дляпривлечениякнимвнимания,смысловоговыделенияих.




 

Определения: Пример
-относящиесякличному местоимению (дажеодиночные);   -описывающиевнешнийвидлица,предмета,отмечающиеегочем-тоинтересныепризнаки,свойства.Обычностоятпослеопределяемогослова,чащеименисобственного;     -стоящиепослеопределяемогословаи поясняющие поотношениюкопределению,стоящемупередэтимсловом(особенноуточняющиевес,размерит.п.);     -выраженные сравнительнойстепеньюприлагательного спояснительнымисловами; И вы, свашимумомисердцем, непонялиего?   Внебе, цветаснятогомолока, пенилиськлочьяоблаков.   АннаИвановна, вшляпеишали, наконецвернуласьспрогулки.     Второй мальчик, сосмеющимсялицом, отвернулся. Этот стул ,сгнутыминожками, ещецел.Самыйбольшой плакат, метратриначетыре, везгрузовик.   Гнедых коней, гораздо резвеем естных, мыпривезлиссобой.

 

  -стоящиеводномрядуссогласованнымиопределениями;   -сдополнительнымзначением причины,уступки,условия.   Определениеспоясняющимзначением,выраженное неопределеннойформойглагола сзависимымисловами,обычновыделяется тире.   Иногдаидругиенесогласованныеопределениявыделяютсяспомощьюнезапятых,а тире: ужеимеющиевнутрисебязапятые,для авторскогоп одчеркивания(причиныипр.).   Вошламолодая женщина,высокаяистройная, сосмуглымлицом, иселауокна.   Машина ,сосломаннымрулевымуправлением, осталасьвполе. Иван, такогороста, недостал! Ребенок, вшубке, незамерзнет.   Унегобылазолотая мечта –статьучителем– ионпоступалвпедвузужевтретийраз.     Девочки –вярких,нарядных,праздничныхплатьях– шумели,ожидаяначала. Эти кони –гораздорезвееместных– пользовалисьспросом.

 

 

Обособленныедополнения.

 

Правило Пример
1.Обычнообособляютсяуточняющиедополненияспредлогамикроме,вместо,помимо,включая,исключая,сверх,нарядус,вотличииотидр.созначениемисключения,добавления,замещения,различения.     2.Обособлениедополненийсвязаносихраспространенностью,подчеркиваниемихролиавтором.Есливместо=за,обособлениянет.   Уточняемыеиуточняющиесловамогутбытьразнымичленамипредложения. Онневиделничего,кромееесмеющихсяглаз. Все,включаяновичков,оченьстарались.Иван,вотличииотВани,человексолидный.     Ср.:Кромезарплатыонполучилпремию.Яработалвместонего.   Вместобритыхскул,былаунеготеперь бородка.
3Уточняющиедополнениямогутобособлятьсяспомощьютире(авторское–зачем-либовыделить).   Всех–заисключениемвиновных–строгонаказали.

 

 

Обособлениеуточняющих,поясняющихслов.

 

    Вообщеобособляютсяслова, поясняющие предшествующиечлены Пример
 

 

предложения(главныеивторостепенные)иприсоединяющиесясловаминапример,даже,особенно,вособенности,главнымобразом,вчастности,втомчислеидр.;   союзамитоесть,аименно(именно),или.   Иногда тоесть,аименно подразумеваются(ихможноподставить).   Многиескучали,напримеря.Сталотепло,дажежарко. Оннелюбитсобак,особеннолаек.Люблюразныецветы,втомчислеполевые.   Церковьбылавновомвкусе,тоестьсколоннами. Кричатьнадо,именноорать!   Этоцерковьвновомвкусе,сколоннами.
Присоединительныесоюзы.содержат пояснения,уточнения, дополнительныезамечания ковсемупредложению(анекодномуегочлену–ср.выше)иобычноприсоединяютсясловамидаже,особенно,вособенности, главнымобразом,вчастности,втомчисле,даивообще,даи,даеще,причем,притом,ипритом,и(=ипритом)идр.,аиногдаибезэтихслов.   Выигратьунего,дажеслучайно,невозможно. Оннелюбитсобак,особенноиз-залая.Оннелюбитцветов,даивообщескучен.Яскучал,притомужасно. Ондобилсясвоего,искоро.Онуехал,ещевчера.
Иногдаприпояснительныхсловах–тире.   Различныепояснения,дополнениямогутзаключатьсявскобки. Яхочуодного–помочьвам!Оншелрядом–провожалее.Онужеплыл–быстро,ловко.   Машинально(самнезаметивкак)онповернулкеедому.

