Расчет коэффициента долговечности




Выбор материалов и расчет допускаемых напряжений

Для зубчатых передач

Гузенков П.Г. «Детали машин», § 12.5.

Иванов М.Н. «Детали машин», § 8.13.

1. Исходные данные

1.1. Сведения о режиме нагружения:

Т

Tп

th

ТН – номинальный крутящий момент;

th - время работы привода в часах;

Ti – нагрузка блока нагружения;

ti – время действия блока нагружения в часах;

, , ; где - - нагрузка блока в относительных единицах;

, , ; где - - время действия блока нагрузок в относительных единицах;

Tп = (1,3 …1,5) Tн - пусковой момент электродвигателя (время действия в статических расчетах не учитывается).

Кгод – использование привода в течении года;

Ксут – использование привода в течении суток;

С (t) – срок службы, лет.

n – частота вращения ведущего вала передачи, об/мин.

 

1.2. Выбор материалов

Проектируемый привод относится к индивидуальному и мелкосерийному производству, содержащему мало – и средненагруженные передачи.

В случае использования упрощенной технологии изготовления зубчатых колес без последующего шлифования, применяют стали первой группы твердостью

Н < 350НВ, получаемую нормализацией или улучшением. Такие передачи в процессе работы прирабатываются, что ведет к снижению нагрузок в зацеплении зубьев. Для компенсации повышенного по сравнению с колесом числа циклов нагружения шестерни, ее твердость - Н1 назначают больше твердости колеса Н2 из условия:

Н1 = Н2 + (20 … 50)НВ

Для передач редуктора выполненных из закаленных сталей с Н > 350НВ, требующих после термообработки шлифования, твердость шестерни и колеса назначают одинаковыми.

 

Расчет коэффициента долговечности

K iL – коэффициент долговечности.

KiL = ,

m = 6 – при расчете по контактным напряжениям.

При расчете на изгиб:

m = 6 – термообработка нормализация или улучшение;

m = 9 – закалка.

i – индекс напряжений H или F.

2.1. Базовое число циклов нагружения – N0.

Базовое число циклов перемены напряжений определяется по формуле:

при расчете по контактным напряжениям

NНО= 30×НВ 2,4или NНО= (1 … 12)× 10 7.

Рекомендуется принимать при термообработке:

нормализации или улучшении NНО= 10 7 циклов, закалке NНО= 9× 10 7 циклов.

при расчете по напряжениям изгиба NFО = (2...5)×10 6

Принимают NFО = 4×10 6

 

2.2. Эквивалентное число циклов перемены напряжений

N iE = 60× ni × th × ,

где Ti – величина i -того момента гистограммы (см. график загрузки);

ТH – величина расчетного (номинального) момента;

ni– частота вращения вала, по которому ведется расчет передачи, об/мин;

ti – продолжительность действия нагрузки Ti, в часах;

th - общее время работы привода, рассчитывается следующим образом:

С – срок службы, лет;

th = С× kcут× kгод× 365дней× 24часа ;

 

Показатель степени – mc:

Расчет по контактным напряжениям – [ sHP ]: mc =3.

Расчет по напряжениям изгиба – [ sFP ]:

при нормализации или улучшении mc = 6;

при закалке mc = 9.

2.3. Коэффициент долговечности – KiL

Расчет по контактным напряжениям – [ sHP ]:

Для нормализованных и улучшенных колес 1 £ КHL £ 2,6.

Для закаленных колес 1 £ КHL £ 1,8.

Расчет по напряжениям изгиба – [ sFP ]:

Для нормализованных и улучшенных колес 1 £ КFL £ 2,08.

Для закаленных колес 1 £ КFL £ 1,6.

Если расчетное значение коэффициента КiL выходит за указанный интервал, то принимают его крайние значения.

 

3. Расчет допускаемых напряжений

3.1. Допускаемые контактные напряжения при расчетах на выносливость определяются отдельно для зубьев шестерни и колеса с учетом термообработки и числа циклов нагружения:

[ sHP ] = × ZR × ZV ,

где SH – коэффициент безопасности,

при НВ < 350 SH =1,1;

при НВ > 350 SH =1,2.

ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих поверхностей зубьев,

при Ra =1,25...0,63 ZR =1;

ZV =1...1,16 – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;

При V< 5 м/с ZV = 1

shlim= limb× KHL – предел контактной выносливости, соответствующий эквивалентному числу циклов перемен напряжений (МПа);

где lim b – предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов перемен напряжений.

При НВ < 350 (нормализация или улучшение)

lim b = 2HB + 70

При закаленных сталях с НВ > 350

Поверхностная закалка lim b = 17·HRC + 200

Объемная закалка lim b = 17·HRC + 100

При расчете прямозубых колес [ sHP ] выбирают по слабому звену.

При расчете косозубых колес отличающихся по твердости на 60 …100 НВ

и V < 20 м /с допускаемое напряжение рассчитывают следующим образом

[ sHP ] = 0,5([ sHP1 ] + [ sHP2 ]), или

[ sHP ] = 0,5([ sHP1 ] + [ sHP2 ]), но £ 1,24 [ sHP ]min – для цилиндрических колес.

[ sHP ] = 0,5([ sHP1 ] + [ sHP2 ]), но £ 1,15 [ sHP ]min – для конических колес.

 

3.2. Допускаемые напряжения при расчетах на выносливость по напряжениям изгиба определяется отдельно для зубьев шестерни и колеса, с учетом условий работы.

[sFP]i = × YR × YS ,

где sF lim= lim b× KFL – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствую –щий эквивалентному числу циклов перемен напряжений (МПа);

где lim b – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемен напряжений.

При НВ < 350 (нормализация или улучшение)

lim b× = 1,8·HB

При закаленных сталях – НВ > 350

Поверхностная закалка lim b = 550 МПа

Объемная закалка lim b = 600 МПа

SF – коэффициент безопасности. SF =1,75 … 2,4.

SF =1,75 для колес, изготовленных поковкой.

YS – коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений; YS= 1.

YR – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочей поверхности;

YR = 1.

 

4. Расчеты на прочность с учетом кратковременных перегрузок, по σmax

4.1. Проверка по максимальным контактным напряжениям

sHPmax = sHP × £ [sHPmax ],

где Tmax – пусковой момент,

sHP – контактные напряжения, полученные проверочным расчетом

или sHP = [sHP ];

[sHPmax ] – максимальные контактные напряжения.

При нормализации, улучшении и закалке [sHPmax] = 2,8sT.

4.2. Проверка по максимальным напряжениям изгиба

Допускаемые напряжения определяются по формуле:

[sFPmax] = ,

где – при НВ < 350 sFPLimmax = 4,8·НВ;

при НВ > 350 sFPLimmax = 6 ·НВ.

SF – по пункту 3.2

Проверка прочности проводится по слабому звену, определяемому по меньшему из отношений

и .

 

Максимальные напряжения изгиба sFpmax = sFP· [sFPmax],

 

где sFP – напряжения изгиба, полученные проверочным расчетом передачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: