТЕМА: Журнал

Занятия: комбинированное учебное занятие

Цели: ознакомить студентов с журналами

Овладение обучающимися:

1. общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

2.профессиональными (ПК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Осуществлять технические измерения и метрологическое обеспечение технологического процесса.
ПК 2.2. Определять соответствие полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции отраслевым стандартам.
ПК 2.3. Выявлять брак полиграфической продукции на каждой стадии технологического процесса и выяснять причины его появления.
ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по закрепленному виду работ.

 

Оборудование: _ компьютер, интернет, видео __

Ход занятия:

1. Организационный момент. Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места. Проверка по списку присутствующих на паре

2. Проверка знаний обучающихся. Подведение итогов проверки. Ответить на поставленные вопросы по теме: Создание детской книги

- Происхождение названия

- Преимущества печатных книжных изданий перед электронными

- Основные форматы книг

- Основные виды книжных изданий

3. Сообщение темы занятия: Журнал

4. Изложение нового материала, применяемая методика (_ 40 ___мин)

- Виды журналов

Структурно-содержательные характеристики журнала

Периодическая печать подразделяется на следующие виды: газета, журнал, бюллетень, календарь, реферативный сборник, экспресс-информация.

Журналом называется периодическое журнальное издание, которое содержит статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

В настоящее время журналы подразделяют на: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-технические, популярные, литературно-художественные, реферативные.

К числу признаков журналов относят читательский адрес, тематическую направленность, периодичность, внутреннюю структуру, облик и цветовое оформление журнала [20].

Рассмотрим основной признак журнала - читательский адрес.

Читательский адрес журнала зависит от разных факторов: профессии, рода деятельности, специализации читателя, возраста, пола, общей культуры, эрудиции, интересов. По читательскому адресу журналы делят на две группы: журналы, адресованные массовому читателю, или для читателей, являющихся специалистами по профилю издания. Для обозначения журналов первой группы в теоретических работах, в официальных документах, в профессиональной литературе пользуются термином "массовые", журналы второй группы относят к "специальным".

К массовым изданиям можно отнести научно-популярные, популярные, общественно-политические, литературно-художественные журналы. Их достаточно широкий адрес может быть дифференцирован по более конкретным читательским группам с учетом возраста, пола и других каких-либо признаков. Однако читателей массовых журналов всегда объединяет то, что они не являются специалистами по отношению к содержанию журнала.

К специальным - отраслевые журналы. Термин "специальный" оценивается как наиболее емкий для обозначения всей совокупности периодических изданий, целевое назначение которых состоит в распространении специальной, деловой информации в отличие от общезначимой (т.е. ориентированной на массового читателя).

Не менее важной характеристикой журнала является периодичность. По периодичности журналы делятся на следующие категории:

· ежемесячники всех типов, независимо от предмета издания и его жанра;

· еженедельники разных типов: событийно-политические новостные, оперативные информационные финансово-экономические, "пестрые";

· журналы, выходящие с двухнедельной периодичностью, большей частью это общественно-политические издания и репертуарно-информационные;

· ежеквартальные издания - элитарные или научные.

Следующим признаком журнала является его внутренняя структура, которая, как правило, состоит из двух частей. Первая часть структура, то есть порядок, в котором преподносится контент журнала. Вторая часть - композиционный план номера. Журнал должен иметь единую для всех номеров структуру, нарушать которую можно лишь сознательно и крайне редко. При формировании структуры журнала необходимо соблюдать ряд правил:

· структура должна быть понятной, чтобы постоянные читатели смогли быстро запомнить мысленную "карту" журнала. Это позволит им легко находить то, что им нужно, то есть ориентироваться в структуре журнала.

· содержание журнала представить в виде строительных блоков.

· планируемая структура должна быть логичной, независимо от количества страниц в журнале. Блоки, сходные по содержанию, следует располагать в одном месте.

Важным признаком журнала является его индивидуальный облик, который складывается из следующих элементов:

· оригинальное и свежее содержание;

· самостоятельность взглядов (идеология);

· привлекательный голос (тон) и внешний вид (дизайн).

Голос журнала - это тон, заданный общим стилем его материалов. Он может быть любым - властным, наглым, ерническим, ироничным, серьезным и так далее, но он должен быть.

Журнал должен быть интересным и узнаваемым. Этот фактор определяет его дизайн - классический, авангардистский, агрессивный или мирный.

Во всех этих трех аспектах самое главное то, что ваше издание должно иметь свое лицо, легко отличимое от конкурирующих изданий.

В обретении индивидуального облика существенную роль играет формат издания. Сегодня на рынке существуют три основных типа журналов - стандартный (А4), малоформатный (А5), крупноформатный (А3). Формат А5 как нельзя лучше подходит журналу, который предоставляет информацию о развлечениях и мероприятиях в городе. Формат А3 позволяет печатать более объемные статьи и более крупные фотографии. Он также дает более широкие возможности для дизайна. Большинство журналов используют формат А4 или близкий к нему. Существует также несколько промежуточных нестандартных форматов Последняя характеристика журнала - его цветовое оформление. Цветовые коммуникативные обозначения помогают восприятию основного содержания, активно управляют вниманием читателя и обеспечивают удобную навигацию по изданию. Поэтому в практике используется различное цветовое оформление журналов для различных целевых аудиторий - женских, мужских, детских и т.д. [22].

Для оформления женских журналов лучше не использовать красный, зеленый и синий цвета. Красный слишком резкий, агрессивный и возбуждающий цвет, он призывает человека к какой-либо деятельности, поступкам и свершениям. Зеленый слишком консервативен и статичен, а синий - серьезен и строг. Такой журнал предназначен для того, чтобы помочь расслабиться, отвлечься. Для отдыха подходят нежные тона. Светлые, но насыщенные. Например, голубой, розовый, который всегда был символом женственности. Фиолетовый - считается цветом любви, но при этом нельзя забывать, что слишком темный тон этого цвета может навеять меланхолию. Сохраняет значение фиолетового, но действует менее навязчиво и жестко лавандовый цвет. Созданию хорошего настроения поможет желтый, самый светлый из ярких цветов, а коричнево-желтый - создаст ощущение уюта.

Мужчины по природе более активны, чем женщины, и отдых они предпочитают тоже активный. Поэтому статьи в мужских журналах посвящены машинам, путешествиям, спорту и т.д. Все эти увлечения предполагают движение, действие. Им соответствуют яркие, насыщенные, но при этом классические цвета, такие как красный, оранжевый, желтый.

Молодежь относится к аудитории, предпочитающей яркие, насыщенные цвета. Очень темные тона, которые могут оказать гнетущее впечатление, в оформлении лучше не применять. Синий, фиолетовый и коричневый - цвета не для молодежных изданий. Синий слишком сдержан, фиолетовый меланхоличен и инфантилен, а коричневый банален. Стремлению молодых всеми способами выделиться и отличиться будет соответствовать, например, пурпурный цвет, а желанию веселиться и общаться - желтый и оранжевый.

Дети в силу небольшого количества накопленных знаний и опыта плохо ориентируются в окружающем мире и в пространстве, поэтому цвет не должен затруднять "путешествие" маленьких читателей по журналу. Шрифт основного текста лучше оставить черным, а фон белым или какого-нибудь светлого и малонасыщенного цвета - так материалы будут легче читаться. В представлении детей каждый цвет соответствует каким-либо предметам или явлениям, которые в окружающей среде чаще всего бывают именно такого цвета. Например, желтый - солнцу, лимону; зеленый - траве, деревьям; красный - помидору; голубой - небу. Любое несоответствие цвета и объекта в иллюстрациях будет сбивать с толку.

Журналы для смешенной аудитории содержат обычно разнообразные темы и материалы. Состав читателей максимально приближен к городской структуре. Основной текст должен быть напечатан черным по белому, цветом лучше выделять только колонтитулы, заголовки и выноски, а цветные подложки использовать для новостей. Поскольку эти журналы читают в часы отдыха, в основном вечером после работы, цветовая гамма, в которой они оформлены, должна успокаивать, а не возбуждать. Для этого подходит, например, голубой, синий, бордовый, зеленый цвета. В связи с этим фиолетовый и коричневый использовать на страницах подобных изданий не следует: первый - цвет внушаемости и уравнивания, а второй - цвет простоты и обыкновенности.

В специализированных изданиях цвет используется в основном для выделения.

Обложки подобных журналов могут быть оформлены ярко или, наоборот, неброско (в зависимости от профессиональной сферы, которой посвящено издание: полиграфистам, Web-дизайнерам, юристам или учителям).