 

 

Пунктуацияприсравнительныхоборотах,союзах.

 

Правило Пример
Сравнительныеоборотыссоюзамикак,будто,какбудто,словно,точно,что,чем,нежеливыделяются,если,обозначаясравнение,уподобление,другихоттенковнеимеют. Облетелилистья,желтые,какзолото,ибурые,словномедь. Он,будтоюношавлюбленный,запискиждет. Ибледенон,чтомел.Бледен,чеммел.
НЕвыделяютсявыражениясперечисленнымивышесловами,если:   1.Этофразеологическиевыражения(обычнозаменяютсянаречиями)илииныеоборотысобстоятельственнымзначением(сравнительныйсоюз+существительноевИ.п.;оборотможнозаменитьнаречиемилиТ.п.существительного).   ЕслисуществительноеневИ.п.,есливажноименнообразноеуподобление,оборотвыделяется.   2.Этоименнаячастьсказуемого: -безглагола-связки(внаст.времени)илис   Спиткакубитый(оченькрепко),Голоденкакволк(ужасно),вертитсякакбелкавколесе. Какградпосыпаласькартечь(=густо,градом). Ручейизвивалсякакзмея(=по-змеиному,змеей).   Онобвитлианой,какзмеей. Чтотывертишься,какзмеяподвилами.   Ееглазакакдватумана…Зубыеечтоперлы.

 

был,будет; -совспомогательнымиглаголамистать,становиться,сделаться…   3.Возникаетсмысловоеединствосглаголом,ибоонодинневыражаетнужногосмысла:делоневдействии–авкачестве,состоянии.   Приэтом(пп.2,3)могутбытьсловапочти,совсем,совершенно,точь-в-точь,просто,вродеит.п.   4.Сравнительныйсоюзобразуетсмысловоеединствососказуемым(глаголомилицельнымвыражениемсглаголомвцентре),стоитвпередиего.(Ср.сослучаем,когдавпредложении–другоесказуемое.) Городбылибудеткаксад.Становилоськакбудтожарко. Онсделалсясловнопьяный,сталсовсемкаксумасшедший.     Этозвучиткакпарадокс.Онасамаходилакакдикая.   Нашдвор почти чтосад. Онстал совсем каксумасшедший.Этосмотрится простока кнасмешка.   Онакакочнулась. Тыбудтослунысвалился.Звукисловнопадаютснеба.   (Звуки доносятсян еизвестнооткуда,словнопадаютснеба.)

 

Обращение

 

Правило Пример
1.Обращениевыделяетсязапятыми(сзависимымисловами,еслиониесть). Наташа,идисюда! Впередтебенаука,мойдруг.
1.Чащевсегообращение–существительное вИ.п. Личноеместоимениередко,нобываетобращением;чащевходитвегосостав.Обращениямогутбытьииныеслова,называющиетого,ккомуобращаются: прилагательное,причастие,числительное,существительноевкосвенномпадеже,наречие. Аты,голубчик,куда?   Шевелись,ты,живее!Пришли,лапочкавымоя!   Хорошаямоя,кудажты?Радуйсяжизни,живущий!Второй,отвечай!Берегись,там,влодке!
3.Еслиобращениестоитвначалепредложенияипроизноситсясвосклицательнойинтонацией,посленегоставитсявосклицательныйзнак. Старик!Яслышалмногораз,чтотыменяотсмертиспас.
2.Еслиобращениеразбитоначасти, выделяетсязапятымикаждаячасть. Отколе,умная,бредешьты,голова?
5.Частицаоотобращениянеотделяется,какидругиеусилительныечастицы (отличатьотмеждометий,которыеотносятсянекобращению,аковсемупредложению).   Передчастицейамеждуповторяющимисяобращениямиестьзапятая,посленеенет. Онебо,наднамисиней!Эхты,кудажтыполез?Ср.: Эх,Ваня,иусталжея.     Мама,амама,пойдемпогуляем!
6. Междудвумяобращениями, связаннымисоединительнымсоюзом,запятойнет. Здравствуй,солнцедаутровеселое!

 

Пунктуациявбессоюзномсложномпредложении

 

Схема,смысловыеотношениячастей Можнозаменитьсоюзнымпредложением Пример
Запятая:Перечислениефактов [ ],[ ].     [ ],и[ ].   Травказеленеет,солнышкоблестит…
Точкасзапятой: Тоже,ноболееотдаленныхпосмыслу,распространенныхпредложениях,вкоторыхчастоужеестьзнакипрепинания.   Поля,луга–всепокрылснег,крестьянин,торжествуя,обновляетпуть.
Двоеточие: [ ]:[указываетпричину].   [],(потомучто) Онструдомдосиделдоконца:емубылоскучно.   Павелчувствует:чья-торукакасаетсяего. Оноткрылглаза:садилосьсолнце. Яувиделнечточудное:поберегуползларыба.
  [ ]:[дополняетсмысл]. (что…). [],(как…).
  [ ]:[поясняет].   [,аименно]:[]
Тире: Быстраясменасобытий,неожиданность     Сырвыпал–снимбылаплутовкатакова.   Чинследовалему–онслужбувдругоставил.   Рассмеетсяона–колокольчикзвенит.   Лесрубят–щепкилетят.Быстреесделаешь–скорейтебяотпустят.     Тывиноват–покайся!Хвалыприманчивы–какихнепожелать?     Ходишьосторожно–целатвояголова.   Ядумал–волк.   Японял:доконцанедосижу–оченьскучно.
Противопоставление[]–[ ].   [],a[ ].
  []–[сравнение]. (словно…) [],(будто…)
Причинно-следственнаясвязь: [время,условие]–[].     []–[вывод,следствие].     Частосовмещается:[условие]–[следствие].   (когда…) (если…),[ ].
2часть–неполноепредложение
Еслипосмыслунадоставитьдвадвоеточияподряд,вместо2-гоставитсятире.

 

Пунктуацияприпрямойречи

 

Схема Пример
А:«П». А:«П!или?или…»(одиниззнаков)   «П»,-а.(запятаявместоточкипослепрямойречи) «П!?...»-а.     «П,-а,-п» «П,-а,-п!?...». (Наместеразрыванебылознакаили,;-:)     «П,!?…-а.–П». «П,!?…-а.–П!?…» (Наместеразрыва–точка,!,?или…)   А:«П»,-а. А:«П!?...»-а.     «П,!?…-а:-П». «П,!?…-а:-П!?…» Онанапомнила:«Завтражепраздник»Онвозмутился:«Этогоещенехватало!»   «Тыбыумылся»,-посоветовалиему.«Зачеммнеэтонужно?»-удивилсяон.«Икудавседелось…»-вздохнулаона.     «Потом,-пообещалотец,-сходимвцирк».«Странно,-удивилсясын,почемупотом?»«Лень,-уверяля,-матьвсехпороков…»«Знаюодно,-ответилон,-янесчастлив.»   «Спасибо,ненадо,-ответилон.–Ясам».«Какхочешь…-обиделасьона.–Смотри…»«ТаквасзовутСережей?–прервалаТонямолчание.–Прекрасноеимя!»   Онудивился:«Неужелиполучилось?»-ирадостнозасмеялся.   «Язнаю,зачемтыпришел!–заявилонидобавил:-Незачемтебебылоприходить»

 

Пунктуацияприцитировании

 

Правило Пример
1.Цитатызаключаютсявкавычки.Но: Прицитированиистиховссохранениемразбивкинастрокикавычкинеставятся.   Ср.сцитированиемне«встолбик»,а«встрочку».   2.Еслицитируемоепредложениеприводитсянеполностью,пропусквнемобозначаетсямноготочием;другогознакавэтомместе,хотябыонибылвцитируемомтексте,нет.   3.Прицитированиипрямойречью:-еслицитатастоитпередсловами автора,первоесловоеепишетсясбольшойбуквы,дажеесливисточникеоно «Всевруткалендари!»   Пушкин уверяет: Навсехстихияхчеловек–Тиран,предательилиузник.   Пушкинпишет:«Навсехстихияхчеловек–Тиран,предательилиузник».     «MonsieurLabbe,французубогой…Училеговсемушутя,Недокучалморальюстрогой…» (запятаяпосле«убогой»поглощаетсямноготочием).   «…Надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…»- выноситприговор«лишнимлюдям»Добролюбов.

 

начинаетсясмаленькой(цитируетсянесначалапредложения); -еслицитатаидетпослеавторскихсловиприводитсянесначалапредложения,онаначинаетсясострочнойбуквы.   4.Еслицитатасливаетсясавторскимтекстом,образуетпридаточноепредложение,частьпредложения,1-есловоеепишетсясмаленькойбуквы.Пропускначалаиликонцацитируемогопредложенияприэтоммноготочиемнеобозначается. См.примерцитирования«встолбик»стихов,включенныхвавторскийтекст.   1.Еслипредложениезаканчиваетсяцитатойивконцееестоит?,!или…,посленихставяткавычкииточку.   Еслипередзакрывающимикавычкамистоит!,?,…,тежезнакинеповторяютсяпослекавычек.Неодинаковыезнакиставятсяпередзакрывающимикавычкамиипослених   6.Способыуказаниявскобкахавтора:«Ц»(Автор). «Ц».(Автор.)«Ц!?...»(Автор). «Ц!?...»(Автор.)     Добролюбовутверждает:«…надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…»   Добролюбовуверен,что«надвсемиэтимилицамитяготеет…обломовщина». НаставникОнегина «училеговсемушутя»;наверное,потомуивышло,что«трудупорныйемубылтошен». ОТатьянеговорится, …чтовмилойпростотеОнаневедаетобмана, Чтоонадоверчиваинежна.   Всемыпомнимначалопушкинскогоромана:«Мойдядясамыхчестныхправил…».   ЧиталиливыроманЧернышевского«Чтоделать?» Ктонеслышалоромане«Чтоделать?»!   «Всетечет»(Гераклит).«Всетечет».(Гераклит.) «Даздравствуетсолнце,даскроетсятьма!»(А.Пушкин).

 

Всеслучаиупотреблениятире-междуподлежащимисказуемым;

-приоднородныхчленах;-приобобщающемслове;

-принесогласованныхопределениях;-приприложении;

-приуточняющих,поясняющихсловах;-привводныхсловах;

-всложныхсоюзныхибессоюзныхпредложениях;-припрямойречи.

 

Крометого: Пример
1.Тиревнеполномпредложенииобычноставитсяприпропускесказуемого(реже–другихчленовпредложения),еслиэтослововосстанавливаетсяизпредыдущеготекста,посмыслу; обычнонеставится,еслиотсутствующеесказуемое–созначениемналичия. Япостелюсебенапечи,аты–налавке.Утромявстанувсемьчасов,ты–ввосемь.     Снова*дождикзаокном.
2.Тиреставитсятакже: -дляобозначенияпространственных,временных,количественныхпределов;   ПоездМосква–Томск,вXVI–XVIIвеках;восемь–десятьчеловек.

 

  -междудвумя(несколькими)именами,входящимивназваниечего-либо;   -послеподлежащегопередсменяющимеголичным,указательнымместоимением.   ТеорияКанта–Лапласа.   Жены –ониведьразные. Иван –тотбылумница.
3.Авторскоеэмоциональное,интонационноетиреможетставится: а)междуподлежащимисказуемымдаже -приналичииглагола-связки;   -передспрягаемойформойглагола;   -передприлагательным;   -послевопросительногоместоимения;   б)атакже: -длявыделениякакого-либослова;   -частовместо«положенной»запятойприуточнении,вводномсловеипр.;   -послесочинительногосоюзаприподчеркнутомпротивопоставлении,желаниипривлечьособоевниманиекчему-либо.   Я –будурад.…Эти два годабыли–обман(Ч.).   Закат –погас(М.Г.).   Воздух –свежиароматен.   Кто–этоттвойновыйпоклонник?     Большеночевать–негде.   Ябудутам–усебя. Ты–пожалуйста–приди.   Поет,а–голосанет. Такхотел,и–невышло.Разбежалсяи–прыгнул.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: