Какие «трудовые посты» существуют в профессии психолога? Каковы их характеристики?
- Исследование – сбор и обработка данных. Невозможно без гипотез. Делится на наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – объект нельзя форсировать. Эксперимент – проверяет причинно-следственные гипотезы. Переменные моделируются исследователем.
- Психодиагностика – психологическое измерение качеств и свойств. Метод изучения: тесты (вопросники, тесты навыков, графические и проективные тесты).
- Воздействие (обучение, развитие) – непосредственная работа с клиентом. Методы: психотерапия, консультирование, коррекция.
Какие методы деятельности использует психолог? В чем заключается их общая характеристика? Каковы критерии классификации?
См. пункт 2
Какие отрасли выделяются в психологии? На основании каких критериев? В чем состоит характеристика отдельных отраслей?
Отрасли: предмет, задачи, методы.
- общая
- дифференциальная
- медицинская
- социальная
- зоопсихология
- возрастная
- педагогическая
- психофизиология
Взгляды Р. Декарта на мышление и их значение для психологии сознания.
Декарт прибегал к методу сомнения. Единственное, в чем он не сомневался – это в том, что он сомневается. «Мыслю, следовательно, существую». Он нашел приисточника знания: ощущение (восприятие не гарантирует истинности); мышление (также не свободно от ошибок); чужое авторитетное мнение. По Декарту существует две субстанции: мыслящая и протяженная.
Собственное сознание всегда непосредственно дано. Из его теории возникла психология сознания Джона Локка и Вильгельма Вундта.
- Представления Дж. Локка о деятельности ума, идеях, источниках идей.
Два источника знания по Локку: ощущения, рефлексия (мышление о своем мышлении).
- Предмет и задачи научной психологии с позиций психологии сознания.
Сознание как сумма сложных образований, составленных из элементов, соединенных по определенным законам. Изучение элементов и состояний сознания и законов, связывающих эти элементы.
- Свойства сознания по В. Вундту и способы их измерения.
Ограниченность, неоднородность, ритмичность, характер, объем. Измерение путем различной группировки простых элементов.
- Элементы сознания и их свойства.
Элементы – ощущения – конечное неделимое составляющее сознания. Св-ва: качество, интенсивность, протяженность во времени и в пространстве.
- Критика У. Джеймса в адрес вундтовских представлений о сознании. Свойства сознания по У. Джеймсу.
Джеймс считал, что сознание не статично, как это говорил Вундт, а динамично. Его нельзя расчленить на простые составляющие, это заведомо ошибочный метод познания сознания, так как высшие психические процессы возможно понять только в их целом, первоначальном состоянии.
Свойства сознания: 1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания; 2) изменчиво; 3) непрерывно; 4) селективно.
Метод интроспекции, его преимущества и недостатки. Соотношение понятий «интроспекция» и «самонаблюдение».
Аналитическая интроспекция – разделение образа на ощущения до конечного неделимого элемента сознания. Плюсы интроспекции: непосредственная данность сознания; закрытость от внешнего наблюдения; чистые факты сознания. Минусы: ошибка стимула (описывание стимула вместо ощущений); трудность вербализации; неповторяемость.
Самонаблюдение – это непосредственное постижение фактов сознания, а интроспекция – это наблюдение за деятельностью своего ума. Полученные при самонаблюдении данные – это не конечный результат исследований, а только «сырой материал» для дальнейших исследований (Ю.Б.Гиппенрейтер).
- Что представляют собой данные, получаемые с помощью самонаблюдения? Каковы их преимущества и недостатки?
Внутренние процессы, эмоции. Для самонаблюдения не требуется особой подготовки. Получаемые данные не всегда являются объективными, так как к ним могут примешиваться внешние факторы.
- Каковы основные методы классического бихевиоризма?
Эксперименты над детьми и животными – научение посредством реакции на стимул страха.
- В чем заключаются основные принципы классического бихевиоризма?
Стимул – реакция.
- Каковы закономерности образования и прекращения условных реакций?
Воздействиестимула на испытуемого до образования условной реакции. Например, стимул страха. Затем угасание стимула страха и замена его стимулом, вызывающим противоположную реакцию. Например, стимул радости.
- Что такое оперант и оперантноеобусловливание?
Оперант–завершенный фрагмент поведения, проявляющийся без влияния внешних видимых раздражителей. Оперантноеобусловливание–изменение действий испытуемого в результате подкрепления. Оно может быть положительным и отрицательным, а так же поощрением и наказанием. При оперантномобусловливании мы усиливаем оперант, чтобы увеличить вероятность или частоту появления реакции.
- В чем заключаются основные принципы необихевиоризма?
Стимул – промежуточная переменная – реакция.