Но цветовое оформление внутренних полос журнала должно быть лаконичным. Выразительные и декоративные средства не должны отвлекать от содержания, так как информация в изданиях этого типа носит познавательный, а не развлекательный характер. Лучше выбрать три-четыре цвета. Яркими цветами, например красным или оранжевым, можно выделять небольшие элементы: колонтитулы, заголовки новостей, разделительные элементы (линейки, рамки и т.д.).

Для заголовков статей желательно использовать темно-синий, темно-зеленый или черный цвета, так как возбуждающие цвета в большом количестве будут раздражать. Основной текст лучше подавать "черным по белому". Цветным фоном следует выделять только справочную или другую дополнительную к статьям информацию. При этом для всех фонов лучше использовать малонасыщенные или немного затемненные тона [22].

В данном параграфе было дано определение журнала, как печатного единицы и приведены его главные структурные характеристики, такие как читательский адрес, тематическую направленность, периодичность, внутреннюю структуру, облик и цветовое оформление журнала.

Выводы по первой главе

В первой главе были рассмотрены классификации средств массовой информации и уровни печатных изданий. Наиболее полной нам показалась типология С.Г. Корконосенко, который делит издания на общенациональные, региональные и местные. Также в работе была задействована классификация региональных изданий, предложенная Я.Н. Засурским, которая представляет собой трехрядную модель: печатные СМИ, адресуемые "всем"; СМИ, адресуемые определенному социальному слою; узкоспециализированные СМИ. Подробнее мы остановились на рынке СМИ г. о. Тольятти, нами было выяснено, что в городе представлены как федеральные, так и местные СМИ, общее число которых достигает более 30 изданий.

Формирование издания не возможно без определения структурно-содержательных характеристик. В ходе работы мы изучили разновидности журналов (общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-технические, популярные, литературно-художественные, реферативные) и рассмотрели основные признаки данного печатного ресурса: читательский адрес, тематическую направленность, периодичности, внутренняя структура журнала, облик журнала, цветовое оформление журнала.

Во второй главе будет представлен проект городского печатного издания: журнал о красоте, здоровье и спорте - "Гармония". Проект содержит в себе концепцию журнала и его дизайнерское оформление.

Типология журналов

Современное общество носит информационный характер и его жизнь невозможна без полноценного обеспечения информационных потребностей.

Важнейшим источником оперативного информирования читателей о событиях и фактах общественной жизни, о результатах научных исследований, а также средством формирования мировоззрения является периодическая печать.

Периодические издания представляют несомненный практический и научно- познавательный интерес для широкого круга читателей, в том числе и для специалистов различных отраслей знания, периодика незаменима и для расширения кругозора и проведения досуга.

Проблемы типологии журналов занимали ученых и практических работников с давних пор. Разработка типологии журналов привлекла внимание исследователей, работающих в журналистике, литературоведении, книговедении, библиографии. В современных исследованиях по проблемам типологии журналов предлагаются различные группировки, позволяющие сделать вывод, что все они в основном построены на принципах отраслевой и функциональной дифференциации.

По читательскому адресу могут быть выделены две группы журналов по искусству: как уже было сказано выше это журналы, предназначенные для читателей – специалистов и журналы для читателей – неспециалистов – массового читателя и отдельных его групп.

Журналы для специалистов призваны содействовать профессиональной деятельности своих читателей. В этой группе журналов можно выделить:

научные,

производственно – практические,методические,реферативные.

Журналы для специалистов по функциональному назначению можно подразделить на:

научно – популярные,

литературно – художественные;

по читательскому адресу

журналы для детей,

для молодежи,

для женщин,

для специфических групп читателей.

Обслуживание массового читателя. Здесь издания являются одним из средств пропаганды искусства (наряду с кино, телевидением и др.). Конкретное содержание этих задач определяется современным состоянием развития искусства, целями культурно – просветительной работы.

Одна группа научно – популярных журналов адресуется широкому кругу читателей, интересующихся проблемами науки, а также занимающихся научной работой в смежных областях. Назначение журналов – формирование научного мировоззрения читателя, расширение его кругозора, популяризация достижений науки и техники. Журналы иллюстрируются фотографиями и рисунками, наряду со статьями различной тематики, содержат практическую информацию, развлекательные материалы, литературно – художественные произведения.

Другую группу составляют те журналы, что предназначены для распространения специальных знаний и практических навыков, изложенных в доступной форме. Тематически эти журналы охватывают большой круг вопросов в различных областях науки, производства, культуры и искусства.

Говоря о типологии журналов по искусству необходимо также наряду с вышеизложенными классификациями обозначить и дать трактовку самому термину искусство.

Искусство (БЭС) – художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно - прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино.

Таким образом, журналы по искусству подразделяют по этим жанровым особенностям.

Литературно – художественный журнал – периодическое издание, чаще всего ежемесячное, знакомящее читателя с новинками оригинальной или переводной литературы и новостями литературной жизни, и способствующее формированию общественного мнения. Литературно-художественный журнал обычно имеет разделы литературной критики, публицистики, рецензии на новые книги, хроники культурных новостей, как правило, содержат статьи по вопросам экономики, социологии, истории и текущей политики.

По читательскому адресу могут быть выделены группы журналов – для читателей специалистов и для неспециалистов (массового читателя).

Остановимся на журналах второй группы.

  • По функциональному назначению их можно подразделить на издания научно-популярные и литературно художественные
  • По читательскому адресу - на журналы для детей, для молодежи, для женщин

Современная классификация литературно-художественных журналов достаточно условна, но существующее разнообразие говорит о динамике процессов., происходящих в российском литературоведении и журналистике.

Деление литературных журналов:

1. По территориальному признаку.

    • Общегосударственные (Новый мир, знамя иностранная литература)
    • Областные и межобластные (Алтай, Дальний восток, Подъем)
    • Городские (Город, Радонеж, Устюжина.)

2. По направленности (маркировке)

  • Литературные
  • Литературно-художественные и общественно-политические (Дон, Урал, Запад России.)
  • Литературно-исторические.

3. По направлению.

  • Патриотические (Север, Русская провинция, Русь)
  • Близко стоящие к ним традиционалистские (Дон, Подъем, Дальний восток)
  • Центристские (Волга, Запад России)

Вёрстка любого журнала — это результат взаимодействия редактора и дизайнера. Вместе они придумывают, как заинтересовать читателя, что он должен ощутить и понять из материала.

В книге «Редактируем дизайном» Ян Уайт делится простыми приёмами вёрстки и доказывает: дизайн — это не просто красивая упаковка, а инструмент, который помогает сложное сделать простым для восприятия.

Ян Уайт — арт-директор, дизайнер и консультант, который с 1951 года занимался оформлением печатных продуктов. За свою карьеру он провёл более 1800 семинаров в 27 странах и помог многим изданиям улучшить вёрстку своих журналов.

Рассказываем, как система вёрстки помогает сделать удобнее чтение журнала или сайта, как с помощью иллюстраций создать интригу и о чём нужно помнить при работе над заголовками и выносками.

Из материала вы узнаете:

· как эффектно верстать иллюстрации;

· почему не стоит экспериментировать с оформлением заголовков;

· для чего нужен контраст и как его добиться.

Вёрстка

Единообразие — очень важная вещь в вёрстке журнала или сайта. Оно помогает быстрее доводить материалы до публикации и не тратить на это много ресурсов. Поэтому Ян Уайт советует вводить правила вёрстки как можно раньше:

Сетка — самый простой и надёжный способ добиться единообразия. При её создании Ян Уайт советует использовать четыре, пять или семь колонок, так как они помогают наиболее вариативно компоновать статьи.

Четыре колонки дают большую свободу макетирования. Они не требуют мелкого шрифта, но при этом позволяют добавлять сноски, выделять важные цитаты и делать иллюстрации достаточно большими:

Пять колонок требуют шрифта поменьше, если заполнять каждую. Но, объединяя несколько колонок в одну, можно придумать неограниченное количество вариантов компоновки материала:

Семь колонок в чистом виде не подходят для вёрстки текста, так как строки в них получатся слишком узкими. Но это очень удобный инструмент для различных комбинаций:

В веб-дизайне обычно используют сетку из 12 колонок, так как она позволяет ещё сильнее разнообразить вёрстку страниц.

Также важна и система отступов. Важно следить, чтобы они не были одинаковыми всегда и везде, иначе читателю будет очень тяжело отличить один смысловой модуль от другого. Например, несколько модулей с одинаковыми отступами кажутся единым целым, из-за чего становится сложно понять, какой из них первый, а какой последний:

Чтобы человек легче вовлекался в статьи и понимал их структуру, важно сделать чтение максимально удобным. В большинстве языков принято писать направо и сверху вниз, поэтому и текстовые блоки нужно верстать так же:

Если эту особенность игнорировать, читатель не сможет сразу разобраться, как читать текст на странице. Например, здесь из-за недостаточного вертикального отступа заголовок кажется выносом, две статьи кажутся одной:

Использовать правила вёрстки всегда и везде необязательно. Иначе из-за однообразной композиции каждой страницы читатель заскучает и пойдёт заниматься чем-то другим:

В идеале нужно всегда сопротивляться попыткам втиснуть ваше мышление в стандартный формат, если вам его навязывают. Лучше рассматривайте каждую статью как отдельную, самостоятельную, многообразную структуру. Продукт остаётся целостным, если сохранится его однородность в шрифтах, их размерах и интерлиньяже.

Иллюстрации

Иллюстрация — первое, что сразу бросается в глаза на странице и формирует ожидания читателя от дальнейшего текста. Подбирать картинки по принципу «красиво — некрасиво» — неправильно:

Иллюстрации открывают читателю информацию. Использовать их нужно осознанно, а не просто чтобы разбить текст или оживить страницу. Не нужно относиться к ним как ко второстепенному элементу, которым они не являются.

ЯН УАЙТ

При вёрстке иллюстраций важно учитывать направление чтения и помнить об отношениях между элементами на странице. Чтобы результат этой работы был эффективнее, воспользуйтесь некоторыми советами Яна Уайта.

Выравнивайте фотографии людей по уровню их глаз. Для людей линия горизонта — очень важная точка отсчёта. А когда на странице есть фотографии, роль этой линии выполняет уровень глаз.

Драматургия широкой панорамы. Если разбить пространство на две части и поставить рядом панораму с её увеличенной частью, их смысловое притяжение вырастет. Например, здесь кажется, что нижняя часть иллюстрации имитирует приближение, как в фотоаппарате:

Смысловые цвета. Объекты одинаковых цветов воспринимаются связанно независимо от того, есть ли в этом смысл. Эту бессознательную реакцию можно использовать с пользой для читателя, чтобы явно показать связь между двумя иллюстрациями.

Любопытство. Всем людям интересно, куда именно смотрит человек рядом, — это же касается и фотографий. Ваш взгляд моментально переключится на текст, если человек на фотографии рядом смотрит на него.

Например, здесь мальчик смотрит на текст — благодаря этому возникает интерес и мотивация его прочитать. Если поменять текст и фотографию местами, композиция сработает хуже.

Эффект можно усилить, если сделать выносные элементы:

В натуральную величину. Обычно фотографии стараются показать целиком. Но иногда лучше показать предметы в натуральную величину, даже если придётся обрезать часть иллюстрации. Например, композиция с маленькой чашкой выглядит куда слабее, чем с большой, — даже несмотря на то, что фотография поместилась не полностью.

Крупнее натуральной величины. Преувеличенный масштаб работает ещё сильнее натурального. Этот приём можно использовать в неожиданных контекстах, чтобы добиться ощущения интриги. В журналах о моде этим приёмом пользуются чаще всего — с помощью него можно и подробно продемонстрировать технику макияжа, и сделать вёрстку эффектнее.

Подписи. Если у вас на странице несколько картинок требуют пояснения — подпишите каждую отдельно, а не складируйте текст где-то в углу. Если читателя заинтересовала только одна картинка, то искать пояснение к ней в куче текста — дополнительный труд. Поэтому не стоит заставлять читателя прилагать усилия, даже если ради этого придётся жертвовать эстетикой.

Заголовки и текст

Если иллюстрация привлекла внимание читателя, то заголовок поможет принять решение, стоит ли дальше читать текст. Довольно часто дизайнеры пытаются его как-то интересно оформить, чтобы «читатель не заскучал»:

Трудно сопротивляться искушению поиграть оформлением заголовков, чтобы «стало интереснее», но удержите себя от нововведений, продиктованных только модой или желанием разнообразия. Если издатель пытается быть «интересным», клепая причудливые заголовки, то у него большие проблемы.

ЯН УАЙТ

Ян выделяет несколько правил, которым стоит следовать дизайнерам при вёрстке заголовков и текстовых блоков.

Никогда не пишите все слова с прописных. Попробуйте прочитать этот текст и оцените, насколько это сложно сделать:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: