Таблица 1.3. Корректирование периодичности ТО-2
Марка, модель п/состава | L2н км | K1 | K3 | L1р км | n2 | L2р км |
КамАЗ-55102 | 0,8 | 0,9 |
Корректирование трудоемкости ежедневного обслуживания.
ео = tеон · К2 · К5, чел.ч (1.9)
где: tеон - нормативная трудоемкость ЕО.
К2 - коэффициент учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы.
К5 - коэффициент учитывающий размеры АТП и число технологически совместимых групп п/состава.ео = 0,75 · 1,15 · 1,15 = 0,99 чел. ч
Таблица 1.4. Корректирование трудоемкости ежедневного обслуживания
Марка, модель п/состава | tеон чел.ч | К2 | К5 | tео чел.ч |
КамАЗ-55102 | 0,75 | 1,15 | 1,15 | 0,99 |
Корректирование трудоемкости ТО-1
Корректирование выполняем по формуле:
t1 = t1н · К2 · К5, чел.ч (1.10)
где t1н - нормативная трудоемкость ТО-1.
t1 = 1,91 · 1,15 · 1,15 = 2,5 чел.ч
Таблица 1.5. Корректирование трудоемкости ТО-1
Марка, модель п/состава | t1н чел.ч | К2 | К5 | t1 чел.ч |
КамАЗ-55102 | 1,91 | 1,15 | 1,15 | 2,5 |
Корректирование трудоемкости ТО-2
Корректирование выполняем по формуле:
t2 = t2н · К2 · К5, чел.ч (1.11)
где t2н - нормативная трудоемкость ТО-2.
t2 = 8,73 · 1,15 · 1,15 = 11,5 чел.ч
Таблица 1.6. Корректирование трудоемкости ТО-2
Марка, модель п/состава | t2н чел.ч | К2 | К5 | t2 чел.ч |
КамАЗ-55102 | 8,73 | 1,15 | 1,15 | 11,5 |
Корректирование трудоемкости общей диагностики
Корректирование выполняем по формуле:
tд1 = tд1н · К2 · К5, чел.ч (1.12)
где tд1н - нормативная трудоемкость Д-1.
tд1 = 0,5 · 1,15 · 1,15 = 0,66 чел.ч
Таблица 1.7. Корректирование трудоемкости общей диагностики
Марка, модель п/состава | tд1н чел.ч | К2 | К5 | tд1 чел.ч |
КамАЗ-55102 | 0,5 | 1,15 | 1,15 | 0,66 |
Корректирование трудоемкости поэлементной диагностики
Корректирование выполняем по формуле:
tд2 = tд2н · К2 · К5, чел.ч (1.13)
где tд2н - нормативная трудоемкость Д-2.
tд2 = 2 · 1,15 · 1,15 = 2,64 чел.ч
Таблица 1.8. Корректирование трудоемкости поэлементной диагностики
Марка, модель п/состава | tд2н чел.ч | К2 | К5 | tд2 чел.ч |
КамАЗ-55102 | 1,15 | 1,15 | 2,64 |
Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта
Корректирование выполняем по формуле:
tтр = tтрн · К1 · К2 · К3 · К4ср · К5, чел.ч/1000 км (1.14)
где: tтрн - нормативная удельная трудоемкость ТР.
К1-5 - коэффициенты корректирования.
tтр = 6,7 · 1,2 · 1,15 · 1,1 · 1,1 · 1,15 = 12,68 чел.ч
К4ср рассчитывается по формуле:
К4ср = (1.15)
где: А1, А2, Аn - количество автомобилей в интервале пробега, для которого принимается значение коэффициента К4.
К4ср =(5*0,7+1,0*16+1,2*22+1,3*11)/54=1,1
Таблица 1.9. Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта
Марка, модель п/состава | tтрн | К1 | К2 | К3 | К4ср | К5 | tтр |
КамАЗ-55102 | 6,7 | 1,2 | 1,15 | 1,1 | 1,1 | 1,15 | 12,68 |
Средний пробег до капитального ремонта
Поскольку все автомобили на АТП имеют различный пробег с начала эксплуатации, то рассчитываем средневзвешенную норму межремонтного пробега по формуле:
Lкрс = , тыс. км (1.16)
где: А′u - число автомобилей не прошедших капитальный ремонт;
А″u - число автомобилей, прошедших капитальный ремонт.
А′u и А″u принимаем по фактическому пробегу.
Точность расчета - до целых сотен километров.
Lкрс = (38*91,8+0,8*16*91,8)/4 = 86,292 ≈ 86 тыс. км
Таблица 1.10. Расчет среднего межремонтного пробега
Марка, модель п/состава | Lкр, тыс. км | A′u | А′′u | Lкрс тыс. км |
КамАЗ-55102 | 91,8 |
1.3 Расчет годового пробега парка
Расчет годового пробега по марке подвижного состава производится по формуле:
Lг = 265 Аи · 1сс · αв, км (1.17)
где: Аи - списочное число подвижного состава.
сс - среднесуточный пробег, км
αв - коэффициент выпуска подвижного состава
Расчет годового пробега ведется с точностью до целых сотен километров.
Lг = 265 ∙ 54 ∙ 100 ∙ 0,6 = 858600 км.
После приведения примера расчета для одного автомобиля результаты расчета по остальным рекомендуется оформить в таблице.
Таблица 1.11. Расчет годового пробега подвижного состава
Марка, модель п/состава | Аи | 1сс км | αВ | Lг км |
КамАЗ-55102 | 0,6 |
Расчет производственной программы по обслуживанию
автомобилей и выбор способа производства
Расчет количества уборочно-моечных работ (УМР).
Количество ежедневных обслуживаний рассчитывается по автомобилям.
Nео = Lг/1сс (1.18)
Nео = 858600/100 = 8586
Годовое количество уборочно-моечных работ не совпадет с годовым количеством ежедневных обслуживаний.
Количество УМР за год следует рассчитать по формуле:
Nумр = (0,75-:-0,8) · Nео (1.19)
Nумр = 0,75 · 8586= 6440
Сменная программа уборочно-моечных работ.
Для ее расчета сменной программы УМР рекомендуется воспользоваться формулой:
Nумс = Nумр/(Дргу · Ссм) (1.20)
Nумс = 6440/ (265 · 1) ≈24
где: Дргу - количество дней работы в году зоны УМР. (Необходимо задаться с учетом дней работы в году авто на линии).
Ссм - число смен работы за сутки зоны уборочно-моечных работ.
Таблица 1.12. Расчет программы уборочно-моечных работ
Марка, модель п/состава | Lг км | 1сс км | Nео | Nумр | Nумс |
КамАЗ-55102 |
Годовое количество ТО-2 рассчитывается по формуле:
N2 = Lг/L2р - NКР(1.21)
N2 = 858600/800-10 ≈87
Годовое количество ТО-1 рассчитываем по формуле:
N1 = Lг/L1р - N2 - NКР(1.22)
N1 = 858600/2200-10-87 =293
Рассчитываем сменную программу. ТО-1.
N1с = N1/(Дрт · Сст) (1.23)
Дрт и Сст необходимо задаться исходя из дней работы в году авто на линии, авторемонтной мастерской и обеспечения выполнения работ в межсменное время.
Чаще встречается режим работы 265 дня в году и 1 смена в сутки (вторая).
N1с = 293/(265 · 1) =1,1≈1
ТО-2
2с = N2/(Дрт · Сст) (1.24)
В зоне ТО-2 наиболее распространен режим работы 265 дня в году и 1 смена (первая).
N2с = 87/(265 · 1) =0,328≈1
Таблица 1.13. Расчет производственной программы по ТО-2
Модель, марка п/состава | Lг км | L2р км | N2 | Дрт | Сст | N2с | Примечание |
КамАЗ-55102 | Универ. |
Таблица 1.14. Расчет производственной программы по ТО-1
Модель, марка п/состава | Lг км | L1р км | N2 | N1 | Дрт | Сст | N1с | Прим. |
КамАЗ-55102 | Универ. |
Расчет годового количества сезонных обслуживаний выполняем по формуле:
Nсо = 2 · Аи (1.25)
Nсо = 2 · 54 = 108
Расчет программы работ на постах поэлементной диагностики.
Nд2 = 1,2 · N2 (1.26)
Nд2 = 1,2 · 87 =104,4 ≈105
Сменная программа на постах Д-2
Nд2с = Nд2/(Дрд ·Ссд) (1.27)
где: Дрд - число дней работы в году постов Д-2.
Ссд - число смен работы в сутки постов Д-2.
Дрд и Ссд следует задаться с учетом обеспечения выполнения диагностики перед ТО-2, при необходимости перед ТР, и выборочно после ТР.
Nд2с = 105/(265 · 1) =0,39≈1
Таблица 1.15 Расчёт производственной программы на постах Д-2
Марка, модель п/состава | N2 | Nд2 | Дрд | Ссд | Nд2с |
КамАЗ-55102 |
Расчёт программы работ на постах общей диагностики.
Годовое количество обслуживаний на постах Д-1.
Nд1 = 1,1 · N1 + N2 (1.28)
Nд1 = 1,1 · 293 + 87 = 409,3 ≈409
Сменная программа на постах Д-1
д1с = Nд1/(Дрд · Ссд) (1.29)
где: Дрд - число дней работы в году постов Д-1.
Ссд - число смен работы в сутки постов Д-1.
Дрд и Ссд следует задаться с учётом обеспечения выполнения диагностики перед ТО-1, выборочно при выпуске авто на линию и после ТО-1.д1с = 409/(265· 1) =1,5 ≈2
Таблица 1.16. Расчёт производственной программы на постах Д - 1
Марка, модель п/состава | N2 | N1 | Nд1 | Дрд | Ссд | Nд1с |
КамАЗ-55102 |
Расчет трудоемкости работ по обслуживанию автомобилей
Трудоемкость работ ежедневного обслуживания включает в себя уборочные, моечные и обтирочные работы, выполняемые вручную (моечные - с помощью ручной шланговой мойки).
При применении механизации хотя бы одного из видов работ, трудоемкость рассчитывается по работам выполняемым вручную.
Трудоемкость работ при использовании механизации рассчитывается по формуле:
tумр = tео · Пр, чел.ч (1.30)
где: Пр - процент работ выполняемых вручную.
Пр принимается на основании рекомендаций.
tумр = 0,75 · 1 = 0,75 чел.ч
Таблица 1.17. Примерное распределение трудоемкости ЕО по видам работы (в процентах)
Виды работ | Легковые автомобили | Автобусы | Грузовые автомобили | Прицепы и п/прицепы |
Уборочные Моечные Обтирочные | 30 55 15 | 45 35 20 | 23 65 12 | 25 65 10 |
Всего |
Таблица 1.18 Расчет трудоемкости уборочно-моечных работ
Марка, модель п/состава | Процент ручных работ в т.ч. | tео чел.ч | tумр чел.ч | |||
Убор. | Моеч. | Обтир. | Всего | |||
КамАЗ-55102 | 0.75 | 0,75 |
Годовую трудоемкость уборочно-моечных работ рассчитываем по формуле:
Тумр = tумр · Nумр, чел.ч (1.31)
Тумр = 0,75 · 6440 = 4830 чел.ч
После приведения примера расчета результаты по остальным маркам п/состава рекомендуется свести в таблицу:
Таблица 1.19. Расчет годовой трудоемкости уборочно-моечных работ
Марка, модель п/состава | tумр чел.ч | Nумр | Тумр Чел.ч |
КамАЗ-55102 | 0,75 |
Годовую трудоемкость общей диагностики рассчитываем по формуле:
Тд1 = tд1 · Nд1, чел.ч (1.32)
Тд1 = 0,5 · 409 =204,5 чел. ч
Таблица 1.20. Расчет годовой трудоемкости общей диагностики
Марка, модель п/состава | tд1 чел.ч | Nд1 | Тд1 Чел.ч |
КамАЗ-55102 | 0,5 | 204,5 |
Годовую трудоемкость поэлементной диагностики рассчитываем по формуле:
Тд2 = tд2 · Nд2, чел.ч (1.33)
Тд2 = 2 · 105 = 210 чел.ч
Таблица 1.21. Расчет годовой трудоемкости поэлементной диагностики
Марка, модель п/состава | tд2 чел.ч | Nд2 | Тд2 чел.ч |
КамАЗ-55102 |
Годовую трудоемкость ТО-1 рассчитываем по формуле:
Т1 = t1 · N1, чел.ч (1.34)
Т1 = 2,5 · 293 = 732,5 чел.ч
Таблица 1.22. Расчет годовой трудоемкости ТО-1
Марка, модель п/состава | t1 чел.ч | N1 | Т1 чел.ч |
КамАЗ-55102 | 2,5 | 732,5 |
Годовую трудоемкость ТО-2 рассчитываем по формуле:
Т2 = t2 · N2, чел.ч (1.35)
Т2 = 11,5 · 87 = 1000,5 чел.ч
Трудоемкость дополнительных работ сезонного обслуживания рассчитываем по формуле:
tco = Cco · t2, чел.ч (1.36)
где: tсо - трудоемкость дополнительных работ сезонного обслуживания.
Ссо - процент дополнительных работ по сезонному обслуживанию от трудоемкости ТО-2.
tco = 0,2 · 11,5 =2,3 чел.ч
Годовую трудоемкость сезонного обслуживания рассчитываем по формуле:
Тсо = tco · Nco, чел.ч (1.37)
Тсо = 2,3 · 108 = 248,4 чел.ч
Таблица 1.24. Расчет годовой трудоемкости ТО-2 и сезонного обслуживания
Марка, модель п/состава | t2 чел.ч | N2 | T2 чел.ч | tсо чел.ч | Nсо | Tсо чел.ч |
КамАЗ-55102 | 11,5 | 1000,5 | 2,3 | 248,4 |
Годовую трудоемкость работ по текущему ремонту рассчитываем по формуле:
Ттр = tтр · Lг/1000, чел.ч (1.38)
Ттр = 12,68 · 858600/1000 = 10887 чел.ч/1000км
Результаты расчета рекомендуется оформить в таблицу:
Таблица 1.25. Годовая трудоемкость работ по текущему ремонту
Марка, модель п/состава | tтр чел.ч/1000 км | Lг тыс. км | Tтр чел.ч |
КамАЗ-55102 | 12,68 |
Распределение трудоемкости обслуживания по производственным
зонам предприятия
Трудоемкость работ в зоне ЕО (ΣТЕО) принимается равной трудоемкости УМР
Трудоемкость работ в зоне диагностики принимается равной
ΣТд = Тд1 + Тд2, чел. ч (1.39)
ΣТд = 204,5 + 210 = 414,5 чел.ч
Трудоемкость работ в зоне ТО-1 рассчитываем по формуле:
ΣТ1 = с · Т1 + Тсоп1, чел. ч (1.40)
с - коэффициент, учитывающий способ организации выполнения работ в зоне ТО-1.
Тсоп1 - трудоемкость сопутствующего текущего ремонта, выполняемого в зоне ТО-1.
с = 1 при организации производства ТО-1 без применения поточной линии.
с = 0,75-:-0,80 при применении поточной линии на ТО-1.
Тсоп1 = 0,1 · Ттр, чел.ч (1.41)
Тсоп1 = 0,1 · 10887 = 1088,7 чел.ч
ΣТ1 = 1 · 732,5 + 1088,7 = 1821,2 чел.ч
Таблица 1.26. Расчет трудоемкости работ в зоне ТО-1
Модель, марка п/состава | Т1 чел.ч | с | ΣТд чел.ч | Тсоп1 чел.ч | ΣТ1 чел.ч |
КамАЗ-55102 | 732,5 | 414,5 | 1088,7 | 1821,2 |
Трудоемкость работ в зоне ТО-2 рассчитывается по формуле:
ΣТ2 = с · (Т2 + Тсо) + Тсоп2, чел.ч (1.42)
где: с - коэффициент, учитывающий способ организации выполнения работ в зоне ТО-2.
Тсоп2 - трудоемкость сопутствующего текущего ремонта, выполняемого в зоне ТО-2.
с = 1 при организации производства ТО-2 без применения поточной линии.
с = 0,75-:-8,0 при применении поточной линии на ТО-2.
Тсоп2 = 0,2 · Ттр, чел.ч (1.43)
Тсоп2 = 0,2 · 10887 = 2177,4 чел.ч
ΣТ2 = 1 · (1000,5+248,4) + 2177,4 = 3426,3 чел.ч
Таблицу 1.27. Расчет трудоемкости работ в зоне ТО-2
Модель, марка п/состава | Т2 чел.ч | Тсо чел.ч | с | Тд2 чел.ч | Тсоп2 чел.ч | ΣТ2 чел.ч |
КамАЗ-55102 | 1000,5 | 248,4 | 2177,4 | 3426,3 |
Годовую трудоемкость работ в зоне ТР рассчитываем по формуле:
ΣТтр = Сз · Ттр - Тсоп1 - Тсоп2, чел.ч (1.44)
где: Ттр - годовая трудоемкость работ в зоне ТР.
Сз - процент работ ТР, выполняемых в зоне ТР.
ΣТтр = 1·10887 - 1088,7 - 2177,4 = 7620,9 чел.ч
Таблица 1.28. Годовая трудоемкость работ в зоне текущего ремонта
Марка, модель п/состава | Ттр чел.ч | Сз | Тсоп1 чел.ч | Тсоп2 чел.ч | ΣТтр чел.ч |
КамАЗ-55102 | 1088,7 | 2177,4 | 7620,9 |
Суммарная трудоемкость обслуживания автомобилей определяется по формуле:
ΣТ = ΣТЕО + ΣТд + ΣТ1 + ΣТ2 + ΣТтр, чел.ч (1.45)
КамАЗ: ΣТ = 4830+414,5+1821,2+3426,3+7620,9 = 18112,9 чел.ч
Расчет численности производственных рабочих
При расчете численности производственного персонала различают явочное и списочное - Ря и Рсп число исполнителей.
Явочное число рабочих (число рабочих мест).
Ря = Тг/Фн (1.46)
где: Тг - годовой объем работ (трудоемкость);
Фн - номинальный годовой фонд времени рабочего места.
Тг принимается по предыдущим расчетам для проектируемой зоны, цеха, установка. Фн принимаем согласно рекомендациям.
КамАЗ: Ря = 18112,9 /1952 = 9,3 чел.
Принимаем: 9 чел.
Списочное число исполнителей.
Рсп = Тг/Фд(1.47)
где: Тг - годовой объем работ (трудоемкость);
Фд - действительный годовой фонд времени штатного рабочего.
КамАЗ: Рсп = 18112,9 /1704 = 11 чел.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ
И ХРАНЕНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Организация работы предприятия. Схема технологического
процесса
На автотранспортных предприятиях, в основном, применяется схема технологического процесса производства, представленная на рис.2.1
Рис. 2.1. Схема технологического процесса автотранспортного предприятия.
При возвращении с линии автомобиль проходит через контрольно-технический пункт (КТП), где дежурный механик проводит визуальный осмотр автомобиля и при необходимости делает в установленной форме заявку на ТР. Затем автомобиль подвергается ЕО и в зависимости от плана-графика профилактических работ поступает на пост общей или поэлементной диагностики (Д-1 или Д-2) через зону ожидания ТО и ТР или в зону хранения автомобиля.
После Д-1 автомобиль поступает в зону ТО-1, а затем в зону хранения. Туда же направляются автомобили после Д-2. Если при Д-1 не удается обнаружить неисправность, то автомобиль направляется на Д-2 через зону ожидания. После устранения обнаруженной неисправности автомобиль, поступает в зону ТО-1, а оттуда в зону хранения.
Автомобили пришедшие предварительно за 1-2 дня диагностирование Д-2, направляются в зону ТО-2 для планового обслуживания и устранения неисправностей, указанных в диагностической карте, и оттуда в зону хранения. После оформления заявки на ТР автомобиль подвергается ЕО и направляется на диагностирование Д-2 для уточнения объема предстоящего ТР, после чего направляется в зону ТР и затем в зону хранения. Углубленному диагностированию подвергается также все автомобили для выявления потребности в КР.
Выбор метода организации обслуживания на АТП
Наиболее эффективной системой управления АТП является централизованное управление с применением принципа единого начальника.
Во главе отдела (центра) управления производством системы ЦУП (рис.2.2) стоит начальник ЦУПа, которому оперативно подчинены три комплексных участка (ТОД, ТР, РУ) и административный персонал групп оперативного управления, обработки и анализа информации, а также комплекс подготовки производства. Комплексный участок ТОД производит диагностирование, ЕО, ТО-1, ТО-2 и сопутствующий ТР. Комплексный участок ТР производит работы по текущему ремонту в зоне ТР. Комплексный участок РУ производит ремонт агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобилей, а также изготовление новых деталей.
Цель специализации производственных подразделений по видам технических воздействий - повысить ответственность руководителей и непосредственных исполнителей за простой автомобилей в производственном комплексе целом или в конкретном его структурном подразделении (бригаде ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и др.). На комплекс подготовки производства (КПП) возложено выполнение следующих работ:
комплектование оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей;
подбор необходимых номенклатуры запасных частей и доставка их на рабочие места;
транспортировка снятых с автомобилей для ремонта агрегатов, узлов и деталей, а также организация их мойки;
организация перегона автомобилей по зонам и постам ТО, ТР, диагностирования;
подготовка ремонтного фонда для отправки на ремонтные предприятия;
организация работы промежуточного склада по обеспечению хранения оборотного фонда и обеспечению нормативного фонда исправных агрегатов, узлов и деталей;
обеспечение хранения, выдачи и ремонта инструмента;
комплектование узлов и деталей для проведения ТО-2 и ТР на основании заранее выявленных при диагностировании неисправностей.
Для выполнения указанных работ комплекс подготовки производства включает в себя участок комплектации, промежуточный склад, моечные, инструментальный и транспортный участки. Создание самостоятельного подразделения по подготовке производства освобождает основных ремонтных рабочих от выполнения вспомогательных работ, что значительно сокращает потери их рабочего времени. Группа обработки и анализа информации разрабатывает график проведения ТО и поэлементной диагностики (Д-2), ведет учет и анализ выполнения плана по ТО, анализирует случаи ТР, количество и причины их возникновения. Централизация функций учета и анализа в ЦУПе заметно высвобождает руководителей комплексов от ведения документации и организацией производства своих подразделений. Кроме того, сосредоточение большого объема информации в ЦУПе дает возможность применять высокопроизводительные ЭВМ.
Выбор режима работы производственных подразделений