Античные мифы в книге К.С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев. Колдунья и платяной шкаф».




Помимо героев античных мифов, автор на протяжении всей книги отсылает читателя и к самим античным мифам. Воспоминания героев, их действия – во многом угадывается тот или иной античный миф.

С первого разговора мистера Тумнуса и Люси, автор переносит читателя в мир античной мифологии: «Он рассказывал ей о полуночных плясках, когда наяды, живущие в колодцах и дриады живущие на деревьях выходят, чтобы танцевать с фавнами; об охотах на белого оленя, который исполняет все твои желания, если тебе удается его поймать;….и о лете, когда лес стоит зеленый и к ним приезжает в гости на своем толстом осле Силен, а иногда и сам Вакх, и тогда в реках вместо воды течет вино и в лесу неделя за неделей длится праздник». Данный отрывок отсылает читателя к Вакху (Дионису) – греческому богу плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Тут можно провести аналогию с древнегреческим мифом о Дионисе и безумии. Когда Гера вселила в Диониса безумие, он покинул воспитывавших его Ореад и бродил по землям Египта и Сирии. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. В шествиях Диониса, участвовали вакханки, сатиры, менады (нимфы) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

Схожесть Белой Королевы и Медузы Горгоны прослеживается в разговоре бобров с детьми. «…Но из тех кого туда увели, мало кого видели снова. Статуи. Говорят, там полно статуй – во дворе, на парадной лестнице, в зале. Живые существа, которых она обратила…(он приостановился и вздрогнул)…обратила в камень.» Очевидно, автор проводит аналогию с античным мифом о Персее и Медузе Горгоне:

«(И повествует Персей, как) скалы,

Скрытые, смело пройдя с их страшным лесом трескучим,

К дому Горгон подступил; как видел везде на равнине

И на дорогах — людей и животных подобья, тех самых,

Что обратились в кремень, едва увидали Медузу;»

В происхождении Белой Колдуньи тоже много мифологического «Она произошла от вашего праотца Адама (здесь мистер Бобр поклонился) и его первой жены Лилит...А с другой – она происходит от великанов.» У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя «автохтонами», возникшими из земли.Девкалион— в древнегреческой мифологии прародитель людей после потопа, оказавшийся с женой единственными спасшимися. Сын Прометея, царь Фтии в Фессалии. Супруг Пирры, дочери Эпиметея и Пандоры. Эпимитей и Промитей – древнегреческие

титаны (великаны).

Эпизод в котором рассказывается о том, как Дед Мороз подарил подарки Питеру, Сьюзен и Люси «-Питер, сын Адама и Евы!- сказал Дед Мороз. – Я, сэр – откликнулся Питер.- Вот твои подарки- но это не игрушки. …Дед Мороз протянул Питеру щит и меч…-Сьюзен, дочь Адама и Евы! -сказал Дед Мороз.-А это для тебя. И он протянул ей лук, колчан со стрелами и рог из слоновой кости…Тот кто стреляет из этого лука всегда попадает в цель…Наконец очередь дошла до Люси. – Люси, дочь Адама и Евы! – сказал Дед Мороз, и Люси выступила вперед. Дед Мороз дал ей бутылочку……- и небольшой кинжал. -В бутылочке,- сказал он,- напиток из сока огненных цветов, растущих в горах на Солнце. Если ты когда-нибудь из твоих друзей будет ранен, несколько капель достаточно, чтобы вас исцелить.» можно соотнести с первым мифом о Геракле «Рождение и юность» - «Возвращаясь с охоты на льва, он встретил послов царя Эргина, правившего в Орхомене, которые направлялись в родной его город Фивы за получением дани; жители Фив должны были ее платить каждый год в размере ста быков в течение двадцати лет. Встретив послов, Геракл отрезал им носы и уши, связал им руки и отослал обратно к царю Эргину. Тогда царь Эргин выступил с большим войском против фиванцев, но Геракл в латах, подаренных ему Афиной, стал во главе храброго фиванского войска, укрепившегося в узком ущелье, и разбил наголову врагов, а царя Эргина убил. В этой битве пал Амфитрион, мужественно сражавшийся во главе фиванского войска вместе с Гераклом и его братом Ификлом. Царь фиванцев Креонт, избавившись от тяжелой и позорной дани, наградил за это героя Геракла и отдал ему в жены свою старшую дочь Мегару. На свадьбу Геракла явились боги с Олимпа и одарили его щедрыми дарами. Гермес подарил меч, Аполлон — лук и стрелы, искусный Гефест — кованные из золота доспехи, а Афина Паллада — красивую одежду. Палицу Геракл вырубил себе сам в немейской роще.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: