Учебная деятельность студентов




Реферат

Выполнили: Базаржапова Мария,

Берёзова Екатерина,

студенты 11 группы.

Проверил: Мамаева Т.В.,

кандидат филологических наук.

 

Красноярск 2017

Формы учебной деятельности можно определить как механизмы упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

· Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д.

· Формы учебной деятельности по количеству образовательных учреждений, в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу:
— обычный вариант (наиболее распространенный): одна образовательная программа — одно образовательное учреждение (профессиональное училище, колледж, университет и т.д.);
— другие варианты — обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. Во многих регионах создаются ресурсные центры, университетские комплексы, научно-учебные комплексы, где обучающиеся из разных образовательных учреждений, в том числе разных уровней, могут проходить обучение на редком оборудовании.

 

· Классификация по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения:

— Самостоятельная учебная работа — можно сказать высшая форма учебной деятельности.

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть фронтальной — учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение; групповой — для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3—6 человек); парной — например, при проведении наблюдений с помощью микроскопа, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной — каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему. Самостоятельная работа может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных и внешкольных мероприятий (на пришкольном опытном участке, в уголке живой природы, на экскурсии и т.д.), дома.

Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытническая работа, конструирование, моделирование и т.д.

— Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить (классифицировать) на индивидуализированные системы учения-обучения и коллективные системы.

· Классификация систем (форм) обучения по механизму декомпозиции содержания обучения. Таких механизмов известно два:
— Дисциплинарный механизм — когда содержание обучения разделяется на отдельные дисциплины (учебные предметы, курсы) — этот механизм иногда еще называют условно предметным обучением. Все рассмотренные выше системы учения-обучения (кроме самоучения) относятся к предметному обучению.

— Комплексный механизм (комплексная система обучения), которую также еще называют условно объектным обучением, когда декомпозиция содержания обучения осуществляется по выделяемым объектам, например, изучение родного края, трудовая деятельность семьи и т.д.

· Следующая классификация форм обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом и/или учебными материалами:
— традиционный вариант — обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения;
— опосредованного общение с педагогом и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом».

К этим формам опосредованного общения относится, в первую очередь, дистанционное обучение — форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением обучающих и обучающихся. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством инструктивных материалов, рассылаемых по почте или/и через современные средства коммуникации, а также в ходе периодических очных контактов обучающих и обучающихся. Сюда же можно отнести Интернет-обучение, телевизионные образовательные программы и т.д.

 

· Классификация форм учебной деятельности по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие:
— обычный, традиционный вариант: одно занятие — один педагог (учитель, преподаватель, и т.д.);
— два и более педагогов: бинарные уроки, когда два учителя проводят одно занятие, например, лекция-панель (США), когда в дискуссии участвуют не-сколько высококвалифицированных преподавателей-экспертов, высказывающих перед студентами каждый свое мнение. Обсуждение той или иной проблемы известными специалистами позволяет показать обучающимся разнообразие мнений, подходов к ее решению; и др.

· Классификация форм обучения по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся:
— традиционный вариант — один педагог ведет учебную дисциплину постоянно и целиком;
— другой вариант — для проведения отдельных разовых занятий приглашаются другие педагоги, в том числе так называемые «гостевые профессора» — крупные ученые, специалисты в той или иной области, в том числе из-за рубежа, чтобы рассказать о подходах к решению тех или иных проблем в различных странах; или приглашаются знаменитые писатели, художники и т.п.

· Классификация форм учебной деятельности по основанию «монолог-диалог»:
— традиционный вариант — монологическое обучение: учитель, лектор говорит, показывает — все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок — учитель и все остальные учащиеся слушают;
— диалогические формы занятий, в том числе интерактивные формы учения-обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса. Диалог в этом случае может быть как непосредственным вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в режиме реального времени в сети Интернет.

· Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий:
— стационарные занятия в одном и том же месте — в школе, университете и т.д.;
— выездные занятия — экскурсии, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние учебные лагеря.

· Классификация форм занятий по их целевой направленности: вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание обучающимися.

· Классификация форм учения-обучения по видам учебных занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, и т.д.

 

 

1. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: