Итоговая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. Вариант №1.
№1. Общество – это
1. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
2. способы взаимодействия и формы объединения людей
3. часть природы
4. материальный мир в целом
№2. Какой из признаков характеризует общество как систему?
1. обособление от природы
2. постоянное развитие
3. способы взаимодействия людей
4. сохранение связи с природой
№3. Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1. создание памятника древнерусского права – «Русской правды»
2. совпадение территории расселения восточных славян с бассейнами крупных рек
3. введение «уроков и погостов» княгиней Ольгой
4. деление дружины на старшую и младшую
№4.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
1. формированием рыночной экономики
2. ограничением социальной мобильности
3. развитием средств массовой коммуникации
4. организацией фабричного производства
№5.Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?
1. выявление закономерностей развития природы и общества
2. теоретическое решение мировоззренческих проблем
3. отражение мира в художественных образах
4. использование теоретических понятий
№6. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?
1. празднование Масленицы 3) прочтение стихотворения А.С.Пушкина
2. посещение художественной галереи 4) создание самолета братьями Райт
№7. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?
А.Культура возникает и развивается в результате социальной деятельности человека.
Б. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.
1. Верно только А 3) верны оба суждения
2. Верно только Б 4) оба суждения неверны
№8. И чувственное, и рациональное познание
1. формирует знания о предмете 3) начинается с ощущения
2. использует логические умозаключения 4) дает наглядный образ предмета
№9. Человек от животного отличается тем, что он
1. имеет природные инстинкты 3) не зависит от природных условий
2. обладает наиболее совершенным слухом 4) обладает членораздельной речью
№10. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?
1. мифы о героях
2. мудрость «Тише едешь – дальше будешь»
3. наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются
4. теория относительности
№11. Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и10 классах им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?»
Ответы учащихся приведены в таблице.
Варианты ответа учащихся | % отвечавших | |
5 класс | 10 класс | |
Больше узнать о мире | ||
Успешнее общаться с окружающими людьми | ||
Радовать родителей своими достижениями | ||
Поступить в престижный ВУЗ |
Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение
1. Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы является познание мира.
2. В 10 классе больше, чем в 5 классе, число учащихся стремиться учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими.
3. Количество учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом.
4. Мало кто из пятиклассников в сравнении с учениками 10 класса задумывается о высшем образовании
№12. Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?
1. ведущая роль сельского хозяйства
2. преобладание промышленности
3. слабый уровень разделения труда
4. решающее значение сферы услуг в экономике
№13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первый тип цивилизаций - …………………………(1) общества. Он представлен многими государствами Азии и Африки. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на………………………(2) к природе, а не ее целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на …………………………(3). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют……………………………….(4) и…………………………………(5). Большую роль в жизни людей играла……………………………………(6), в собственности которой находились земля, ирригационные сооружения. Экономика таких обществ носит……………………………(7) характер».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) постиндустриальные Г) религия Ж) обычаи и традиции
Б) община Д) приспособление З) интенсивный
В) традиционные Е) индустриальные И) самосозерцание
К) экстенсивный
№14. Все виды материальной и духовной деятельности человека производны от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование действительности, а в итоге самого себя.
Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный характер,- все её компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта (так, благодаря деятельности рабочего создаются реальные машины, здания, а в деятельности писателя и художника создаются художественные произведения).
Если мы хотим осознанно употребить слово «деятельность» применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание её компонентов, содержание её конечного «продукта». Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержании компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин «деятельность» к этим событиям применять нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме.
С1. Каковы, по мнению автора, общие черты всех видов человеческой деятельности? Укажите две черты.
С2. В каких случаях, по мнению автора, термин «деятельность» не может быть использован? Укажите два случая.
С3. Что называет автор «неразвитой» формой деятельности? Приведите по одному примеру такой деятельности в материальной и духовной сферах жизни.
С4. Какие примеры преобразований материальной и духовной действительности приводит автор? Приведите по одному собственному примеру таких преобразований.