ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ




СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность

НАЗВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕРЫ
ИНВЕРСИЯ Нарушение прямого порядка слов. Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой). Для главных членов: 1) подлежащее + сказуемое (мы идём) 2) согласованное определение + определяемое слово (красная роза); 3) обстоятельство образа действия + сказуемое (звонко петь) Не верю яв добрые помыслы нынешних новых русских. Вышел месяц ночью тёмной,одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные,на деревни дальние,на деревни ближние. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя.
ГРАДАЦИЯ А) ВОСХОДЯЩАЯ Б) НИСХОДЯЩАЯ Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости.   Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости.   Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости,если за ними не стоит совесть?!   Нехорошо, недостойно, глупо и гадкосмеяться над увечным человеком.  
АНАФОРА Повторение слов или словосочетаний в начале предложения. Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности. Руки опускаются,когда ты видишь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает.
ЭПИФОРА Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия. Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем.Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем.Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК Повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений О весна без конца и без края, без конца и без края мечта.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ РИТМИКО- СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое (параллельное) построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев.   Чередования и повторения, объединённые с ритмом Что такое канцелярит? Это вытеснение глагола,то есть движения, действия, причастием, деепричастием, а значит – застойность, неподвижность. Это нагромождение существительныхв косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чём идёт речь. Это вытеснение активных оборотовпассивными, почти всегда более тяжёлыми, громоздкими. Ай по морю, по синему, волна бьёт, Ай по полю, полю чистому, орда идёт.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ Средство выразительности, позволяющее А) подчеркнуть различные качества чего-либо Б) увидеть динамику действия В) в деталях увидеть, услышать, понять что-либо Зал полон людьми старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными.
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств?Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех.  
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Выражение утверждения в вопросительной форме Что день грядущий нам готовит?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В форме обращения к кому-либо или чему-либо выражается отношение автора к тому, о чём он говорит. И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? О жизнь моя! Судьба моя!Как трагичны вы и прекрасны!
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ Выражение утверждения в восклицательной форме. Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас!
АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Часто создаётся с помощью антонимов. Ты и убогая,Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная,Матушка-Русь! Безумный безудержДостоевского – и мощный замедленный ритмТолстого.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений.И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.
ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ Слова и словосочетания, грамматически не связанные с предложением, не являющиеся его членами и как бы вклинивающиеся в его состав. С их помощью передаётся субъективное отношение говорящего к сообщаемому. Стало быть, по-вашему,физическим трудом должны заниматься все без исключения? Она была красивая и, что ещё важнее,умная женщина.
ЭЛЛИПСИС Пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях Тёркин мой – к огню поближе… Я за свечку, свечка – в печку… Мы сёла – в пепел, грады – в прах!
УМОЛЧАНИЕ Незаконченное высказывание, используется для выражения напряжённой взволнованной речи Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался Уехал..
ПЕРИОД Синтаксическая структура, в которой 1-я часть – эпическое повествование, 2-я – вывод. Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли это в первую очередь художественной литературы?
ОКСЮМОРОН Контрастное сочетание слов противоположных по смыслу Сладостные мучения, живой труп, звонкая тишина, горячий снег

 

 

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

1. Аллитерация – повторение согласных звуков

Я в о л ьный в етер, я в ечно в ею,

В о л ную в о л ны, л аскаю и в ы.

Вв ет в ях в здыхаю, в здохну в, немею,

Л е л ею тра в ы, л е л ею ни в ы.

Повторение [л, л’] и [в, в’] создает образ ветра, дуновение которого ощущаешь почти физически.

2. Ассонанс – повторение гласных звуков

Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным,

Д у маю д у м у свою.

Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

М е ло, м е ло по вс е й з е мл е

Во вс е пр е д е лы,

Св е ча гор е ла на стол е.

Св е ча гор е ла.

Ассонанс на [э] сочетается с аллитерацией на [ м] [л] [в] [с]. Что создает особую музыкальность поэтических строк.

3. Звукоподражание – употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого предмета.

О тт о п о т а ко п ы т, п ыль п о п олю ле т и т.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: