Мероприятия по реализации комплексного сопровождения образовательного процесса




При реализации комплексного сопровождения образовательного процесса обязательными являются следующие мероприятия:

- ежегодное изучение психо-эмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;

- при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения - проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5-х, 10-х классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми – инвалидами. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

Особое внимание необходимо уделить психологической коррекции и развитию обучающихся специальных (коррекционных) классов: осуществлять систематическую диагностику их развития, проводить групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, повышать психологическую компетентность педагога и родителей по вопросам развития детей, сохранения и укрепления здоровья, отслеживаться эффективность обучения детей по программе. Вся работа с данной категорией детей должна осуществляться через организацию деятельности психолого-медико-педагогического консилиума с обязательной разработкой программы индивидуального сопровождения, которая реализуется учителем и всеми необходимыми специалистами сопровождения.

- психологическое сопровождение одаренных детей. Для сохранения психического и физического здоровья одаренных обучающихся, развития их одарённости, педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решать следующие задачи: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей;

- психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом особенности школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов. Например, для лицея возможны следующие направления: выбор лицейского профиля обучающимися будущих 8-х классов; профессиональная ориентация обучающихся 9-х классов; психологическое сопровождение профильного обучения обучающихся 10-11 классов);

- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;

- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;

- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.

Необходимо помнить, что любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей и педагогов) в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог должен держать в тайне сообщаемую ему личную информацию; использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса; предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.

Критерии эффективности комплексного сопровождения образовательного процесса.

Любая развивающаяся система содержит в себе ряд взаимосвязанных компонентов: потребности, цели, задачи; действия по отбору содержания, выбору методов, средств; результат; рефлексия.

Невнимание хотя бы к одному из этих компонентов разрушает целостность системы сопровождения, снижает ее эффективность.

Критериями эффективности рекомендуется считать следующие:

1. Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

2. Улучшаются адаптационные возможности; наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.

3. При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая компетентность педагогов, усиливаемые целостностью коллективного педагогического воздействия, возрастает интеллектуальный уровень коллектива, решаемые ими задачи опираются на новые эффективные формы работы с детьми и родителями.

4.. Улучшается психологический климат в педагогическом и классных коллективах, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь.

5. Рост профессионального мастерства учителей проявляется в изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных психологических вопросах.

6. Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников образовательного процесса является демократизм действий, опора на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные принципы организации комплексного сопровождения образовательного процесса.

2. Назовите задачи комплексного сопровождения образовательного процесса..

3. Выделите и охарактеризуйте основные направления деятельности специалистов сопровождения.

4. Перечислите основные мероприятия по реализации комплексного сопровождения образовательного процесса.

5. Выделите критерии эффективности комплексного сопровождения образовательного процесса.

 

Основная литература

1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с. – Режим доступа: https://krippo.ru/files/ink/m3.pdf

2. Тихонова И. В. О моделях психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования: теоретический анализ и практическое использование/ И.В. Тихонова, Е.А. Иванова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-modelyah-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-teoreticheskiy-analiz-i-prakticheskoe-ispolzovanie.

Дополнительная литература

1. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.

2. Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации (практико-ориентированная монография). – М.: Бослен, 2013. – 255 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: