Имприматуры западно-европейских и русских художников 15-19 веков




Имприматуры итальянских художников 15-17 веков

Леонардо да Винчи (1452-1519). В начале своего творчества работал в технике темперной средневековой живописи, наращивая толщину красок. Позже использовал метод фламандской живописи масляными красками, но без типичного для фламандцев наращивания толщины красочного слоя. По клеевому гипсовому грунту он штудировал коричневой имприматурой.

Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать – обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.

В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.

В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.

В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.

С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.

Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творчество Леонардо да Винчиможно разделить на три этапа.

  1. Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
  2. Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
  3. В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

«Мадонна Бенуа » (1478—1480)

 

«Мадонна в скалах» (1499-1506)

«Благовещение» (1472—1475)

Имприматуры испанских художников 16-17 веков

Диего Веласкес (1599-1660). Писал на клеевых очень темных грунтах, где наполнителем использовал красно-коричневый болюс – цветную землю со значительной примесью глины и известняка, часто положенную одним слоем.

Он рано проявил интерес к живописи и в десятилетнем возрасте был отдан в ученики к известному в то время художнику Франсиско Эррере Старшему. Обучение длилось всего год. Не выдержав тяжелого нрава учителя, юный Диего покинул его студию. Однако Эррера обладал несомненным талантом, и его влияние, по мнению специалистов, прослеживается в ранних работах Веласкеса.

30-е годы XVII столетия были весьма плодотворными для Веласкеса и в творчестве, и в карьере. Он получил должности гофмейстера и хранителя королевского гардероба, а позже должности королевского камердинера и смотрителя работ. Он создал целый ряд замечательных полотен, среди которых: Сдача Бреды, Серия портретов придворных шутов, Марс отдыхает, Несколько портретов королевских особ династии Габсбургов. Треть всех сохранившихся работ мастера принадлежит именно к этому периоду.

В период с 1648 по 1651 годы состоялось вторая поездка в Италию. На этот раз Веласкес имел конкретное задание по приобретению античных статуй и картин для королевской коллекции, а также должен был нанять мастеров для росписи потолков дворца. В Риме он был удостоен аудиенции Папы Иннокентия X и написал его портрет и ряд портретов римской знати.

Творчество художника с самого начала отличает смелость, реалистичность, стремление к использованию новых приемов, переосмыслению обыденных сюжетов. Если в ранних работах чувствуется влияние известных художественных школ при сохранении индивидуального почерка, то в поздних полотнах виден уже полностью самостоятельный уникальный стиль Веласкеса, новый и даже слишком передовой для его времени. Стиль, который найдет понимание только через 200 лет.

(

«Венера с зеркалом» (1647-1651)

«Менины» (1656)

«Завтрак» (1617)

Имприматуры нидерландских художников 16-17 веков

Питер Рубенс (1577-1640). Работал на клее-меловых грунтах, чаще на деревянном основании с очень гладкой поверхностью грунта. Часто начало работы его походило на фламандскую технику живописи – светлая коричневая моделировка форм непосредственно по белому грунту. Он также великолепно владел и итальянским, более свободным методом письма, но никогда не применял темных грунтов, часто используя их в светоотражающие свойства. Любил жемчужно-серые имприматуры на свинцовых белилах с добавлением в серую краску охры красной. В своих алтарных работах на дереве использовал коричневые имприматуры из умбры и охры на свинцовых белилах. Для праздничных эскизов Рубенс любил применять клеевые имприматуры с фактурными мазками от кисти, просвечивающимися сквозь прозрачные краски. Многие работы, подобные этой его технике находятся в Эрмитаже.

Великий живописец родился на чужбине, в немецком городе Зигене, куда его родители эмигрировали, спасаясь от террора испанских поработителей. Когда после смерти отца в 1587 г. будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен, он застал этот богатый город в полном запустении. Фландрия, оставшаяся, в отличие от Голландии, под испанским владычеством, медленно восстанавливала свои силы. Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Но в годы учения Рубенса фламандское искусство ещё только стремилось обрести почву под ногами.

Двадцатитрехлетний художник совершает решительный шаг — он надолго уезжает в Италию, Там его настоящими учителями становятся Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Караваджо, Он изучает их творчество, копирует картины, делает зарисовки скульптуры, С этого времени начинается и светская карьера Рубенса. Мы видим его при дворе герцога Мантуи, затем в Риме. В 1603 году он совершает первое путешествие в Испанию.

Вернувшись в 1608 году на родину, Рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Его авторитет непререкаем. В мастерской Рубенса (где прошли обучение, в частности, Йордане и Ван Дейк) сотнями изготовляются огромные полотна по заказу двора, знати и церквей. Но Рубенс находит ещё время и для того, чтобы выполнять дипломатические поручения испанских наместников: ездит в Голландию, Францию, Англию. В Испании в 1628 году он знакомится с молодым Веласкесом.

«Персей освобождает Андромеду » (1622)

 

«Суд Париса » (1639)

 

 

«Вакх » (1638-1640)

 

Имприматуры французских художников 17-18 веков

 

Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1794-1863). Один из ярких последних представителей французской колы живописи старого времени, пытавшихся воскресить приемы прозрачного письма Тициана и Рубенса. Писал по серому и коричневому подмалёвку.

Дебют Делакруа как художника состоялся в 1822 году в парижском Салоне, где он представил работу «Ладья Данте» («Данте и Вергилий»). В основу картины лёг эпизод из «Божественной комедии»: Данте и дух Вергилия переплывают Стикс, а души грешников пытаются опрокинуть их лодку. От полотен в стиле классицизма картина Делакруа отличалась смелостью композиции, внутренней напряжённостью в прорисовке фигур, общей мрачностью полотна.

Помимо сюжетов и образов литературных произведений, Эжена Делакруа вдохновляли также исторические события и события современности, на которые художник живо отзывался. Так появились картины «Резня в Хиосе» о борьбе греческого народа с турецкими захватчиками, «Кардинал Ришелье слушает мессу в Пале-Рояль», «Убийство Льежского архиепископа» и наиболее известная работа художника – «Свобода на баррикадах», посвящённая Второй французской революции. Наверняка, каждый хоть раз видел репродукцию этого полотна, где стоящая среди горы трупов полуобнажённая Свобода поднимает над головой трёхцветное знамя.

Со временем Делакруа полностью отказался от серого, отдавая предпочтения более ярким и насыщенным тонам. Это и сделало живописца новатором. При помощи цвета художнику всё лучше удавалось передавать эмоции и состояние героев, создавать общее настроение полотен.

На создание некоторых картин Делакруа вдохновили и его путешествия.

Благодаря экспериментам с цветом некоторые картины Делакруа предварили работы импрессионистов. Недаром он оказался практически единственным, кто поддержал новое направление в живописи на заре его формирования.

«Резня на Хиосе » (1824)

 

 

 

«Смерть Сарданапала » (1827)

 

 

«Девушка- сирота на кладбище » (1824)

Имприматуры русских художников 18-19 веков

О.А. Кипренский (1784-1825). В первой половине творчества писал на авторских клеевых грунтах. Позже стал использовать фабричные холсты различных западноевропейский фирм. Писал на теплых тонированных грунтах цвета жжёной умбры.

Восемнадцатый век был веком сословности. Каждый человек не только одевался «по чиностоянию своему», но также ощущал себя в обществе. Художник в сословной иерархии стоял невысоко. Дворяне презирали людей ручного труда, и живописец, даже очень даровитый, по традиции считался ремесленником. Правда, он мог занимать посты в Академии художеств, и это ставило его в ранг чиновничества, мог даже стать придворным, но такого положения удостаивались в восемнадцатом веке немногие. Художника как свободного творца общество восемнадцатого века не знало.

Девятнадцатое столетие принесло новые идеи. В литературу и искусство приходят новые, романтические герои — люди сильных и безудержных страстей, внезапных и непредсказуемых душевных порывов, стремящиеся к свободе, терзаемые внутренним разладом, нередко гонимые. Такой «исключительной личностью» в романтической литературе часто становится поэт, музыкант, художник — человек, одарённый талантом, и в силу этого живущий по особым законам, противостоящий миру обыденности и находящийся в разладе с ним. Считается, что художник живёт искусством и для искусства, его чувства кипят, и душа не знает покоя, ему ведомы радости и страдания, недоступные обычным людям, и его нельзя судить обычными мерками.

Кипренский был необычайно восприимчивой личностью. Как живописец он выразил в своём творчестве идеалы противоречивой эпохи, а как человек — показал всей своей жизнью истинный образ художника-романтика. Этому способствовали и склад его характера, и загадочные обстоятельства его биографии. Личная трагедия Кипренского состояла в том, что свой миф о свободном и независимом художнике он пытался воплотить в монархической России и в конце концов погубил себя.

 

«Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду » (1802)

 

«Ворожея со свечой » (1828)

 

 

«Богоматерь с младенцем » (1806-1809)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: